Германия

 

Израиль ЗАЙДМАН

ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! (НЕМЕЦКУЮ)

 

О предполагаемом законе о (не)приеме еврейских беженцев из СНГ

 

В большинстве русских газет в Германии появились статьи о том, что разрабатывается закон об ограничении приема контингентных беженцев, то есть евреев, из стран СНГ. Закон якобы должен вступить в силу с 1 января 2006 г. Предполагается, что прием будет разрешен только лицам не старше 45 лет, сдавшим экзамен на знание немецкого языка и имеющим на руках выданный еврейской общиной в стране исхода сертификат, удостоверяющий их еврейское происхождение. Но главное – они не должны претендовать на социальную помощь или помощь по безработице. На мой взгляд, это эквивалентно принятию закона, состоящему всего из одной фразы: с 1 января 2006 г. прием контингентных беженцев из стран СНГ в Германию прекращается.

 

В самом деле, какой глава семьи решится на переезд в страну, где ему с самого начала никакой помощи не обещано – при том, что в этой стране очень непросто найти работу? На это может решиться человек, обладающий солидным капиталом либо высококвалифицированный специалист, заключивший контракт на работу в конкретной фирме. Но и тот и другой поедут, скорее, в Канаду: английский они уже знают, а немецкий еще учить надо, и в Канаде сертификата о национальной принадлежности от них не потребуют. А главное – при чем тут контингентные беженцы? По контракту в страну может въехать практически любой.

 

В одной из статей, посвященной данной теме, говорится, что разработка нового закона объясняется вот чем: «В этом году количество еврейских иммигрантов из бывшего Советского Союза, которые прибыли в Германию, достигло девяти тысяч четырехсот лиц, что на тысячу человек больше, чем за то же время выехало в Израиль. Такой перевес произошел впервые за многие годы…» Обратимся к реальным цифрам. В опубликованной в январском номере «Еврейской газеты» (далее – «ЕГ») статье Павла Поляна приведена таблица с годовыми цифрами еврейской эмиграции из СССР (СНГ) в Израиль, США и Германию. Из нее ясно видно, что цифра 9400 не «достигнута», напротив, до нее число еврейских эмигрантов в ФРГ опустилось, и «такой перевес» произошел тоже не впервые:  эмиграция евреев из СНГ резко уменьшается, начиная с 1998 года, и в Израиль и США – еще быстрее, чем в Германию. Причина проста: источник иссякает.

 

В февральском номере «ЕГ» за 2003 г. сообщалось, что с 1989 г. число евреев в Украине уменьшилось с 487 тысяч до примерно 120 тысяч, в Белоруссии – со 112 до 27 тысяч. В 1948 г., по данным «ЕГ» (май 2003 г.), на территории СССР проживало 2,1 млн. евреев. По данным цитированного нами выше П. Поляна с того времени выехало 1,73 млн. Все сходится: как сообщается в том же номере «ЕГ» от мая 2003 г., всего на территории СНГ осталось примерно 400 тысяч евреев. Практически все, кто хотел, уже уехали. Остались либо самые упорные (или немощные) старики, которые решили умереть там, где родились, или же те, кто имеет приличную работу (доходное дело) и потому тоже ехать никуда не собирается.

 

Надо еще иметь в виду, что в ряде стран СНГ экономическое положение, пусть медленно, но начало улучшаться. Можно не сомневаться, что число выезжающих оттуда евреев будет и дальше быстро уменьшаться. Более того, усиливается процесс их реэмиграции в страны происхождения. Например, Давид Шимановский, недавно посетивший свой родной город Киев (где сосредоточена добрая половина оставшихся в Украине евреев) сообщал («ЕГ», октябрь 2004 г.), что в 2003 г. из Киева в ФРГ выехало 913 евреев, а вернулось туда из ФРГ – 93, то есть уже десятая часть. Соотношение это, скорее всего, будет расти.

 

Учитывая описанную выше тенденцию, можно ожидать, что в 2005 г. ФРГ прибудет не более 6-7 тысяч евреев, а в 2006 г., если даже ворота останутся открытыми, это число уменьшится еще более – ориентировочно до 4-5 тысяч. Значит, в худшем случае (при условии, что ни один из вновь прибывших не пойдет работать, что никто из ранее прибывших не найдет работу, а также без учета процесса реэмиграции) в 2006 г. немецкой казне пришлось бы взять на довольствие дополнительно 5 тысяч евреев. Не станут ли они той соломинкой, которая переломит хребет экономики страны?

 

Нетрудно подсчитать, что каждый получатель социальной помощи, включая детей, обходится казне в 5-6 тысяч евро в год (деньги на проживание, квартплата, медицинская страховка), и закон Хартц-4 тут мало что изменил. Значит, 5000 «лишних» еврейских ртов обойдутся Германии в 30 млн. евро в год. Сумма немалая! Но… с чем бы ее сравнить? Вот, например, Михаил Гольдберг сообщает («Европа-Экспресс», №43, 2004 г.), что содержание армии чиновников обходится федеральному и местному бюджетам ФРГ в 165 млрд. евро в год. Он же пишет о том (там же, №29, 2004 г.), что бюджет государственных касс социального страхования составляет 270 млрд. евро в год. Наконец, как сообщает Елена Ободовская («Русская Германия», №41, 2004 г.), восточным землям, по разным данным, перечисляется от 83 до 98 млрд. евро ежегодно, а всего с момента объединения в эти земли, по подсчетам руководителя Центра истории СДПГ Клауса Шредера (Klaus Schröder), перекачено 1,5 триллиона евро. На всякий случай поясню: 1,5 триллиона – это 1500 миллиардов или 1500 000 миллионов. Сравнили? Поэтому предположение П. Поляна, высказанное в вышеупомянутой статье, о том, что над проектом нового закона о (не)приеме евреев в страну «витает тень» Ханса Айхеля (и подобные высказывания других авторов), представляется мне не очень убедительным: думаю, министр финансов ФРГ умеет считать не хуже меня. И надеюсь, историю своей страны он тоже знает.

 

Английский историк Вальтер Лакер в капитальном труде «История сионизма» так описывает достижения немецких евреев в последние десятилетия ХIХ века: «Из ста мальчиков-христиан только трое шли в гимназию, но из ста еврейских мальчиков – 26… Из сыновей и внуков лоточников и уличных торговцев появились целые плеяды химиков, физиков, математиков и врачей…». А в итоге: «В 1905 году в Берлине численность евреев составляла менее 5% от всего населения, но они давали 30% всего годового налога».

 

Ныне в гимназии идет достаточно христианских мальчиков. Но что касается детей иностранцев, то вот какие данные привела Марина Муравьева («Русская Германия», №39. 2004 г.): количество детей мусульман в начальной школе составляет 17,4% (надо полагать, такова их доля в общем количестве детей, ибо начальную школу посещают все дети), а вот в реальной школе их уже 7,3% и в гимназии – только 3,5%. Наши дети в подавляющем большинстве идут в гимназии, а затем – в университеты. Можно не сомневаться, история повторится: лет через 10-15 дети и внуки еврейских социальщиков станут заметной прослойкой немецкой интеллигенции и среднего класса. Налоги, которые они будут платить, окажутся весьма кстати, ибо соотношение между числом пенсионеров и числом налогоплательщиков к тому времени окажется еще менее благоприятным, чем сейчас.

 

Никто не сможет отрицать того, что немецкие евреи были в высшей степени интегрированы в немецкое общество. Не были бы они 60-70 лет назад уничтожены, они и сегодня вносили бы весомый вклад не только в экономику страны, но и в немецкую культуру. Нет нашей вины в том, что нам, новым немецким евреям, приходится начинать все сначала. Первое поколение эмигрантов всегда интегрируется в новое общество не очень успешно. Но уже второе поколение новых евреев будет интегрировано в немецкое общество лучше, чем любая другая группа эмигрантов (исключая российских немцев).

 

А то, что многие еврейские иммигранты трудоспособного возраста не работают, чаще всего не их вина. Я лично знаю нескольких, которые потеряли работу ввиду банкротства фирмы или сокращения персонала, то есть по тем же причинам, по которым становятся безработными немцы. Разница в том, что «чужих» первыми увольняют и последними принимают на другую работу. Кстати, усиливающийся процесс реэмиграции евреев в страны СНГ служит косвенным подтверждением того, что на пособии здесь они сидят не от лени: возвращаются не люди пенсионного возраста (их там ждет нищета), а те, кто может и хочет работать, но в Германии оказывается не востребованным.

 

Но вернемся к вопросу, почему именно сейчас власти решили прекратить прием евреев в страну. Если дело не в экономии средств, которая, как мы видели, будет мизерной, то в чем же еще? Мне представляется, что целью является не сама экономия, а стремление продемонстрировать народу борьбу за нее. Люди недовольны растущей безработицей, реформами, которые бьют по их карману, наплывом иностранцев, которых приходится содержать. И вот, пожалуйста, – власти принимают меры. Обыватель ведь не станет считать, какую экономию сулит новый закон, какую долю вообще составляют евреи в общей массе иммигрантов и т. п. Закон вступит в силу с 1 января 2006 г., а в 2006 г. какое событие произойдет в Германии? Правильно, выборы в бундестаг…

 

Вообще, иммиграционная политика властей ФРГ представляется мне безумной. Долгое время всячески ограничивался прием российских немцев. Тратились даже немалые средства, и большей частью впустую, чтобы побудить их остаться в СНГ. В качестве одной из причин было то, что, как и в случае с евреями, в составе их семей большой процент составляют славяне. Немцы в СССР (России) всегда славились своим трудолюбием. Я учился здесь с ними на языковых курсах. Так некоторые даже бросали курсы, как только находили работу! А главное, через одно-два поколения российские немцы, со всем своим славянским элементом, станут просто немцами – не отличишь. На месте германских властей я бы сожалел только о том, что этот источник тоже иссякает: немцев из СНГ прибывает в страну с каждым годом тоже все меньше.

 

Все серьезные демографы считают, что Германии не обойтись без притока иммигрантов. А власти ограничивают доступ в страну как раз тем двум категориям – российским немцам и евреям, – которые быстрее всех иных способны интегрироваться в немецкое общество. Да хоть бы и славяне – разве они не ближе по своему менталитету к немцам, чем иммигранты из мусульманских стран? Да, постепенное приобщение мусульманских народов к ценностям западной цивилизации – задача из самых важных. Но ведь получается что-то не очень, достаточно вспомнить 11 сентября в Нью-Йорке или кельнского халифа Каплана. Может, не стоит «гнать лошадей»? Выше мы писали о том, что в начальных школах ФРГ 17,4% учащихся – мусульмане. Это означает, что через 20 лет столько мусульман будет в Германии в целом – даже без дополнительного их притока в страну. Так, может, не стоит бояться притока славян?

 

Но вернемся к нашим баранам, то бишь, к евреям. Если закон, закрывающий им путь в Германию, будет принят, будет обидно. Обидно не за себя: тех, кто здесь уже живет, выселять никто не станет. И даже не за тех евреев, которые уже не смогут приехать в ФРГ: таких, как говорилось выше, осталось совсем немного, уедут они, в конце концов, в Израиль или в США. А обидно мне… за немцев.

 

Много говорилось и писалось о том, можно ли обвинять в преступлениях нацистов всех живших в то время немцев и должны ли отвечать за Холокост нынешние поколения немцев. Это большая и сложная тема. Мы ее сейчас касаться не будем. Но одно для меня несомненно: столько, сколько сделали послевоенные поколения немцев во искупление вины своих предков – и в моральном плане, и в материальном, – не сделал ни один народ в мире. Турки до сих пор не признали даже сам факт геноцида армян в начале ХХ века. А что было сотворено на нашей родине с российскими немцами, с целым рядом других народов, с русским и украинским крестьянством… Вы что-нибудь слышали о компенсациях этим людям или их потомкам? Вопрос риторический…

 

Но вот теперь, когда все компенсации жертвам преступлений по естественным причинам подошли к концу, в немецком обществе стали раздаваться голоса: хватит платить, самим не хватает. Вспомним не столь давнее выступление депутата бундестага Мартина Хомана. Мне хочется спросить: за что его, бедолагу, наказали? Ведь разработка закона, о котором идет речь, находится в том же русле: принимали, принимали евреев из СНГ, лет 15 принимали, и приняли около 200 тысяч, а ныне, когда соискателей осталось какая-то десятая часть от этого количества, двери решили захлопнуть.

 

Если это будет сделано, это бросит тень на всю 60-летнюю огромную и беспримерную работу по преодолению наследия нацизма, которую проделали послевоенные поколения немцев. И сделана эта глупость будет в момент, когда работа эта и без того подходит к концу. В связи с этим мне вспомнилась украинская пословица: «Пысав, пысав – и гимном запечатував». Обидно…

 

P. S. Когда статья была уже подготовлена, в прессе появились сообщения о том, что к пересмотру условий приема евреев из СНГ в Германию причастны руководящие круги Израиля, стремящиеся повернуть поток эмиграции в свою сторону. Но штука-то в том, что потока нет – так, тоненький ручеек. От его поворота никто уже существенно не выиграет и не проиграет…