Истоки

 

Эрнест ГУРЕВИЧ

РАЗДУМЬЯ ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ

 

Христианское Рождество и еврейская Ханука празднуются с разрывом в пару недель, поэтому в США в этот период везде висят приветствия Merry Christmas и Happy Hanukah. Но почему Рождество должно быть веселым (по-немецки тоже – frohe), а Ханука – счастливой? Американцы считают, что веселье как бы включает в себя и счастье, а Ханука, мол, пусть будет хотя бы счастливой. И праздник этот располагает и к веселью, но в большей мере – к раздумьям о своей сущности.

 

В результате походов Александра Македонского Иудея оказалась во власти греческих владык в течение 165 лет. Последние годы этого владычества отличались агрессивным давлением на сущность еврейства – монотеизм с его моралью – этической основой.

 

Эллинизм и иудаизм. Две религии, два тысячелетия оказывающие огромное влияние на развитие цивилизации. Что же тогда привело к их столкновению, выразившееся в войне, завершившейся победой евреев над эллинским правителем Сирии Антиохом Эпифаном и его многочисленным войском? Почему эту победу мы отмечаем как праздник – Хануку? Главная идея праздника – при любых обстоятельствах не поддаваться им, оставаться самими собой. Почему?

 

В 1895 году на все европейские языки был переведен капитальный труд австрийца Теодора Гонперца «Греческие мыслители». До 1917 года эта книга не раз издавалась на русском языке. Последний раз книга после 80-летнего перерыва была переиздана в Москве.

 

Важным моментом этой книги было утверждение о том, что мировоззрение греческих ученых и поэтов было аристократическим. Великий историк Греции Геродот отмечал, что у древних эллинов занятия ремеслами и торговлей были презираемыми. Даже Платон и Аристотель считали необходимым лишать гражданского полноправия ремесленников и торговцев.

 

Эллины молились идолам, хотя и представлявшим собой прекрасные скульптуры великих мастеров. Евреи под Господом понимали совершенно иное. «Адонаи эхад! – Бог един!» И поэтому, прежде всего, эллинизм для евреев был неприемлем. Ну, а ремёсла и торговля всегда были у евреев самым почетным делом после священнослужения.

 

Я уверен, что предки 90 % еврейских читателей газеты были именно таковыми по роду своих занятий. Мой дед по отцу был известным всей одесской Молдаванке «Портным мужским, дамским и военным», как значилось на вывеске его дома. В доме, где я родился, где жили мои другие дед и бабушка, был подвал медника, жестянщика, лудильщака Мизуча, на втором этаже жил классный дамский портной Володарский, а в другом флигеле с рассвета до полуночи ставил заплаты, перелицовывал одежды бедняков Шлойме Гринзавт. Напротив жил аптекарь Фан-Юнг, молочник Гейман.

 

В Польше городов с большим количеством евреев было порядка 400. И везде в них евреи составляли больше половины ремесленников и торговцев – от «холодного» сапожника до владельца роскошного магазина дамской одежды.

 

Порядка четверти фамилий ашкеназийских евреев были названиями профессий или выполняемых изделий на иврите, арамейском, испанском, немецком, польском, русском, белорусском, украинском, литовском, венгерском, чешском, румынском, итальянском языках.

 

Безусловно, аристократизм правящих элит, проявляющийся в образе мыслей, уровне образования, формах поведения, культуре ношения одежды и т.п. для нормального общества жизненно необходим. В эпохи падения нравов либо в моменты опасности аристократизм нередко бывал как бы ядром сплочения народов. На это качество эллинизма указывал Фридрих Ницше еще в юные годы, когда он был филологом-античником. Появляющиеся в наше время недалекие утверждения о том, что древние философы были бездельниками, далекими от реалий жизни, не выдерживают никакой критики. Но приходится признать, что вульгарно истолковываемый аристократизм, приводящий к презрительному отношению к ремеслам и торговле, особенно торговле, принес человечеству огромный вред.

 

Этот вирус презрения к торговцам заметен и в евангельском рассказе о том, как Иисус изгнал торговцев из храма. Это, по мнению выдающегося английского религиоведа Дж.Фрезера, раннехристианский отголосок предрассудка элиты рабовладельческой Эллады. Где, как не в храме, пришедший мог купить свечи, поменять при необходимости валюту?

 

Этот вирус прошел многие, как сейчас говорят, мутации. Интересно его своеобразное действие в творчестве Карла Маркса. Немецкая классическая философия впитала сей вирус вместе с эллинистическими основами. Вот одиозная статья Маркса, которой размахивал, как знаменем, Геббельс – «К еврейскому вопросу». Для потомка выдающихся раввинов торговцы – это евреи, а евреи – это торговцы, т.е. зловредное презираемое племя. Как смог этот политэконом, открыватель формулы «товар – деньги – товар» не заметить, что без торговцев эта формула, как и схемы воспроизводства, просто не действует?

 

Было такое советское собрание сочинений (далеко не полное) Маркса и Энгельса, где упомянутая статья была помещена с комментарием академиков-составителей. Этих ученых мужей явно коробил антисемитизм основоположника, поэтому они в сноске сообщали, что в немецком языке тех времен слова «еврей» и «торговец» были почти синонимами. Поэтому то, что сказано о евреях, относится, мол, к торговцам любых этносов. В Германии я выяснил, что в немецком языке всегда очень четко указывалось, что «еврей – это именно еврей». Вот бы и напечатали перевод под названием «К вопросу о торговцах». Но те академики переделать текст «священной коровы» не могли. Поэтому потом статью взял на вооружение российский академик-антисемит Игорь Шафаревич.

 

Этот вирус, не последний среди возбудителей антисемитизма, зависит от морального климата страны. По степени его распространенности и формам проявления можно четко судить о странах с точки зрения морально-этических норм.

 

Говорить о Хануке без упоминания о чуде освящения очищенного от осквернения Иерусалимского храма не приходится. И в этом нашем страшном безумном мире мы всё же ждем новых чудес. Жаждем очищения от терроризма, ксенофобии. Вроде бы вирус презрения к торговцам исчез, так давайте торговать, а не воевать.

 

При всем при том, есть же нечто, воспринимаемое как чудеса. Вот Сирия робко дает понять, что нужны переговоры с Израилем. «Хамас», которому доверять пока невозможно, вдруг заговорил о замирении. В Ираке действует новая политическая партия из возвратившихся политэмигрантов, одним из программных пунктов которой значится установление стратегического сотрудничества с США и Израилем. На ближайших выборах она не добьется мест в парламенте, но факт ее появления в арабском мире не может не вселять надежду. Всегда настроенная антисемитски комиссия ООН по правам человека, где председательствует Ливия, впервые приняла текст резолюции, где среди осуждаемых явлений религиозной нетерпимости значится и антисемитизм. Правда, пришлось европейским государствам, предложившим резолюцию, сломить позицию блока арабских стран, которые в конце-концов тоже проголосовали «за». Хочется верить, что это не дипломатический маневр.

 

Ну, и совсем уж нечто, находящееся на грани чуда. Глава правительства Франции поставил вопрос о запрещении вещания на территории страны канала антиеврейской пропаганды, того, что финансируется «Хезболлой». Неужто это начало поворота французской политики в ответ на разгул исламского экстремизма?

 

Будем думать, что мир не окончательно сошел с ума, и упоминаемые робкие ростки надежды вытянутся в леса и сады с пышной кроной и крепкими корнями.

 

Да сбудутся пожелания на зимние праздники, данные нами и нам!