Политика

 

СЛАДКАЯ ТРЯСИНА БЕСКОНТРОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

В большинстве государств СНГ наблюдается одна и та же картина: лица, ставшие во главе этих государств после их образования (иногда – несколько позднее), ни за что не хотят оставить подданных без своего мудрого руководства. Принятые на волне псевдодемократического подъема после развала Советского Союза конституции этих государств содержат норму: президент страны может быть избираем на свой пост не более чем дважды. Но положение это легко обходится – где с помощью крючкотворства, в  иных случаях – посредством народного волеизъявления.

 

Не очень удивляет, когда к подобным трюкам прибегают бывшие первые секретари компартий республик, в одночасье переместившиеся в президентские кресла соответствующих «независимых» стран: они привыкли, что их власть вечна. От Сапармурада Ниязова (ныне – Туркменбаши), Ислама Каримова, Гейдара Алиева другого ожидать не приходилось. Несколько меня удивил Нурсултан Назарбаев: в перестроечное время он заметно выделялся на фоне других республиканских бонз некоторой независимостью, демократичностью, здравыми взглядами на экономику. Автор этих строк даже предлагал (в письме не помню уж куда) его кандидатуру в премьер-министры СССР. Но очень уж сладка власть: Назарбаев нацелился баллотироваться в президенты, если я не ошибаюсь, уже на четвертый срок, и, более того, по примеру Гейдара Алиева одновременно мостит дорогу наследственной квазимонархии.

 

Еще более удивил Эдуард Шеварднадзе. Помните, как он (едва ли не первый из советских руководителей высокого ранга за много десятилетий) подал в отставку с поста министра иностранных дел СССР, когда посчитал, что Горбачев стал сдавать позиции ретроградам? Вот, казалось, уж кто за власть не цепляется. Но, видно, это была не совсем та власть. Власть президента страны, пусть даже бедствующей, но над которым никого нет, оказалась слаще, просто неодолимой. И Эдуард Амвросиевич тоже уступать ее никому не собирался, и вокруг него, как вокруг других собратьев по профессии в СНГ, сформировался свой процветающий – на фоне всеобщей нищеты – семейно-олигархический клан. Все же его былой демократизм не позволил, видно, ему задушить оппозицию до такой степени, как в большинстве стран СНГ, за что он, в конечном счете, и поплатился.

 

Но наиболее показательным на этом фоне представляется феномен президента Киргизии  Аскара Акаева. Он никогда не занимал партийных постов, ученый-физик, академик АН СССР, президент АН Киргизской ССР, то есть некое инородное тело в ряду постсоветских президентов. Он и смотрелся поначалу как демократичный руководитель. Но с годами, в условиях бесконтрольности (а какой контроль в полупатриархальной Киргизии?) власть крепчала, затвердевала и… росло нежелание расставаться с ней.

 

27 февраля в Киргизии состоятся очередные парламентские выборы, которые станут своего рода прологом к назначенным на октябрь выборам президента. В Бишкеке, по сообщениям СМИ (естественно, не киргизских), все силы брошены на подавление оппозиции. Для прикрытия используются два жупела: исламского экстремизма и «желтой революции» (по аналогии с «оранжевой»), инспирированной коварным Западом. Что эти два мифа взаимоисключающи, пропагандистов режима не волнует. Акаев говорит о «желтой чуме с коричневым оттенком» – точь-в-точь как пытался пугать украинцев Кучма тем, что «оранжевый цвет легко переходит, сами знаете в какой».

 

Вот так уважаемый ученый человек превратился в заурядного авторитарного правителя, «не хуже» бывших партийных бонз. Говорят, короля делает свита. Нет, короля делают его подданные. Оказывается, не так важно происхождение президента, как условия функционирования его власти.

 

Когда победа «оранжевой революции» в Украине стала очевидной, возникла легкая эйфория: казалось, ее пример вот-вот перекинется на другие страны СНГ. Сейчас наступило время более трезвых оценок. Все же случаи Грузии и Украины в чем-то уникальны. В Грузии, как говорилось выше, Шеварднадзе не решился совсем задушить оппозицию. Чтобы объяснить, что произошло в Украине, начну с анекдота. Жена говорит мужу: «Ты такой дурак, что даже на конкурсе дураков занял бы второе место». Тот возмущен: «Но почему второе?» Жена отвечает: «Ты такой дурак, такой дурак, что даже на конкурсе дураков тебе не хватит ума, чтобы занять первое место». Кучма просто не смог до конца задавить оппозицию. И у Украины есть Западная Украина, аналога чему нет ни в одной другой стране СНГ.

 

После «оранжевой революции» все маленькие и большие диктаторы в СНГ напряглись. Вряд ли в какой из этих стран у оппозиции хватит сил добиться успеха в ближайшие годы, хотя давление на власть, видимо,  усилится. Загадкой остается Россия, но уж очень русские привержены «твердой руке» и «величию державы». Пресса – и мировая, и российская – переполнена высказываниями о «начале конца» путинского режима. Но что придет ему на смену, никто не решается предсказать.

 

И. Зайдман