К 60-летию окончания Второй мировой войны

 

Израиль ЗАЙДМАН

Мир готовится отметить 60-летие окончания Второй мировой войны. Собственно, череда связанных  с этим событием мероприятий уже началась – открывшимся 27 января в Кракове международным форумом, посвященном 60-летию освобождения крупнейшего нацистского лагеря уничтожения Освенцима (Аушвица). На форум съехались высшие представители примерно 40 государств, уцелевшие и дожившие до этого дня узники лагеря и многие тысячи других гостей. В предлагаемой ниже статье рассказано, как встретила этот юбилей Россия, правопреемница Советского Союза, чьи солдаты и освободили Освенцим, да и вообще внесли наибольший вклад в разгром гитлеровской Германии и ее союзников.

 

Мы должны помнить, что жертвы Второй мировой – это не только миллионы солдат и офицеров воюющих армий, сложившие головы на ее фронтах, не только жертвы гитлеровского геноцида. Было много и других жертв, и мы постараемся рассказать и о них тоже. И мы предлагаем читателям: у кого остались воспоминания о Второй мировой, где бы вы ее не пережили – на фронте, в оккупации, в эвакуации, просто в тылу, в нацистском или советском лагере, в трудармии, в детдоме – напишите нам, а мы ваши воспоминания опубликуем. Не за горами время, когда не останется ни одного свидетеля той самой страшной в истории человечества войны. Пусть останутся наши свидетельства о ней…

 

СЛОВО И ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА

 

Выступая 27 января в Кракове на международном форуме, посвященном 60-летию освобождения Освенцима Советской армией, президент России Владимир Путин сказал: «Освенцим стал кровавой реальностью преступлений нацистского режима, который объявил евреев людьми второго сорта, но Холокост не только трагедия евреев, но и всего человечества… Мы в один голос должны заявить: никто не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, расовой нетолерантности». Золотые слова, но… примерно в том же духе высказались многие. Обратила на себя внимание участников встречи и международной прессы другая фраза из выступления Путина: «Совсем недавно канцлер Германии сказал, что ему стыдно за прошлое, но это прошлое, а мы должны стыдиться сегодняшнего дня, ведь даже в России, которая больше всего сделала для победы над фашизмом, для освобождения евреев, мы сегодня часто видим проявление этой болезни».

 

Откуда вдруг такой порыв самокритики? А очень просто: самокритика эта имела целью упредить неизбежную критику в адрес возглавляемой оратором страны. Дело в том, что за два дня до описываемого форума российские и мировые СМИ сообщили о том, что 20 депутатов Госдумы РФ обратились к Генеральному прокурору России с открытым письмом (опубликовано в газете «Русь православная») с требованием возбудить дело «о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских». В письме депутаты обвиняют евреев в стремлении «превратить народ в животную массу без веры и традиций». А вот и обоснование: «Еврейская религия  - антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств. Многие случаи этого ритуального экстремизма доказаны в суде…Множество антиеврейских акций во всем мире постоянно устраиваются самими евреями с провокационной целью, чтобы применить карательные меры против патриотов…Весь демократический мир сегодня находится под денежным и политическим контролем международного еврейства».

 

Я цитировал содержание письма по статье в «Комсомольской правде» от 25 января. В других сообщениях прессы уточняется, что в письме содержится «длинный список антисемитских цитат», собранных из соответствующих изданий «за период в 120 лет», то есть из небезызвестных «Протоколов сионских мудрецов», трудов нацистских идеологов и т. д. Письмо, оказывается, подписали 500 "православных христиан-патриотов", как назвали себя его авторы. Так что 20 законодателей, о которых первоначально говорилось, – это только верхушка айсберга российского антисемитизма и ксенофобии. Приводятся фамилии этих законодателей. 14 из них члены депутатской фракции «Родина», 6 – фракции КПРФ. Вообще-то фракция коммунистов побольше «Родины», но подписантов из них оказалось меньше – все же интернационалисты, да и называют их всего лишь красно-коричневыми, а те уж чисто коричневые. Среди «родинцев» выделяется фигура Игоря Родионова, бывшего министра обороны России, еще ранее прославившегося как «палач Тбилиси». А среди подписавших письмо коммунистов – целое созвездие известных имен: Николай Кондратенко, бывший губернатор Краснодарского края, ныне сенатор (на последних выборах в Думу шел вторым в списке КПРФ), Владимир Кашин, зам. председателя КПРФ, академик Академии сельскохозяйственных наук РФ, и, наконец, Альберт Макашов, который, я полагаю, в представлении не нуждается.

 

Обращение к Генеральному прокурору датировано 13 января. После того, как оно приобрело скандальную известность, оно было авторами отозвано. Им, конечно, с самого начала было ясно, что до его рассмотрения в прокуратуре дело не дойдет. Задача у письма была более «скромная», скорее всего, – еще больше возбудить ксенофобские настроения в населении страны.

 

Скандал получил мировой резонанс. Английская газета «Independent» в связи с этим писала: «В 2004 году в России по расистским мотивам было убито 44 человека…Сегодня в России проживает половина от числа скинхедов в мире. Их идеология – уникальная смесь неонацизма и неистового русского национализма…Прежде всего скинхедов объединяет ненависть к иностранцам, особенно, к кавказцам, азиатам и чернокожим. В прошлом году в Санкт-Петербурге они убили девятилетнюю таджикскую девочку Хуршиду Султанову на глазах ее отца. Ей нанесли 11 ударов ножом. Когда его (одного из убийц) спросили, сожалеет ли он о гибели девочки, Токмаков ответил: «А разве вы жалеете убитого таракана?»…Среди жертв скинхедов – люди самых разных национальностей. В сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге скинхеды убили двух девочек-цыганок в возрасте пяти и шести лет, а в октябре от рук скинхедов погиб двадцатилетний вьетнамский студент. В январе этого года в Москве были совершены нападения на нескольких евреев. Также в январе в Москве был зарезан мужчина кавказской национальности, а в российской провинции убит узбек».

 

Газета приводит мнения российских правозащитников о причинах явления: «Алла Гербер, глава фонда Холокоста, говорит о том, что 28% взрослых россиян хотели бы устроить специальные поселения для евреев, и еще 48% являются сторонниками ограничения прав национальных меньшинств. Руководитель Московского бюро прав человека Александр Брод считает, что почти две трети населения России разделяют мнение, что «Россия – для русских, а все беды – от иностранцев». Ладно, иностранцы, но Россия сама – многонациональная страна, русских в ней – 81%. Значит, нацменьшинства составляют почти пятую часть населения, и их права тоже предлагают ограничить. Тот же А. Брод резюмирует: «Когда возникают экономические проблемы, есть два способа отреагировать на них. Первый – это решать эти проблемы, а второй – искать врага и обвинять его в своих проблемах».

 

А Путин этак отстраненно философствует: «Никто не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, расовой нетолерантности». Как будто не он президент страны, в которой эти осуждаемые им явления цветут пышным цветом, как будто они не являются во многом плодом его политики. Правительство рапортует о значительных темпах развития экономики, благодаря невиданно высоким ценам на нефть и газ страна накопила значительные золотовалютные резервы, а немалая часть населения по-прежнему прозябает в нищете. Огромные средства опять, как в советские времена, тратятся на гонку вооружений. Развязанный Путиным второй тур чеченской войны истощает страну экономически и морально, обостряет межнациональные отношения, что прямо питает ксенофобию. И, как ранее советские руководители, виновников провалов своей политики Путин ищет на стороне. Так было после трагедии в Беслане, затем после того, как он оконфузился на весь мир неуклюжим вмешательством в выборы на Украине…

 

Но главное – в России до сих пор не подведена черта под прошлым. Путин в Кракове говорил, что Освенцим – «место страшных преступлений фашистов, место массового уничтожения людей, символ Холокоста». Но разве в России мало подобных мест? Да, гитлеровский геноцид в отношении евреев и цыган был беспримерно свирепым, он не оставлял жертвам никаких шансов на спасение. Но, если российские немцы, чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары и другие этнические группы были уничтожены в СССР «только» наполовину или даже на треть, разве это не геноцид?

 

Россия объявила себя правопреемницей СССР, присвоила все его активы за рубежом, не поделившись с другими бывшими республиками. Зато, говорят, мы приняли на себя все долги Союза. Простите, но разве это только долги Парижскому клубу? А как быть с долгами репрессированным народам? О денежных компенсациях жертвам репрессий, подобных тем, которые выплатила Германия, и речи нет. Ингушам до сих пор не вернули полностью их национальную территорию. Когда они, отчаявшись добиться этого от российских властей, попытались сделать это явочным порядком, их встретил огонь российских частей.

 

Российским немцам не вернули ничего. Как писал исследователь истории российских немцев Виктор Бруль («Антинемецкие кампании», «Восточный экспресс», №13’01), «на встрече с делегацией российских немцев в 1991 году премьер-министр СССР В.Павлов и председатель Президиума ВС СССР А.Лукьянов заявили, что идею республики немцев в СССР, несомненно, разрабатывают военные круги Запада и что это тонко рассчитанная вражеская диверсия». И еще: «В.Павлов сказал 11 сентября 1991 года в интервью «Независимой газете», что не видит разницы между немцами, напавшими на СССР в 1941 г., и немцами, которые живут в СССР после войны».

 

Но вот уже и СССР нет, а есть «демократическая» Россия. Везде, где немцы пытались восстановить свои автономные образования – в Поволжье, Алтайском крае, в Ленинградской области – они встретили бешеное сопротивление «общественности». Александр Фитц рассказал («Наступит ли для российских немцев ХХI век?», «Русская Германия», №34’01) о пикетах у здания московского кинотеатра «Октябрь», где в октябре 1991 года проходил первый съезд немцев СССР. Пикетчики держали плакаты, на которых было начертано: «Лучше СПИД, чем немецкая автономия!», «Отстояли Волгу в 41-м, отстоим и сейчас!» И буквально во всех случаях мнение «общественности» оказывалось для властей «демократической» России важнее долга перед незаконно репрессированным народом. Можно еще вспомнить издевательское предложение Ельцина отдать немцам под обустройство военный полигон в Волгоградской области, начиненный, по его же словам, снарядами.

 

Улучшилась ли для российских немцев ситуация с приходом к власти Путина? Год назад «Русская Германия» (№03) опубликовала отчаянное письмо Александра Дитца, учредителя и многолетнего главы Международного и Всероссийского фондов реабилитации и помощи жертвам сталинизма и трудармейцам. Он пишет: «Пытаемся еще ворошить вопросы реабилитации нашего народа, но надежд уже никаких. Медленно все идет к полному забвению нашей жизни на этой земле и в этом государстве…Теряем последнюю комнату, где хранится огромный архив о репрессиях против нашего народа – нет средств оплачивать аренду…Все мои годы борьбы и изнурительной работы пошли псу под хвост». То есть путинская Россия, как до того ельцинская, как еще раньше советская, не только о материальных и территориальных долгах репрессированному народу слышать не хочет, но и моральной реабилитации от нее не дождешься.

 

Россия отказалась принести извинения Польше за Катынь, где в 1940 году был уничтожен цвет польской интеллигенции. Отказывается она принести извинения народам Прибалтики за оккупацию 1940 года и последовавшие за ней репрессии. Вновь назначенный посол РФ в Латвии Виктор Калюжный по этому поводу заявил следующее: «России извиняться перед Латвией не за что…Чем виноват русский народ? ЧК возглавлял Дзержинский, из 44 членов Реввоенсовета 38 были евреями (привирает господин посол), четверо – латышами и только один был русский. Давайте еще выясним, кто возглавлял КГБ и кем по национальности был Сталин». Но к 1940 году, когда СССР захватил страны Балтии, Дзержинский был уже давно в гробу, от Реввоенсовета и следа не осталось, евреи, латыши, поляки, входившие ранее в органы власти, были практически поголовно уничтожены, почти все командные высоты в стране были заняты русскими. Правда, были два очень важных исключения – Сталин во главе страны и Берия во главе КГБ. Так что же, все претензии за советские преступления теперь следует направлять господину Саакашвили?

 

Да кто бы не стоял во главе страны, ответственность за содеянное от ее имени несет страна или ее правопреемник. И, кстати, в сегодняшней, путинской, России идет ползучее возрождение культа личности Сталина, советской атрибутики, имперского духа сталинского СССР. Что же господин посол от него открещивается? Нет в России чувства государственного достоинства. А словам ее президента о недопустимости ксенофобии, расовой (национальной) нетолерантности – грош цена, за ними не стоит никакого дела.

 

Послевоенная Германия признала свою ответственность (не вину!) за преступления нацистского режима – и стала другой страной. Россия ни за что отвечать не хочет – и человеческая жизнь в ней по-прежнему ничего не стоит.