К 60-летию окончания Второй мировой войны

ЗАБЫТЫЕ ЖЕРТВЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

(Кто повинен в трагедии российских немцев)

 

Мир отмечает окончание Второй мировой войны. В конце января в Освенциме (Аушвице) состоялся международный форум памяти жертв нацизма, удушенных в газовых камерах, расстрелянных в ярах, уморенных голодом – евреев, цыган, советских военнопленных, участников сопротивления из разных стран Европы. Об этих жертвах Второй мировой много говорит и показывает немецкое телевидение. С ними, в общем, все ясно – это жертвы именно национал-социализма.

 

Меньше, но тоже немало говорится о жертвах с другой стороны: гражданском населении Германии, ставшим жертвой тотальной воздушной войны со стороны союзников, не менее тотальной морской войны (в последние ее месяцы) со стороны СССР, а также немцах, изгнанных из своих земель в конце войны и вскоре после ее окончания. Немецкое телевидение, показывая фильмы на эти темы, сохраняет «политкорректность». Всегда в той или иной форме говорится, что первопричиной всех ужасов войны стала политика Гитлера: это он развязал мировую войну, он сделал расовую теорию инструментом государственной политики, бомбежкам союзников предшествовали воздушные налеты на английские города и т. д. В общем, все это верно. И все же в фильмах такого рода, хоть и не произносится, но за кадром постоянно витает немой вопрос: а не было ли в этих «акциях возмездия» чрезмерности, не уподоблялись ли противники гитлеризма сами ему?

 

Ладно, когда шла война: считалось, что бомбежки приближают ее окончание, что, в конечном итоге  должно уменьшить жертвы и страдания всех сторон. Но депортации гражданского немецкого населения из Восточной Пруссии, Померании, Силезии, Судет на окончание войны никак повлиять не могли, ибо большей частью совершались уже после ее окончания. Это было использование, пусть и не в такой жесткой форме, все той же идеологии «коллективной ответственности», которую использовали нацисты в отношении евреев, цыган и других народов. Да, и тут первопричиной была политика Гитлера, но вина за эти депортации, несомненно, лежит и на руководителях стран-победительниц, прежде всего, – на востоке.

 

Но есть еще одна категория жертв той войны, о которых, я не уверен, вспомнят ли вообще в ходе торжеств, посвященных окончанию Второй мировой, – это целые народы, депортированные в период войны в СССР. Первой жертвой среди них стали российские немцы. Чьи это жертвы – тоже Гитлера? Сформулируем вопрос точнее: когда немцы напали на СССР, было ли справедливым или, по меньшей мере, оправдано военной необходимостью то, что сделал сталинский режим со «своими» немцами?

 

Самое для меня непостижимое – это то, что среди самих российских немцев находятся люди, отвечающие на этот вопрос утвердительно. Вот что писал, например, Иоганн Кайб, режиссер («Heimat», №10, 2001 г.): «Я обвиняю вас, политиков Германии, в случившемся в 1933-45 годах. Мы, или вернее наши деды и отцы, которые расплатились за ваш выбор в тридцать третьем собственной жизнью и здоровьем, не могли из России, Польши, Латвии и этцетера повлиять на ваш выбор». Но Кайб хотя бы говорит о вине «двух свихнувшихся психопатов Гитлера и Сталина», то есть не снимает часть вины с последнего.

 

Но вот случай еще более яркий. В газете «Русская Германия» была опубликована статья Юрия Могилевского под названием «Мы тоже родом из фашизма», в которой говорилось: «Мы возмущаемся прошлым Германии, но бережно храним воспоминания о своем прошлом. Мы не хотим понимать,  что многие из нас служили такому же фашистскому режиму… Мы родом из другого фашизма, безнаказанного и прощенного… Мы не имеем права спрашивать с нынешних немцев за грехи их родины, если мы не готовы быть спрошены за грехи нашей». Можно было ожидать, что возмутится кто-то из живущих здесь бывших советских евреев (почему, я сейчас не буду объяснять), но возмутился… российский немец.

 

В письме в ту же газету (№ 6, 2003 г.) Йоханнес Деханд из Нюрнберга писал: «В вашей газете была опубликована статья «Все мы родом из фашизма», автор которой попытался сравнить СССР и нацистскую Германию. Я считаю, что этим сравнением он полил грязью меня и всю мою семью. По вине Германии мои близкие, как и многие тысячи других немцев, были выгнаны из Поволжья в Сибирь. Лишились всего: дома, земли, скота. Германия нам ничего из этого не компенсировала». Человек абсолютно уверен в том, что это Германия вынудила советские власти загнать российских немцев в концлагеря, и иначе они поступить не могли. Хоть бы задумался человек о том, почему немцы в СССР подвергались дискриминации еще много лет после войны.

 

Но и это еще «цветочки». «Европа-Экспресс» (№ 23, 2003 г.) под заголовком «Свобода была только в СССР» опубликовала письмо Владимира Эккарда из Ахаус-Вюллена, в котором он писал, что, если демократия и свобода где-то были, то только в Советском Союзе, «но сейчас, окунувшись с головой в капиталистическую действительность, начал понимать, что советские ценности были настоящими жизненно необходимыми ценностями». Посчитав это письмо недостаточным, он прислал в газету (№ 51, 2003 г.) более обширную статью, в которой отстаивает те же «ценности». В ней есть, например, такие слова: «При общенародной собственности политическая власть была общенародной, то есть принадлежала рабочим, крестьянам, интеллигенции и выражала их интересы». Выходит, это в интересах крестьян в 1932-33 годах было выморено голодом не менее 10 миллионов украинских, русских, казахских и немецких (о чем менее известно) крестьян, в интересах интеллигенции несколько позднее были репрессированы сотни тысяч интеллигентов и т. д. О страданиях своего народа (а, судя по всему, автор – российский немец) под властью этой «общенародной власти» господин Эккард даже не вспоминает: очевидно, тоже считает репрессии против немцев в период войны с Германией закономерными и неизбежными.

 

Российские авторы в оправдание сталинского геноцида в отношении немцев ищут прецеденты в истории. Легче всего такой прецедент найти в истории самой России. Как известно, в 1915 году около 200 тысяч немцев были переселены из украинской Волыни в Сибирь (кстати, в то же время из 50-верстой прифронтовой полосы были выселены евреи, которые к Германии, казалось бы, вообще никакого отношения не имели). Конечно, это тоже была репрессия. Но разве ее можно сравнить со сталинской? От переселения на другие земли в 1915 году немцы, вероятно, понесли материальные потери, но в сталинских лагерях они потеряли не менее трети своего людского состава!

 

Еще одно излюбленное сравнение – с судьбой граждан США японского происхождения во время Второй мировой войны. Не буду говорить о том, что писали о них русские авторы, но вот что написал об этом российский немец Александр Приб, называющий себя историком («Heimat», № 10, 2003 г.): «В декабре 1941 года, когда Япония объявила войну США, правительство интернировало всех японцев, проживающих на ее (кого – ее?) территории, и до конца войны содержало их в концентрационных лагерях». Не будем обращать внимания на некоторую путаницу с употреблением местоимений, а также на то, что ученый историк, похоже, не в курсе того, как Япония «объявляла войну» США. Главное, не соответствует действительности содержание его утверждения.

 

Послушаем, что рассказывает в статье «Российские немцы и американские японцы» («Русская Германия», № 36, 2004 г.) Виктор Фишман: «Только через три месяца после нападения японцев, в марте 1942 г. президент Рузвельт издал указ 9066, согласно которому все японское население Тихоокеанского побережья США в течение 6 дней должно было покинуть свои дома и с самыми необходимыми вещами (их вес на человека не должен был превышать 35 кг) переселиться в подготовленные в пустыне Невада резервации». Значит, произошло это не в декабре 1941 года, как пишет историк, а на три месяца позднее. 6 дней – это не 24 часа, которые давали советским немцам в аналогичной ситуации, и вещей японцам разрешили взять побольше, но это все мелочи. Читаем Фишмана дальше: «Уже через два месяца после выселения японцев последние составили и направили в Конституционный суд США петицию. В этом документе на основании статей Федеральной конституции доказывалась противоправность указа президента Рузвельта. Через полтора года (у, империалисты-волокитчики!) Конституционный суд США вынес решение о том, что действия президента Рузвельта не соответствуют духу и букве Основного закона демократической страны. Лагеря были расформированы, люди получили компенсации и вернулись в свои дома. А ведь война с Японией еще продолжалась!» Может кто-нибудь из бывших советских людей представить себе, чтобы представители любого из депортированных в СССР народов обратились (да еще во время войны!) с подобной петицией в Верховный суд СССР? А господин Приб на словах осуждает советские власти за геноцид немцев, но своими фальшивыми сравнениями в то же время подсовывает им оправдания.

 

Между прочим, в США проживает намного больше немцев, чем их было в СССР. Цифру я назвать не могу, но подтверждением сказанного может служить тот факт, что еще при обсуждении в американском Конгрессе вопроса о том, какой язык сделать государственным, выбор шел между английским и немецким, и первый победил большинством всего в один голос. Никаким репрессиям немцы в США во время войны не подвергались. Многие из них в составе вооруженных сил США участвовали в боях против гитлеровских войск. И в СССР, как пишет тот же Виктор Фишман, «когда началась Великая Отечественная война, в Красной Армии воевали около 65 тысяч российских немцев. Причем, значительная их часть явилась в военкоматы по месту жительства добровольно. За первые два месяца боев 11 немцев были удостоены звания Героев Советского Союза». Еще живя в Украине, я читал о том, что российские немцы отличились при обороне Брестской крепости. Но… 8 сентября 1941 года в войска был спущен секретный приказ № 35105, который предписывал немедленно очистить Красную армию от личного состава немецкой национальности.

 

Советский режим отличался патологическим недоверием к любым группам населения, в которых было или ему чудилось что-то «не свое». Нет, когда надо было власть завоевывать, годились все: евреи, латыши, поляки, немцы, китайцы, кто угодно. Когда власть упрочилась, всех «чужих» стали вычищать. К началу войны в органах власти не осталось латышей и поляков. В одной из статей я прочитал, что примерно из 200 тысяч латышей, оставшихся после революции и гражданской войны в Советской России (как же: латышские стрелки, ЧК) во второй половине 30-х годов 70 тысяч было уничтожено. Это означает – все взрослые мужчины.

 

И депортации народов не всегда были связаны с войной. Первые выселения финских деревень с северо-запада России во внутренние регионы страны начались еще в 20-е годы прошлого века. В конце августа 1937 года началась депортация в Казахстан и Среднюю Азию корейцев с советского Дальнего Востока. Причина? Отношения СССР с Японией были натянутыми, а корейцы – они такие же косоглазые, как японцы. При этом переселении национальная культура советских корейцев была начисто уничтожена. А за что в 1944 году были депортированы из Грузии турки-месхетинцы, если туда и война не дошла?

 

Лауреат Нобелевской премии Фридрих Хайек писал в своем знаменитом  труде «Дорога к рабству»: «Само понятие человечества, а потому и любая форма интернационализма, являются всецело плодом индивидуалистического взгляда на человека, и им нет места в коллективистском мышлении… Пока социализм остается теорией, он интернационалистичен, но как только его начинают осуществлять на практике, будь то в России или Германии, он становится оголтело националистическим». Парадоксальным, на первый взгляд, образом американское общество, основанное на индивидуализме, оказалось на деле неизмеримо более интернационалистичным, чем советское, кричавшее о своем интернационализме на всех углах.

 

Книга Хайека впервые была издана в 1944 году, а писалась, конечно, еще раньше. Он тогда, очевидно, еще не мог знать о советских депортациях, но с прозорливостью истинного ученого сумел разглядеть природу коллективистских форм организации общества: провозглашают ли они  национал-социализм или интернационал-социализм, они одинаково приходят к преследованию национальных меньшинств. А многие бывшие советские люди, независимо от национальности, привезли сюда весь мусор, которым начинила их мозги советская пропаганда, и не только по национальному вопросу. Некоторые, как мы видели, согласны даже с тем, что их правильно уничтожали, и, кроме Гитлера, в этом никто не виноват.

 

Россия, как я уже писал, ни за что отвечать не хочет. И ее такая позиция самих пострадавших очень даже устраивает.