История немецкого театра

27 марта отмечается международный день театра. Среди наших соотечественников, живущих в Германии, немало людей, знающих и любящих русский театр. Но что мы знаем о немецких театрах, их истории? Между тем, ряд немецких театров сыграл выдающуюся роль в развитии европейского театрального искусства, оказал вляние на мировой театральный процесс.

Наш постоянный автор Э.Гуревич подготовил для нашей газеты серию историко-искусствоведческих очерков о знаменитых драматических театрах, начиная от ХVII и заканчивая ХХ веком, театром Брехта.

 

1. «Знаменитая банда»

 

Так называлась странствующая труппа комедиантов, самая известная в германских государствах ХVII – начале ХVIII века. Создана она была актером К.Паульсеном примерно в 1650 году. Но особую известность труппа получила после прихода в нее Иоганна Фельтена в 1672 году. Вскоре он быстро занял здесь ведущее положение, поставив впервые на немецком языке комедии Мольера.

 

Фельтен – создатель немецкого профессионального театра нового типа. Сначала в труппу были приглашены студенты, что способствовало подъему культурного уровня труппы. Здесь впервые в Германии женские роли стали играть актрисы, среди которых выделялась жена Фельтена Анна-Катарина.

 

Из финансовых соображений в театре сохранялись любимые пьесы старинного итальянского театра Герарди и английские трагедии. Эти пьесы Фельтен называл «главными и государственными действами». В таких спектаклях было много патетических и «страшных» сцен с убийствами, появлениями привидений, грубыми шутками. Здесь все соответствовало нормам своего времени.

 

Фельтен начинает вводить в репертуар комедии Корнеля и Мольера в прозаическом переводе с французского, опубликованные в Нюрнберге в 1684 году. Актеры распрощались с крикливой патетикой, стали говорить четко и ясно. В 1685 году саксонский курфюрст объявляет труппу Фельтена своей, постоянной, и предоставляет в полное распоряжение театральное здание с самой современной в то время техникой сцены. Артистам стал выдаваться годовой оклад. Это был первый немецкий театр с постоянным зданием и положением артистов, как государственных служащих. За пять лет на сцене утвердился классический репертуар, в который вошли испанские комедии «плаща и шпаги», а также немецкие пьесы Христиана Вайзе.

                   

Но после смерти курфюрста в 1690 году театр опять стал «передвижным» в поисках зрителя. Сам Фельтен умер в 1692 году, после чего 25 лет его вдова продолжает реформаторскую деятельность мужа. Приходилось в странствиях возвращаться к практике импровизированных патетических драм и шутовских комедий. Нужно было и учитывать конкуренцию со стороны многочисленных итальянских комедийных трупп. Пришлось пригласить итальянского актера Бастьяри, владевшего немецким языком. История отмечает его прекрасное исполнение роли Арлекина.

 

В начале ХVIII века труппа распалась. Но деятельность Фельтенов заложила основу для развития немецкого национального театрального искусства.

 

Эрнест ГУРЕВИЧ