История немецкого театра

 

 

2. Гамбургский национальный театр

 

 

После труппы Фельтена появляются и стационарные театры, из которых выделяется Гамбургский национальный. Он существовал всего два года (1767 – 1768), но остался в истории как весьма значительное явление. Дело в том, что им руководил такой выдающийся немецкий классик, как Готхольд-Эфраим Лессинг. Он с юности увлекался театром и в 1747 году стал писать пьесы для знаменитой лейпцигской труппы Каролины Нейбер.

 

Лессинг был одним из виднейших сторонников объединения Германии и считал, что этому должны способствовать литература и искусство высокого уровня, остро реагирующие на немецкие общенациональные проблемы.

 

Лессинг первый вывел на германскую сцену нового героя – бюргера. В 1775 году на сцене появилась пьеса Лессинга «Мисс Сара Сампсон» о трагической судьбе девушки из бюргерской семьи, обольщенной и брошенной дворянином. Тогда это был весьма смелый шаг гамбургского театра.

 

Этот театр утверждал немецкий национальный репертуар, старался отделить финансовую сторону деятельности от художественной. Нашлись 12 богатых купцов-меценатов, выделивших из своих рядов трех хозяйственных руководителей. Новая дирекция декларировала необходимость роста культуры актера, чистоту нравов, постоянное совершенствование мастерства.

 

Приглашенный в качестве своего критика Лессинг подвергал анализу все постановки. Но планы реализовывались в усеченном виде, так как «примы» из актеров очень обижались на их персональную критику. Пришлось сосредоточиться на анализе репертуара. Стал выходить журнал «Гамбургская драматургия» – манифест немецкого просвещения. Актер должен быть на сцене естественным, говорить без ложного пафоса, условной пластики, вживаться в каждую роль. Тогда этот театр был обладателем самого лучшего репертуара, состоящего из шедевров европейской классики.

 

Но этот репертуар был слишком серьезен для широкой публики, жаждущей развлечений, сборы стали стремительно падать, надо было ставить балеты и арлекинады. Но это слабо помогало. Театр распался на две странствующие по Германии труппы.

 Готхольд-Эфраим Лессинг

Лессинг воспринял это как трагедию. Он признался, что немцы еще не стали нацией, поэтому создание немецкого национального театра было преждевременной попыткой. Но через всего три года после распада Фридрих-Людвиг Шрёдер, крупнейший немецкий актер XVIII века, как бы сконцентрировал весь театральный опыт за полтора века, в том числе и идеи Лессинга, с которым он работал в Гамбурге. Шредер воспитал плеяду лучших актеров, создал новую систему работы над спектаклем, насаждал в театре серьезную литературную драму, возродил на немецкой сцене Шекспира.

 

В 1785 году он вернулся из Венского «Бургтеатра» в Гамбург, где 12 лет руководил тем же театром, в котором работал Лессинг. Третий раз он вел этот театр в период наполеоновской оккупации (1811 – 1812гг.). Шредер – создатель гамбургской школы в немецком актерском искусстве на базе теоретических разработок и драматургии Лессинга.

 

Эрнест ГУРЕВИЧ