Юмор

 

Сегодня мы рады познакомить наших читателей с известным карикатуристом с Украины Анатолием Лернером (ныне живущем в Котбусе). Не будем тратить много слов на его представление, потому что лучше, чем он это сделал сам, все равно не получится, тем более, что его автопредставление является самодостаточным художественным произведением, написанным с легкой иронией по отношению к самому себе. Итак, знакомьтесь:

 

Анатолий ЛЕРНЕР

(немного о себе и своём жанре)

В 1946 году войны уже не было, и  я счёл возможным появиться на свет. Произошло это 18 июля в г. Киеве на Украине. Место, как оказалось впоследствии, можно было выбрать и получше, но в то время мне ещё трудно было разобраться в происходящем.

 

Биографические данные вряд ли представляют для кого-либо интерес. Рассказывать их долго, а читать (родился, учился, женился и т.д.) так же скучно, как с вежливой улыбкой рассматривать чужой семейный альбом.

 

Краткая характеристика: Рак, Собака, Оптимист. Именно с большой буквы.

 

Вкусы (крайне сжато): в музыке  –  Emmerich Kalman, Glenn Miller, Chubby Checker, Tennessee Ernie Ford, Paul Anka, Bill Haley, Connie Francis, Elvis Presley, американская музыка кантри. Терпеть не могу русскую и иностранную попсу и приблатнённый репертуар. В литературе – Чехов, Гоголь, Булгаков, Паустовский, Жванецкий, Войнович, Кривин, Губерман, Шендерович. Отдельно – великолепная книга Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». В изобразительном искусстве – Сальвадор Дали и Исаак Левитан, несмотря на всю разницу между ними. Люблю мальвы, подсолнухи и полевые цветы. Наиболее неприемлемые мною человеческие недостатки – тупость, хамство и отсутствие чувства перспективы. Об отсутствии чувства юмора вообще не говорю; без него человек  уже даже не человек, а так – организм…

 

До переезда в Германию я профессионально занимался не только карикатурой. В жанре сатиры и юмора у меня много литературных работ: эпиграмм, миниатюр и т. п. Был и остался членом Союза журналистов Украины. Долгое время работал редактором соответствующих отделов в больших украинских изданиях. Выпускал даже собственный сатирическо-юмористический журнал «Ревизоръ». В 1991 году в Киеве очень большим и по тем, и по нашим временам тиражом (100 тыс. экз.) вышел сборник моих карикатур «Над кем смеётесь?». Предисловие к нему написал  глубоко уважаемый мною классик и патриарх интеллектуальной сатиры и юмора Феликс Кривин, чем я до сих пор горжусь.

 

Причины переезда я уже неоднократно излагал, в частности в газете «Lausitzer Rundschau»; повторять не хочется. Германия производит на меня в основном хорошее впечатление, все очень доброжелательны. Даже местная бюрократия, в отличие от украинской, не берёт, а даёт; делает нечто конкретное и выдаёт конечный результат. Стоит, правда, сказать, что с моей точки зрения в Германии всё делается хоть и достаточно точно, но как-то очень медленно, как будто людям отпущено лет по 150 жизни. Однако мы здесь гости и вряд ли можем диктовать свои порядки.

 

Теперь о моих взглядах на то, чем я занимаюсь. Ввиду того, что на литературу приходится только десять лет, а на карикатуру –  двадцать три, говорить буду именно о последней.

 

Прежде всего, с моей точки зрения, карикатуру можно разделить  на две разновидности.

 

Первая – иллюстративная, для прессы. Делается такая карикатура по заказу редакции, живёт от одного дня до месяца, и искусства большого в ней обычно нет. Правда, есть гонорар, но это из другой сферы…

 

Вторая же разновидность создаётся по желанию самого автора, если угодно – по вдохновению. Поэтому думаю, что именно её можно отнести к совершенно самостоятельному и притом популярнейшему направлению искусства.

           

В Библии сказано: «В начале было слово». Но это, видимо, не совсем так, ибо перед  словом обязательно была мысль. Именно мысль, идея и должна лежать в основе хорошей карикатуры. Отсутствие мысли, либо её слабость сразу заметны.  Это невозможно скрыть никакой отделкой, необычностью фигур, линий или раскрашиванием во всевозможные цвета. Есть много карикатур, в которых краски – на доллар, а мысли – на пять центов; должно быть наоборот. Сюжет без мысли в основе не стоит потраченного на рисование времени. Кроме того, настоящая, я бы сказал, классная карикатура должна показывать, раскрывать определённое явление, иметь большой смысл, а не быть графическим вариантом анекдота, либо, что ещё хуже, иллюстрацией к анекдоту или просто декоративным пятном. Однако такого, к сожалению, хватает…

 

Что может быть объектом карикатуры? То, что не уходит в прошлое. То есть, это не какие-то определённые люди, а вечные людские свойства, отношения между людьми, социальные и другие явления. Например, тупость, злость, зависть, идеологическое и религиозное мракобесие. Ещё раз прошу заметить, не конкретный, например, старый дурак товарищ Леонид Ильич  Брежнев, а маразм и глупость. Не бездельник Маркс, а псевдоучёность. И не отдельные мусульманские кликуши, а мерзость всей их религиозной идеологии. Кстати, что касается последних, то мне кажется, что лучше всего они смотрятся  не на странице, а на прицеле. Надеюсь, что выразил свою мысль вполне ясно.

 

Далее. Карикатура – очень концентрированное искусство. Одним рисунком можно выразить то, для чего в литературе потребуется много страниц. А часто даже то, что вообще никаким текстом не передать. Поэтому в рисунке нежелательны лишние, отвлекающие от сути детали, украшательство. Чем меньше деталей содержит карикатура и, в то же время, чем полнее и доходчивее выражена с их помощью идея автора, тем лучше результат. Однако важно не впасть в крайность: карикатура не должна быть ни схемой, ни произведением живописи. Она имеет свой собственный, условный путь.

 

Я не был сторонником чрезмерного использования цвета кроме тех случаев, где без него функционально нельзя обойтись, но теперь это не получается: конъюнктура такова, что Европа непонятно почему любит раскрашенное. Может, потому, что от хорошей жизни чёрно-белое уже не доходит…

 

У меня было восемь персональных выставок, из них первая – на «Юморине-88» в Одессе, последняя будет посмертно, о чём я своевременно сообщу, а пока (с момента переезда) –  в Польше (2003),  в Коттбусе, где я живу (2004) и в апреле 2005 года в Берлине.

 

Что я могу посоветовать начинающим карикатуристам? Меньше гоняйтесь за призами и восторгом так называемых «широких масс», всё равно всем не угодите. Не разменивайтесь на мелкие, лежащие на поверхности сюжеты. Если вы не шаржист, старайтесь показать не человека, а явление. Ищите истину, и вы найдёте её. Это обещаю вам не я, но Тот, кто неизмеримо выше меня, и ему стоит поверить.

 

А я просто буду рисовать дальше…

                                                  

Наши хроники

 

Пути искусства

 

Рекордные сборы обещает сделать фильм ужасов режиссёра Никиты Михалкова  «Московский мутант». Интересно, что в основе сценария фильма лежит до сих пор популярное у нас детское произведение Михалкова-старшего «Дядя Стёпа».

 

Культуру – в массы

 

Свой вклад в развитие отечественной культуры внёс коллектив ликёро-водочного завода г. Аховска. В ознаменование юбилея Ф. М. Достоевского предприятием выпущена новая водка повышенной крепости «Идиот». Дегустаторы сообщили, что после принятия 250 граммов продукта ясно слышат голос писателя; дальнейший приём делает возможным уже диалог.

 

Терпение и труд

 

Не знают границ трудолюбие и настойчивость нашего народа! Так, купленная лесником А. надувная резиновая баба, вследствие правильно проделанной с ней лесником разъяснительной работы,  теперь не только отлично выполняет свои основные обязанности, но ещё и убирает избушку, колет дрова и готовит еду.

 

Сказки и история

 

В далёкой сибирской деревне Малые Нужды обнаружена неоднократно упоминавшаяся в народных преданиях скатерть-самобранка. Более того – вместе с ней найдена входящая в комплект, но неизвестная ранее челюсть-саможралка. Теперь местное население полностью свободно от любых забот и отдаёт всё  время размышлениям о своей роли в истории.

 

Ай Пушкин, молодец!

 

Последние литературоведческие исследования привели к сенсационному выводу: оказывается, легендарное произведение «Старик и море» было написано Хемингуэем под влиянием пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», которую в детстве читала ему няня.

 

Громадьё замыслов

 

Союз художников сообщает, что знаменитый скульптор Церетели приступил к исполнению грандиозного суперпроекта – статуе В. И. Чапаева. Она будет изваяна из высококачественной бронзы; размер творения от верха папахи до каблуков составит сто метров. Статуя будет расположена горизонтально на дне реки Урал.

 

Тревожное положение

 

За последние месяцы на территории Украины не пропал ни один журналист. Силовые структуры проводят поиск виновных в сложившейся ситуации.       

 

ЭМИГРАНТСКОЕ

 

Всё стало на места. Поступок мой понятен.

Тем, кто колеблется, скажу наверняка:

Да, дым отечества нам сладок и приятен,

Но нюхать лучше все ж издалека…

 

РЕДАКТОРАМ НЕКОТОРЫХ ГАЗЕТ

 

Я вам писал – чего же боле?!

Но всё же лучше жить на воле…

 

 ХРОНИЧЕСКОЕ

 

Мне мудрые беседы бесполезны

И бесполезны  жизненные клизмы;

Сегодня, завтра, на краю у бездны

Я буду заниматься оптимизмом.

 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ

 

Воспоминания хорошие, плохие…

При всех различиях их нечто единит.

Отсюда – двойственное чувство ностальгии:

И кушать хочется, и наперёд тошнит.

 

Ударим интеллектом!

 

ГОТОВЫ ЛИ ВЫ К КОНТАКТАМ?

(тест)

 

Вы верите в существование инопланетян – другие же видели… Лично вам, чтобы их увидеть, требуется:

а) одна бутылка водки

б) две бутылки водки

в) телескоп

 

Если инопланетяне, наконец, перед вами появятся, вы:

а) испугаетесь

б) предложите выпить за встречу

в) побежите к психиатру, чтобы выпить с ним

 

Разговаривая с пришельцем вы попытаетесь в первую очередь выяснить:

а) как он сюда попал

б) не еврей ли он

в) уважает ли он лично вас и в вашем лице всю Солнечную систему

 

Если встреча проходит в наших лучших традициях, то на третий день вы:

а) удивитесь зелёному цвету гостей, и особо – их рожкам и копытам

б) попроситесь к ним на планету

в) неожиданно для себя откроете, что вы и сами – инопланетянин

 

Как бы вы ни ответили на вопросы этого теста, вы общительны, поэтому с пришельцами раньше или позже обязательно встретитесь. А как это сделать, вы, похоже, уже знаете…

 

Все произведения Анатолия ЛЕРНЕРА