История немецкого театра

3. Ваймарский театр

 

В этом знаменитейшем театре конца XVIII – начала XIX века реализовывали свои драматические и театральные идеи великие немецкие писатели И.Гете в 1791–1817гг. и Ф.Шиллер в 1799–1805гг. К моменту переезда Гете в Ваймар (1775г.) там был любительский придворный театр с хорошей сценой и ее механизмами. Но в 1780г. было построено новое, более соответствующее требованиям театрального дела здание, сушествующее и ныне. Здесь был поставлен 601 спектакль.

 

Под руководством Гете был создан выдающийся актерский коллектив, заложены основы европейской театральной режиссуры, и впервые реализован принцип актерского ансамбля.

 

Гете с юных лет играл в любительских спектаклях, в том числе и в своих пьесах. В Ваймарском театре к началу его руководства была очень слабая труппа. Гете начал работу с обучения актеров более искуссной игре, пытался отучить их от рутинных манер. За первые 73 дня работы были показаны 39 постановок – для увеличения сборов.

 

В 1799г. в город приехал Шиллер, который работал в театре с Гете шесть лет. Они начисто покончили со всем слабым, сентиментальным, возбуждающим ужас, грубым. В то время ваймарский театр стал образцовым.

                       

                                                            Гете                                                                 Шиллер

У Гете с Шиллером были определенные трения, так как он считал драмы своего друга чересчур бунтарскими. Но «Лагерь Валленштейна» была написана такими прекрасными стихами, что Гете поставил ее, чем и начал борьбу с мещанской драмой, слезной комедией. Оттуда идет требование высокой культуры слова в немецком театре. Шиллер стал писать для театра по пьесе в год: «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Мессианская невеста», «Вильгельм Телль». Он переработал «Макбета», «Федру» Расина, «Принцессу Турандот» Гоцци. Также Шиллер переработал пьесу Гете «Эгмонт», ее поставили, но позже Гете счел, что спектакль уж очень внешне эффектен.

 

Гете придавал огромное значение постановкам пьес Шекспира, как лучших трагедий. Были в репертуаре также Кальдерон, Вольтер, Корнель, Расин, Мольер, Гольдони, Лессинг. Но приходилось учитывать «спрос» мещанской публики, поставить 114 пьес более легкого жанра. Гете первый ввел в обиход коллективные читки пьес за столом. На репетиции на сцене уже весь актерский состав знал текст, замысел режиссера. Роль суфлера сводилась к минимуму.

 

Во время репетиций на сцене создавались живописные мизансцены для заполнения всего сценического пространства – по принципам изобразительного искусства. Движение актеров должно было соизмеряться с монологами и диалогами. Спектакль должен был становиться пускай сложным, но художественным целым.

 

Но в начале XIX века опера стала вытеснять драму. У Гете появились разногласия с герцогом, сторонником оперных постановок, эффектных мизансцен вне связи с действием и текстом. После появления на сцене дрессированного пуделя Гете подал в отставку, потом уехал в Йену. После этого театр превратился в обыкновенный провинциальный.

 

Но реформы, проведенные Гете в Ваймарском театре, стали достоянием мировой культуры.

 

Эрнест ГУРЕВИЧ