Тема месяца

 

ЖИТЬ  НАСТОЯЩИМ И ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ

 

Недалеко от Регенсбурга – одного из старейших городов Германии – на высоком холме над Дунаем стоит здание, напоминающее древнегреческий храм. Это сооружение построено по проекту архитектора Лео Кленце по указанию кронпринца Людвига. Баварский король задумал собрать под одной крышей бюсты всех выдающихся людей Германии. Условие помещения здесь того или иного памятника, выдвинутое королем, соблюдается и в наше время: после смерти человека должно пройти не менее 20 лет. Не доверял этот баварец живым! В день открытия WALHALLA (так назвали храм славы Германии), 18  октябре 1842 года, первым посетителям были представлены 96 бюстов. В наше время число увековеченных в мраморе – 126, а вместе с именами, выбитыми на почетных досках – около 200. Среди них – и Екатерина Вторая, и маршал Барклай де Толли, и петербургский строитель фельдмаршал Миних. Есть, по меньшей мере, и два еврея – Эфраим Лессинг (1729-1781, бюст установлен в 1842) и  Альберт Эйнштейн (1879-1955, бюст установлен   23.05.1990).

 

История умалчивает, принял ли кронпринц Людвиг указанное выше решение вопреки уже опубликованному к тому времени вердикту Мюнхенского городского совета от 1818 года о присуждении звания почетный гражданин Мюнхена. Вопреки, потому что условия помещения имени в храм славы WALHALLA и условия присуждения звания почетного гражданина схожи лишь в одном: кандидаты совсем не обязательно должны были быть гражданами Германии, но их жизнь и деятельность обязательно должны составить славу в первом случае – немецкого отечества, во втором – города Мюнхена. Но были и два существенных отличия: во-первых, звание почетного гражданина Мюнхена может получить человек любой национальности, не только немецкий гражданин; во-вторых, звание присуждается при жизни человека.

 

На мраморных досках в здании старой ратуши Мюнхена выбиты имена: физика Йозефа Фраунхофера (1787-1826), открывшего некие особенности солнечного спектра; создателя архитектурных шедевров в Мюнхене, Walhalla под Регенсбургом  и Зимнего Дворца в Петербурге Лео Кленце (1784-1864), основоположника экспериментальной химии профессора Юстуса Либиха (1803-1873), канцлера Отто Бисмарка  (1815-1898), конструктора дирижабля жесткой системы графа Фердинанда Цеппелина (1838-1917), композитора Рихарда Штраусса (1864-1949), и многих других известных личностей, всего около 50 человек. Печальная статистика говорит о том, что это звание они получали незадолго до смерти: например, Фраунхофер – в 1824 году, Либих – в 1870, Бисмарк – в 1895, Цеппелин – в 1909. Были, хотя и редко, счастливые исключения.

 

В приветственной речи по случаю присуждения звания почетной гражданки Мюнхена  Председателю еврейской общины Мюнхена и Верхней Баварии, вице-президенту Центрального совета евреев Германии госпоже Шарлотте Кноблох – второй (после Хильдегард Хамм-Брюхер, бывшего министра в министерстве иностранных дел правительства Ганса-Дитриха Геншера) женщине и первому иудею в этом списке, обер-бургомистр Мюнхена господин Христиан Уде коротко рассказал о её жизненном пути: в 1981 году её в первый раз избрали в Правление еврейской общины, в 1985 она стала её Президентом, а в 1997 – вице-президентом Центрального совета евреев в Германии. Затем Христиан Уде обратился к многочисленным гостям (среди которых был и его Королевское величество, герцог Франц Баварский) и корреспондентам газет с вопросом: почему это торжественное собрание мы проводим именно в этом зале, где любил выступать со своими пространными речами министр пропаганды третьего рейха Геббельс? Потому, ответил Уде, что этим актом мы хотим подчеркнуть невозможность возвращения в нашем городе к тем трагическим временам. Он озвучил два главные желания нового избранника: интеграцию старых и новых членов еврейской общины не только в еврейскую жизнь, но и в жизнь города и Баварии, и возведение в самом сердце города (а не где-нибудь на окраине!) нового еврейского центра, завершение строительства которого намечено на 2007 год. И, улыбнувшись, добавил, что звание «Почетный гражданин» не даёт никаких дополнительных прав, а только налагает обязанности.

Шарлотта Кноблох и обер-бургомистр Мюнхена Христиан Уде

В ответном слове госпожа Шарлотта Кноблох объяснила, что она понимает под простым словом «быть мюнхенцем»: это значит, содействовать тому, чтобы столица Баварии по-прежнему оставалась открытым всему миру интернациональным городом. И привела образное сравнение, чем для неё лично является этот день: мысленно она никогда не расставалась с чемоданчиком, где хранились самые необходимые на случай спасения вещи. И вот сегодня она поняла, что такой чемодан ей больше не нужен! И новый еврейский центр, который сооружается сегодня на Якобс-Платц, есть свидетельство того, что, живя в настоящем, мы думаем о будущем.

 

Струнный оркестр играл её любимые вещи: Вольфганг Амадей Мойцарт, Menuetto, KV 465 in C-Dur  и Йозеф Гайдн, Skerzo Opus 33 Nr. in C-Dur. А лицо всегда озабоченной Шарлотты Кноблох светилось глубинной радостью.

 

Она считает, что это награда не только ей, но и всей еврейской общине, которую воссоздал её отец в 1944 году и которой руководил до 1961 года; это признание того, что еврейская жизнь в столице Баварии является сегодня неотъемлемой частью жизни всего большого города. Автор и читатели газеты поздравляют госпожу Шарлотте Кноблох и  желают ей многих лет жизни, то есть, призывают нарушить приведенную выше печальную статистику, переломить ход истории. И ещё одно.

 

Среди перечисленных выше имен много таких, которые значатся и в храме WALHALLA, и на мраморных досках Мюнхенской ратуши: например, Юстус Либих, Рихард Штраусс, Отто Бисмарк. Однако история этих памятников ещё не знала случая, чтобы повторилось имя еврея, к тому же ещё и женщины. У Шарлотты Кноблох есть все необходимое, чтобы нарушить и эту традицию.

 

Виктор ФИШМАН,

г. Мюнхен