Украина: анализ ситуации

 

Израиль ЗАЙДМАН

«Оранжевая революция»: первые результаты

 

Пошел уже восьмой месяц (считая со дня инаугурации президента Виктора Ющенко) «оранжевой» власти в Украине. Можно подводить первые... разочарования. Что разочарования будут, было ясно при виде энтузиазма многотысячных масс «оранжистов» на Майдане в конце прошлого года. Ожидания были огромны, и было очевидным, что в любом случае все они не будут исполнены, тем более быстро.

 

И все же некоторые «достижения» новой власти оказались неожиданными. В публикуемой рядом статье А. Веревкина с «места событий», причем, заметим, из Восточного региона, говорится, что «бедные стали богаче, а середняки – беднее». Этот вывод подтверждается и другими источниками. Радоваться этому или горевать?

 

Бедные – это прежде всего многомиллионная армия пенсионеров. В Украине Кравчука и Кучмы они были ограблены не только государством, но, по сути, и всем обществом. Такой вывод следует из того, что соотношение среднего размера пенсии к средней зарплате было в Украине существенно ниже, чем, например, в России. То, что эта несправедливость устраняется, не может не радовать. Но... снижение уровня жизни «середняков» подрывает базу новой власти, которую, наравне с учащейся молодежью, составляли мелкие и средние предприниматели, работники новых, перспективных сфер экономики. Дело не только в снижении их уровня жизни, но они рассчитывали на либерализацию условий экономической деятельности, уменьшение прессинга множества фискальных и контролирующих органов, но, как мы видим, новое правительство оказалось скорее «социальным», чем «либеральным». Что хуже всего, это немедленно сказалось на темпах роста экономики.

 

Мировое бизнес-сообщество, а с ним и мировая пресса около полугода тоже терпеливо ожидали от новых властей Украины обещанного улучшения инвестиционного климата. Но с конца июня прессу как прорвало.

 

Моника Юнг-Моуниб в «Die Tageszeitung» 20 июня в статье «Оранжевая импотенция» писала: «После „оранжевой революции“ Украина подвергается опасности снова вернуться в „серую“ зону в сознании Запада. Газеты пестрят заголовками о разногласиях в правительственном лагере, неэффективной работе правительства и государственном вмешательстве, иностранные наблюдатели трезво оценили ситуацию и установили, что в Киеве снова все так, как когда-то было при Кучме… Из-за того, что не реформируется правовая система, не может быть проведена и реприватизация, о которой Ющенко говорил во время своей предвыборной кампании».

 

Франк Херольд в «Berliner Zeitung», 22 июля. «Инвесторы жалуются на хаос на Украине»: «Переход Украины в новое время проходит медленнее, чем ожидали многие западные инвесторы, которые все сильнее жалуются, что страна под управлением президента-реформатора Виктора Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко стала в экономическом плане еще менее предсказуемой… "А тут еще путаница в законах", – говорит Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий в Киеве. Например, одно и то же дело может слушаться в нескольких судах одновременно. "Судебной реформы, которая должна положить конец путанице, придется ждать еще долго, если не бесконечно", – сказал он».

 

Джуди Демпси в «Gerald Tribune», 26 июля. «Противоположные взгляды в руководстве Украины»: «Через восемь месяцев после того, как многотысячные демонстрации свергли коррумпированное правительство, украинской "оранжевой революции" угрожает личное соперничество, противоречащие друг другу программы реформ… "Тимошенко придерживается очень левых взглядов, это популистка с патерналистскими наклонностями, обладающая сильной харизмой, – заявил Борис Немцов, бывший российский вице-премьер и советник Ющенко. – Ющенко – либерал, демократ, ориентированный на Европу. Такие идеологические разногласия трудно преодолеть"».

 

Более прозорливые и компетентные наблюдатели, хотя и тоже видели промахи украинских руководителей, но отмечали и кое-что другое. Американская «The Wall Street Journal» в редакционной статье «Собственник, осторожно» 30 июня писала: «На глазах у всего мира Кремль попирал права собственников и законность. Для уничтожения Ходорковского и ЮКОСа пошли в ход послушные суды, податливые прокуроры и рыхлое налоговое законодательство. Инвесторы все поняли и разбежались. Если Украина хочет привлечь иностранный капитал и претендует на место в клубе западных рыночных демократий, со стороны президента Виктора Ющенко и его правительства мудро было бы не повторять российскую модель. Эта мысль до них доходит. На смену яростному желанию отменить все приватизационные сделки, заключенные при прежнем президенте Леониде Кучме, в Киеве пришел более осторожный подход. Неопытные руководители Украины пытаются выполнить свое обещание и уничтожить коррупцию, процветавшую при Кучме, руководствуясь законом, а не желанием мести».

 

А вот из статьи «На Украине можно открыто говорить в СМИ о скандалах и ошибках власти» от 29 июля в нашем баварском «Focus»-е я считаю необходимым привести более обширную выдержку: «Скандал, связанный с сыном украинского президента Ющенко, нарушавшего правила парковки при управлении автомобилем BMW за 130 тысяч евро, стал символом всех противоречий и контрастов, которые существуют на Украине спустя восемь месяцев после мирной революции ноября 2004 года… Никто и не ожидал, что на следующий день после революции из аппаратчиков и бывших комсомольцев получатся образцовые демократы. И поэтому то, что сегодня кажется недостатком, и есть настоящий успех революции: о скандалах и неудачах как минимум сообщается в СМИ, а коррупция и произвол чиновников не считаются, как в Москве, обычным явлением, которое уже практически никого не возмущает…

 

Управляемые российские СМИ искусно используют скандалы в Киеве, чтобы пробудить впечатление, будто после победы демократов украинцам живется, как римлянам после вторжения гуннов, тогда как Россия – это оплот добропорядочности и стабильности. В то время как политические коллеги в России, как правило, считают ниже своего достоинства допустить даже постановку критических вопросов, Ющенко после обвинений в адрес старшего сына хотя бы на них ответил: роскошный автомобиль не принадлежит его сыну, "он арендует его за деньги, и для этого у него достаточно собственных средств". Когда недавно в Москве сын министра обороны России Сергея Иванова, превысив скорость, задавил в центре Москвы женщину, об этом сообщили лишь несколько несгибаемых газет, которые мало кто читает, картина повторилась, когда следствие в отношении "сыночка" прекратили. То, что второй сын Иванова в 24 года стал заместителем директора контролируемого государством "Газпромбанка", в Москве тоже является запретной темой.

 

Драка в Раде, украинском парламенте, где в ход пошли кулаки и микрофоны и немало микрофонов и костюмов пострадало, сделала бы честь любому солидному народному празднику в Баварии, язвило российское телевидение. Но если посмотреть на политически кастрированное и абсолютно инертное поведение российской Госдумы (где, по словам ее председателя, не место для политических дискуссий), то любой человек в Москве позавидует спорам в киевском парламенте».

 

Все, в общем, верно: и новые руководители Украины не с Марса прилетели, а являются продуктом прежней системы, а уж о тех, кто призван проводить их планы в жизнь, и говорить нечего. Режим Кучмы был одним из самых коррумпированных в мире. Не удивительно, что сколько Ющенко ни бьется – то ГАИ под корень ликвидировал, то таможенников пошерстил, – а перемены почти не ощутимы. Нужны большие усилия и – время, время. А люди хотят перемен сегодня.

 

Но большой сюрприз преподнесла Юлия Владимировна. Мне кажется, дело не только в ее левых взглядах. В Верховной раде Украины совсем недавно ходила шутка: «Единственный мужик в Раде – Юлия Тимошенко». Но, на мой взгляд, в ней оказалось как раз слишком много женского. Нет, в соответствующих ситуациях – ради Бога. Но на посту премьера большой европейской страны… Очень уж она стремится всем понравиться. Вспоминаю ее беседу с Путиным во время его визита в Киев: она выглядела большим путинистом, чем он сам! Ну, а уж избирателям угодить, тем более, что скоро выборы в парламент…

 

Или другая черта: говорить вещи, о которых всем известно, что они не отвечают действительности. Вот свежий пример. 29 августа «Украинская правда» (которая во время «революции» оказывала полную поддержку «оранжевым») опубликовала статью Максима Стрихи, в которой он сообщает: если в апреле Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко доверяли примерно 65% опрошенных, то в августе – только 36-42%, и эта поддержка ежемесячно тает на 5-7%.

 

В этот же день «Handelsblatt» печатает интервью с Тимошенко. Первым делом корресподент издания у нее спросил:

 

Госпожа премьер-министр, не связываете ли вы растущее недовольство украинцев и иностранных инвесторов с медленным продвижением реформ?

 

Юлия Владимировна ничтоже сумяшеся отметила:

 

Никакого недовольства нет, об этом свидетельствуют высокие рейтинги у президента Ющенко и у меня, полученные в ходе опросов общественного мнения.

 

А дальше она рассказала, какой замечательный инвестиционный климат – теперь уж точно – будет создан в Украине к концу года, и инвесторы толпами повалят в страну. Между прочим, вилка 36-42% поддержки президента и премьер-министра населением в августе означает, что первая цифра относится к Ющенко, а вторая – к Тимошенко. Видимо, за Тимошенко ныне высказываются значительная часть тех, кто ранее голосовал за Януковича. Так что у ее партии неплохие шансы на парламентских выборах в марте следущего года, а у нее самой – остаться на посту премьер-министра Украины. Каковы в этом случае будут шансы Украины на быстрый подъем экономики и уровня жизни народа, – я воздержусь предсказывать.