Крымский узел

 

Во время «оранжевой революции» будущий президент Украины раздал много обещаний. В частности, Ющенко обещал, что в течение недели после победы подпишет указ (уже готовый!) о статусе русского языка и языка нацменьшинств. В нем предусматривалось, что на территориях компактного проживания носителей нетитульного языка соответствующему языку будет предоставлен статус официального. Более всего этого указа ждут в Крыму, где русские составляют примерно 65% населения и еще около 10% – вконец обрусевшие украинцы. Указ не подписан по сей день. Я даже не хочу сейчас затрагивать вопрос, нужен такой указ или нет… обещания надо выполнять.

 

Гораздо острее стоит на полуострове крымско-татарский вопрос. В мае вспыхнул острый конфликт в связи с формированием новым премьер-министром автономии Анатолием Матвиенко правительства. Тут сошлись требования меджлиса крымско-татарского народа и организации Народного Руха Украины. Те и другие требовали полной замены прежних крымских министров за их пророссийскую ориентацию и русский шовинизм. К тому же они отметились активнейшим участием в избирательной кампании Януковича. О необходимости полной замены крымского правительства говорил Ющенко. Тем не менее, большинство старых министров остались в правительстве, сформированном Матвиенко. В знак протеста все управленцы республиканского уровня из числа крымских татар одновременно написали заявления об уходе со своих должностей (дисциплинированный народ!). Свое решение оставить при власти старых министров Матвиенко (вполне «оранжевый») объяснял тем, что за каждым из этих людей стоят голоса в парламенте, и если их не будет, правительство просто не утвердят. А что, демократия… С большим трудом был найден компромисс: в правительство были введены вице-премьер и два министра из числа крымских татар.

 

Но самый острый вопрос в Крыму – земельный. В июне нашему корреспонденту Борису Карабанову посчастливилось быть в районе Коктебеля, когда крымские татары проводили там акцию в поддержку требования передать им для застройки побережье Тихой бухты, что в 20 км от Феодосии. Он беседовал с руководителем крымских татар в этом районе.

 

Были собраны все необходимые подписи, рассказал тот, а когда дошло до последней – премьер-министра Крыма (теперь уже бывшего) Куницына, тот отозвал все подписи и сам не подписал. А уже новый премьер, Матвиенко, подписал 19 мая документ о создании в Тихой бухте заповедника. Это ему его чиновники подсунули. Татары говорят, пусть будет заповедник, сделаем в нем этнографическую деревню, с татарским бытом, укладом жизни, будем принимать туристов. Но нет… Как только крымские татары где-то поднимают вопрос, начинается детский сад. Дать тебе игрушку? Ну на, возьми! А ты че с ней делать будешь? Ах, вот это… Ой, она мне самому нужна…

 

Потом пожаловала казачья сотня из Днепропетровска, выгрузили амуницию, ящики водки. Походили, пощелкали плетьми по голенищам, устроили показательные стрельбы. Через несколько дней прибыл автобус с «Беркутом», тоже побряцали оружием и уехали. Мы тоже можем с кинжалами ходить, это наша национальная форма, но мы же не ходим… Видя, что наш вопрос не решается, мы вышли с плакатами «Нет земли – нет сезона». Нас попросили снять этот лозунг на месяц, чтобы не срывать курортный сезон, пообещав разобраться с нашими требованиями. Мы уступили. Но дело с места не сдвинулось…

 

А вот рассказ того же человека о том, как ему живется в Старом Крыму.

 

Когда я получил там земельный участок в 92-м году, я был счастлив. Дети мне говорили, это же не перспективное место, промышленности нет, а я им, ничего, жить будем здесь, а на работу будете ездить. Это же Старый Крым… Но когда мы более-менее поднялись на ноги, огляделись – мы стали заложниками. В 70 метрах над жилой зоной с одной стороны свинокомплекс, это умышленно сделано, раньше его там не было. С другой стороны – свалка городская над головой. Когда ее подожгут, дым идет на нас. С третьей стороны – карьер. По закону положено, чтобы они породу мочили. Но из-за этого материал плохо просеивается, они его не мочат. Пыль летит на нас. А когда в карьере взрывы – а это бывает довольно часто – у нас все трясется. Не в радость нам стали наши участки…

 

Тяжелейшее наследство досталось новой власти в Крыму, множество проблем, требующих срочного решения. И все же самая неотложная задача – восстановить справедливость по отношению к коренным жителям полуострова – крымским татарам.