Трагическая годовщина

 

Сусанна Дудиева снова верит своему президенту

 

В годовщину захвата террористами школы в Беслане член комитета «Матери Беслана» Элла Кисаева зачитала в эфире «Эха Москвы» следующее заявление: «Мы, родители и родственники жертв, погибших в теракте 3 сентября в школе N 1 города Беслан, потеряли всякую надежду на справедливое расследование причин и виновников нашей трагедии, и мы не желаем больше жить в этой стране, где жизнь человека ничего не значит. Мы просим предоставить нам политическое убежище в любой стране, где соблюдаются права человека. Почти год терпеливо ждем, что нам скажут правду о зверском убийстве наших родных и виновные будут привлечены к ответственности. Однако время и действия властей нам показали, что эту правду нам никогда не скажут, ибо она нелепа и страшна». Элла Кисаева сказала, что под обращением подписались уже 500 жителей Беслана и добавила, что хотела бы, чтобы Владимир Путин выступил на судебном процессе по Беслану в качестве свидетеля и засвидетельствовал, чем он занимался как глава страны 1, 2, 3 сентября 2004 г.

 

Позднее в тот же день председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева заявила, что комитет не имеет никакого отношения к распространенному сегодня обращению. По-видимому, оно стало инициативой наиболее решительной части членов комитета (всего их 150).

 

Сама Дудиева так прокомментировала приглашение Путина «Матерям Беслана» приехать к нему на встречу 2 сентября: «Это еще одно оскорбление, еще один удар для нас. Безусловно, советники, которые подсказали эту дату Путину, думали, что в этот траурный день мы не приедем в Москву. Цинизм людей, находящихся у власти, не знает предела. Они способны делать пропаганду даже на крови детей. Но и это оскорбление мы вынесем, чтобы узнать правду. Мы хотим знать, кто принял решение стрелять по школе из огнеметов и танков. И мы хотим, чтобы виновные были наказаны. Некоторые говорят, что президента неверно информировали. Но президент – первый, кто несет ответственность». А корреспонденту газеты «Süddeutsche Zeitung» она заявила: «Мы скажем ему, что мы считаем его виновным. Глава государства несет ответственность за то, что происходит в государстве. Это касается не только пышных празднеств, но и террористических актов».

 

Мне вспомнилось, что год назад, вскоре после трагедии, Дудиева высказывалась в том духе, что виноваты местные руководители и чиновники, которые неправильно информируют президента страны. Ну вот, поняла, что, если чиновники замыливают глаза президенту, это все равно его вина – вольно же ему держать таких чиновников.

 

А 2 сентября, после встречи с Путиным, в эфире «Эхо Москвы» она сообщила: «Мы поверили ему… Разговор  был очень трудный, жесткий, мы задавали очень жесткие вопросы… Информация, которой владеет Президент неполная и подлежит уточнению. Он заверил нас, что теперь у него более ясная картина того, что произошло в Беслане. Сказал, что в ближайшие сроки по этим вопросам он будет разбираться, выяснять истину. Путин заинтересован в том, чтобы это было объективно, он намерен вместе с нами дойти до правды, какой бы горькой она не была. Мы говорили именно для того, чтобы подобное не повторилось. Нам не нужны пустые слова и обещания. Он заверил нас, что будет делать все, с Беслана начнется правда. Мы поверили ему и будем ждать, когда в ближайшее время мы увидим перемены и результаты».

 

Действительно, есть много вопросов, с которыми Путину не мешает «разобраться»: почему врут участвовавшие в операции военные, причем каждый раз по-разному, почему так безобразно сработал оперативный штаб, как машина с боевиками и оружием могла беспрепятственно попасть в школу и множество других. Но есть два главных, с которыми «разбираться» не надо, на которые Путин должен был дать несчастным матерям ответ на месте. Первый из них – тот, что поставила Элла Кисаева: чем он занимался как глава страны 1, 2, 3 сентября 2004 года? И второй, связанный с первым: почему никто из руководителей государства или хотя бы региона не прибыл на переговоры с террористами, как они того требовали?

 

Официальные лица весь год врали, что никаких требований террористы не выдвигали. Руководящий расследованием во Владикавказе заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель уже на следующий день после встречи у Путина еще раз повторил эту ложь: «Никаких требований у террористов не было. Никаких условий освобождения заложников террористы не выдвигали и не обсуждали». Ложь эта очевидна. Захват заложников без предъявления конкретных требований – это такая же бессмыслица как, скажем, хищник-вегетарианец. Что касается чеченцев, то они всегда в подобных акциях выдвигали определенный набор требований, и первым всегда было – прекращение войны, прекращение уничтожения чеченского народа. Так было в Буденновске, в театре на Дубровке. Что так же обстояло дело в Беслане, подтвердил целый ряд уцелевших заложников, а также бывший президент Ингушетии – единственный из известных лиц, посетивший захваченную школу и пообещавший террористам, что к ним обязательно придут для ведения переговоров официальные лица. Уцелевшие заложники свидетельствуют: террористы озверели, когда стало ясно, что никто к ним не придет. Эта грубая, циничная, бессмысленная ложь как ничто другое характеризует российскую власть во главе с ее президентом.

 

Ни Сусанна Дудиева и никто другой, очевидно, не задали Путину двух названных вопросов – не посмели. Берусь предсказать, к чему сведется президентская «правда, которая начнется с Беслана». Привлекут к суду несколько «пешек», скорее всего, из членов действовавшего на месте оперативного штаба, работников местной милиции и т. п. С головы ни одного из высоких лиц и волосок не упадет, может быть, кто-то еще и награды получит (как было после теракта на Дубровке. Правда, награждал «героев» Путин втайне).

 

Один из иностранных журналистов, освещавших события в Беслане, сказал, что первые два дня трагедии Российское государство «блистательно отсутствовало». Лучше бы уж оно не высовывалось и на третий день. И вот что еще интересно: чем крепче становится путинский «порядок», жестче «вертикаль власти», сильнее позиции спецслужб, тем все менее безопасной делается жизнь россиян.

 

Интересно будет послушать, что скажет Сусанна Дудиева через год…

 

И. З.