Золотое «черное золото»
Слезть с нефтяной иглы
После краха коммунизма наибольшую угрозу человечеству видели в проблемах экологии, мировом терроризме, столкновении цивилизаций. Буквально в последние месяцы стало вырисовываться, что главной глобальной угрозой становится дефицит энергоресурсов. 6 сентября «Berliner Zeitung» в статье «Мы должны уйти от нефти» рассказала, что исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Клаус Тепфер после катастрофы, вызванной ураганом в США, потребовал поворота в глобальной энергетической политике. «Мы должны стать менее зависимыми от нефти. С экономической и экологической точки зрения это один из ключевых вызовов будущего» – сказал он.
Экономика
5 августа газета «Financial Times» выступила со статьей «„Большая нефть“ предупреждает о надвигающемся энергетическом кризисе», которая начиналась с фразы: «Мировые нефтяные фирмы ведут рекламные кампании, предупреждая, что нефть в мире кончается, и призывая общество помочь отрасли в связи с этим что-то предпринять». В качестве примера приведу цитируемый в статье призыв второй по величине американской энергетической компании «Chevron»: «Эпоха легкой нефти кончилась. Мы призываем ученых, политиков, экологов, промышленников и всех вас принять участие в формировании новой энергетической эры. Бездействие – не вариант». Если об этом заговорили руководители компаний, которым рост цен на энергоносители, казалось бы, только на руку, значит, положение действительно более чем серьезно.
После этой публикации прошло менее месяца, и неотразимая Катрин подтвердила: ребята не шутят. Локальное, казалось бы, происшествие – вывод Катюшей из строя нефтедобывающих и перерабатывающих заводов побережья Мексиканского залива – привело к скачку цен на нефть в последних числах августа до рекордного уровня – 70 с лишним долларов за баррель (159 литров). Ураганное впечатление, которое Катрин произвела на рынок нефти, объясняется тем, что рынок этот и без того последние годы находился в напряженном состоянии.
Правда, уже в первой декаде сентября цены начали снижаться: сказалось увеличение добычи нефти странами ОПЕК, а также рекордно быстрое восстановление части мощностей района Мексиканского залива. Тем не менее, ясно, что какой-нибудь крупный кризис в районах нефтедобычи, например, вокруг Ирана (в связи с реализацией им программы производства ядерного оружия), может привести к катастрофическому развитию ситуации на рынке нефти. Впрочем, и без особых кризисов цены на сырую нефть только с начала 2004 года выросли вдвое. В западных странах после энергетического кризиса 1970-х годов был взят курс на энергосбережение, и там спрос на энергоносители существенно не растет и даже снижается. Но бурное развитие экономики и потребительского рынка в Китае, Индии и некоторых странах Латинской Америки определяет рост мировой потребности в энергоресурсах. Эксперты предсказывают, что цена на нефть может вскоре взять 100-долларовый барьер.
В любом случае человечество должно быть готово к тому уже, по-видимому, не столь далекому моменту, когда природные кладовые углеводородного сырья начнут иссякать.
Политика
Роль нефти и газа в экономике настолько велика, что они превратились в сильнейший политический фактор. Хорошо известно, что в странах, где нефте- и газодобыча являются главными отраслями экономики, плохо приживается демократия, но зато пышно расцветает коррупция. Исключений из этого правила нет: арабские страны, Венесуэла, Нигерия, Туркмения, Казахстан, Россия… Обратите внимание, в каких странах СНГ произошли так называемые «цветные революции»: Грузия, Украина, Киргизия. Ни одна из них не богата углеводородами. А в Узбекистане народное восстание было потоплено в крови. Узбекистан богат газом, а также металлорудными месторождениями.
И дело не только во внутренней политике этих стран. Западные страны проявляют в отношениях с ними особую деликатность. Попробуй тронь тот же Иран, и сразу на мировом рынке нефти возникнет дефицит. А из-за чего западные демократии сквозь пальцы смотрят на политику России на Кавказе, на удушение свободы прессе в стране? Чем деяния Путина в Чечне отличаются от того, что творил Милошевич в Косово? Но Милошевич сегодня стоит перед трибуналом в Гааге, а у Путина лучшие друзья – Шредер и Ширак, и даже «главный поборник свободы» на планете Буш старается его не сердить.Нефть и газ сегодня стали барьером на пути распространения демократии на Земле
Обратимся к названным в начале данной статьи проблемам, которые выглядели наиболее угрожающими в последние полтора-два десятилетия. Американский политолог Хантингтон выдвинул гипотезу, что после краха коммунизма линия фронта пройдет между западной цивилизацией, с одной стороны, и мусульманской и православной цивилизациями, с другой. Но присмотримся повнимательнее: с какой стороны линии фронта скорее находится мусульманская Турция? Не рвется на фронт Иордания. В каком лагере пребывает православная Греция, а теперь уже и Болгария с Румынией? Куда рвутся православные Украина и Грузия? Заметим: все названные мусульманские и православные страны обделены углеводородами (некоторое исключение здесь составляет Румыния). Складывается впечатление, что линия фронта скорее пролегает между странами-производителями углеводоров и странами-потребителями.
Возьмем проблему международного терроризма. Кто подпитывает его финансово (и не только)? Ирак (при Саддаме), Иран, Ливия (после урока, преподанного Садаму, присмирела). Саудовская Аравия и арабские эмираты не столь открыто, но тоже подкармливают исламских экстремистов. В Западном полушарии воду мутит венесуэльский диктатор Уго Чавес. Все это делается на нефтедоллары, которых с ростом цен на нефть становится все больше. Выходит, демократические страны, покупая нефть и газ, косвенно финансируют террор против себя.
Обратимся, наконец, к экологической угрозе – она напрямую связана с углеводородами. Сжигание их вбрасывает в атмосферу все больше тепла и углекислого газа, который, создавая парниковый эффект, приводит к еще большему разогреву нижних слоев атмосферы.
Таким образом, все нынешние наиболее серезные угрозы человечеству так или иначе замыкаются на углеводородах. Человечество все плотнее садится на нефтяную иглу и чувствует себя на ней все менее уютно. Как нам с нее слезть?
Альтернативы
Чем можно заменить нефть и газ? Несколько десятилетий назад надежды возлагались на атомную энергетику. Но Советский Союз умудрился скомпрометировать не только коммунизм-социализм, но и эту надежду человечества. После Чернобыля атомные электростанции в ряде стран стали закрывать, и с наибольшим энтузиазмом это делают в Германии. Но собравшиеся в мае этого года как раз у нас в Нюрнберге более тысячи специалистов из многих стран авторитетно заявили, что новые технологии многократно усилили безопасность атомной энергетики и призвали пересмотреть отношение к ней. Что касается Германии, то старые атомные станции, отслужив свой срок, конечно, будут закрыты. Но новому правительству стоило бы подумать о строительстве новых, чтобы хоть частично уменьшить зависимость страны от поставщиков нефти и газа. Некоторую надежду на это дают предвыборные обещания политиков из лагеря консерваторов прекратить дотирование «ветряной энергетики», большими ходатаями за которую выступали «зеленые».
Атомные станции, кроме того, что укрепляют независимость страны, уменьшают по сравнению со станциями, работающими на углеводородах, загрязнение атмосферы газами, дающими парниковый эффект. Но, правда, выбросы тепла в атмосферу они не уменьшают.
Последние примерно 30 лет внимание специалистов приковано к водороду, который во многих отношениях является идеальным энергоносителем. Продуктом его сгорания является вода – и больше ничего, никаких вредных выбросов. Из всех видов горючего он обладает наибольшим содержанием энергии (120 ГДж/т) на единицу массы, почему он используется в космических полетах. Водородом очень заинтересовались автомобильные компании, в частности, баварская BMW. Правда, создание двигателей, работающих на водороде, встречается с немалыми трудностями. Понятно, например, что в баке автомобиля водород должен находиться в сжиженном состоянии. Но для этого в нем должна поддерживаться температура ниже –253 градусов. Непростая задачка!
Но главная проблема все же не в этом, а в способах получения водорода. Проще всего это делать путем электролиза воды. Запасы воды на Земле практически неисчерпаемы, и 11% ее (по массе) составляет водород. К тому же, при его сжигании, как мы говорили, получается опять же вода. Так что вода – вечный источник энергии. Но... так легко и красиво ничего не бывает. Как, вероятно, догадываются мои образованные читатели, чтобы разделить электролизом воду на водород и кислород, нужно затратить ровно столько же энергии, сколько затем можно получить при сжигании водорода, а с учетом КПД обоих процессов – даже несколько больше. Метод этот годится для ограниченных целей. Напрмер, где-то вдали от больших городов электростанции, работающие на газе или мазуте, вырабатывают электороэнергию, которая затем используется для электролиза воды, а полученный при этом водород «заливается» в баки автомобилей, бегающих исключительно по городу. Атмосфера городов становится чище, но не атмосфера Земли.
Давно освоены методы выделения водорода из природного газа, но они не лишены всех тех недостатков, что и просто сжигание этого газа, и могут быть использованы, как и электролиз воды, только для ограниченных целей.
Значит, надо искать другие способы получения водорода. Как-то в «Новой волне» проскочила перепечатанная откуда-то статья о таком способе. Автор говорит о том, что под земной корой находятся потоки жидкого магния. Если пробурить соответствующие скважины и закачивать в них воду, то магний, жадно соеиняясь с кислородом воды, будет высвобождать водород. Жаль только, что этот экзотический способ требует бурения скважин, гораздо более глубоких, чем нефтяные...
Перспективны, очевидно, методы, основанные на фотолизе воды, то есть расщеплении ее на водород и кислород с помощью солнечного света. Метод этот замечателен тем, что он устраняет не только химическое, но и тепловое загрязнение атмосферы., ибо тепло, выделяемое при сгорании водорода, не может быть больше, чем солнечная энергия, поглощенная при фотолизе воды. Дело тут упирается в создание устройств для фотолиза с достаточным КПД. Американское министерство энергетики установило КПД в 10% как планку, достижение которой позволит выделять средства на совершенствование этой технологии из федеральных программ содействия поиску новых источников энергии.
7 июня газета «Le Temps» в статье «Солнечная панель для получения водорода из воды» сообщила, что английская фирма Hydrogen Solar, использующая технологию, запантентованную швейцарскими учеными, создала устройство для фотолиза воды, работающее с КПД 8%. Специалисты считают это огромным шагом вперед. Один из швейцарских авторов технологии заявил газете, что усовершенствованный им метод позволяет достичь КПД 15%. Но для воплощения его в работоспособную конструкцию, заявили английские разработчики, потребуются еще годы. Ну что ж, если годы, мы подождем, плохо будет, если ждать придется десятилетия...
Но в самые последние годы, даже месяцы забрезжила новая заря надежды. Надежду эту уже назвали «зеленой нефтью». Информация на эту тему будто плотину прорвала буквально в течение последнего месяца.
7 сентября английская «The Times» публикует статью «Скоро нефть и уголь может заменить гигантская трава», в которой говорится: «Испытания слоновьей травы Miscanthus giganteus в американском штате Иллинойс показали: если засеять этими растениями всего лишь 10% пахотных земель штата, можно получить достаточное количество топлива для того, чтобы обеспечить половину потребности штата в электроэнергии, включая город Чикаго». Трава эта – родственница бамбука, достигает в высоту четырех метров и более. Выращивание ее может оказаться выгодным для фермеров, так как с одного гектара можно получить качественное топливо, заменяющее 36 баррелей (5,7 тонны) нефти, что по нынешним ценам стоит 2160 долларов. Это может означать новый импульс для развития сельского хозяйства в США и в Европе, где из-за перепроизводства сельхозпродукции пустуют большие массивы пахотных земель. Правда, на засушливом юге Европы слоновью траву выращивать нет смысла, а вот в Англии, Ирландии, на севере Германии вполне можно. В статье сообщается, что некоторые электростанции в Англии уже приспособлены под использование биомассы в качестве топлива.
13 сентября «Le Temps» печатает статью «Зеленое горючее – новая надежда энергетики», из которой выясняется, что Бразилия уже сейчас производит 30% горючего из сахарного тростника. Мне очень жаль, что не могу более полно передать содержание статьи, но, полагаю, следующая выдержка скажет о многом: «До сих пор общественность полагала, что после 50 долларов за баррель зеленое топливо станет рентабельным. Правда состоит в том, что оно было рентабельным еще тогда, когда баррель стоил 25 долларов. Идея о том, что без нефти можно обойтись, уже не возникает: она переросла в уверенность. Абсолютно реально вдвое сократить потребление нефти в США к 2025 году и полностью отказаться от нее к 2050 году».
Тут выяснилось, что и Германия не лыком шита. В сентябре «Bild» опубликовала две статьи об изобретателе Кристиане Кохе, чей уже даже запантентованный механизм KDV 500 может производить «биологическое дизельное» топливо с затратами 1,2 доллара за галлон, что составляет одну пятую нынешней стоимости топлива на заправках. В качестве сырья он использует бумагу, пластик, текстиль и мусор. Изобретатель утверждает: «На своей дизельной машине я езжу на этой смеси. Я без проблем наездил 106 тыс. миль».
Конечно, все это звучит очень уж сенсационно, стоит обождать, пока, как говорится, уляжется пыль. Одно мне кажется несомненным: мир предпринимателей Запада (а теперь уже и Востока – Японии, стран ЮВА) все сенсационные идеи и изобретения в короткие сроки проверит и отберет самые эффективные. Это – не Советский Союз, где светлых голов было тоже более чем достаточно, но где самые ценные изобретения пропадали втуне из-за неповоротливости экономического механизма.
Была у меня голубая мечта: дожить до времени, когда рухнет коммунистический монстр. Дожил. Теперь хотелось бы увидеть хотя бы начало той революции, которая избавит цивилизованный мир от унизительной зависимости от разнообразных монструозных режимов, сидящих на гигантских месторождениях нефти и газа и не умеющих их даже толком использовать на благо своих народов. Это будет переворот, который, пожалуй, затмит крах коммунизма. Что, конечно, не означает, что на планете наступит вечный мир и беспроблемное благоденствие. Человечество, можно не сомневаться, создаст себе новые проблемы. Что ж, тогда новые поколения мечтателей будут лелеять новые голубые мечты...
Закат нефтяной отрасли?
Зарисовки к теме
«The Washington Post», 19 августа, «Шейх в Кремле»: «Российский президент хочет превратить обильные резервы природного газа и нефти своей страны в рычаг политического влияния и силы за рубежом. Предполагается, что в обмен на "энергетическую безопасность" Соединенные Штаты и Европа не будут трогать Путина, который ужесточил политический контроль в своей стране и жестоко подавляет восстание в российской провинции Чечне. Возможно, Путин хочет стать не новым Сталиным, а новым шейхом Ахмедом Заки Ямани. В 70-е годы этот напыщенный и вместе с тем проницательный саудит вел себя так, словно он является нефтяным царем мира».
По сообщению РИА «Новости» от 1 октября президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил: «Если вопрос о ядерной программе Ирана будет передан в Совет Безопасности ООН, мы можем ответить различными способами, среди которых прекращение продажи нефти. В этом случае мы будем считать нефть нашим оружием».