К 60-летию окончания II мировой

Второе окончание Второй мировой

 

Не успели отгреметь салюты в память 60-летия освобождения мира от нацизма, как начали появляться в средствах массовой информации материалы о завершении Второй мировой войны – разгроме милитаристской Японии. Для нас, выходцев из бывшего Советского Союза, Вторая мировая ассоциируется с военными действиями в Европе, хотя СССР сыграл ощутимую роль в достижении победы и на Тихом океане.

 

Второго сентября 1945 года на борту флагмана военно-морских сил на Тихом океане линкоре «Миссури» Япония подписала Акт о капитуляции всех своих войск на всех еще не освобожденных территориях. Подпись под этим документом поставили от японских вооруженных сил генерал Умэдзу и министр иностранных дел Сигемицу – известный своей изощренной демагогией ярый проповедник идей «Великой Японии».

 

Понимая роль императора как священной фигуры для японцев, американцы, большие поклонники эффектных представлений, его в тексте Акта даже не упомянули и на борт линкора не пригласили. Американцы отыгрались на другом «поле». Одноногий, аскетически худой Сигемицу вытащил для подписи свою авторучку, которая... не писала. Стоявший за его спиной «хозяин положения» глава всех тихоокеанских войск США Дуглас Макартур демонстративно вынул из кармана штук шесть авторучек и положил из перед обалдевшим японцем. Это было сфотографировано сотней корренспондентов с самых невeроятных сторон, даже со ствола главного орудия линкора.

 Капитуляция Японии.

Японская делегация на борту линкора «Миссури»

Второй сюрприз ожидал присутствующих, когда к столу для подписи подошел представитель СССР генерал Деревянко, о котором и в наше время очень мало известно. Этот очень дотошный и в то же время творчески мыслящий штабист, крестьянский сын с Украины, был направлен летом 1945 года на Дальний Восток, где получил приказ прибыть в Манилу, столицу Филиппин, в штаб Макартура для координации действий. Его привезли на американском самолете на место, а очень скоро доставили вместе со штабом американцев в Японию, в аэропорт близ Токио.

 

Этот город запомнился Деревянко как огромная руина. Один из последних авианалетов на Токио привел к неслыханным пожарам. Тысячи тонн зажигательных бомб были сброшены на районы деревянных одноэтажных домов, и город вспыхнул, как спичка. Для того, чтобы население могло как-то спасаться, танковые части делали «проходы», давя своим весом горящие строения. Людей погибло не меньше, чем от атомных бомбардировок. По сей день многие в мире не перестают обвинять американцев в «непомерной» жестокости их бомбардировок.

 

Вопрос этот – не такой уж простой. Забывается, что Япония, объявив себя носителем воли божественных сил, захватила огромные пространства в тихоокеанском регионе, установила там бесчеловечный порядок, готовилась к новым захватам.

 

Экономика США создала невероятный перевес во всех видах военной и траспортной техники, специалисты внедрили системы взаимодействия различных родов войск, чтобы в течение двух лет по плану, разработанному Дугласом Макартуром и Джорджем Маршаллом (тем самым, отцом плана восстановления Европы его имени), отвоевывались захваченные Японией острова.

 

Для американцев такие названия, как Соломоновы острова, Гуадалканал, Мидуэй, Лейте, Манила звучат так, как для нас Сталинград, Ленинград, Севастополь, Курск, Одесса, Киев. В то же время англичане разбили японцев в Малайе и Бирме, что сделало невозможными действия Японии на юге Китая.

 

Многие тихоокеанские острова стали широко известными только после тяжелых боев за их освобождение. Таков маленький японский остров Иво Йима, размерами не более 30 квадратных километров. Из-за его важного стратегического положения он был буквально нашпигован минными полями, артиллерийскими батареями, гарнизон составлял 20000 человек. Из-за большой скученности войск действия авиации были крайне затруднительны – не бомбить же своих. Сама высадка прошла успешно, но американцы на широком пляже были открыты для обстрела. Приходилось отвоевывать каждый метр рыхлого песка, в котором увязали и легкие танки, и люди.

 

После трех дней ожесточенных боев морские пехотинцы водрузили на самой высокой точке острова горе Сурибачи звездно-полосатый флаг. Именно этот момент запечатлел на фотоснимке Джо Розенталь из Ассошиэйтед пресс. Снимок этот получил самую высокую в США премию по журналистике – Пулитцеровскую и стал моделью для скульптуры – Мемориала морским пехотинцам в Арлингтоне, на главном военном кладбище в США.

 

Успешные военные действия советских войск показали абсолютную бессмысленность дальнейшего японского сопротивления. Особо хочется отметить беспримерный переход через безжизненную пустыню Гоби танков и артиллерии, которые вышли в тыл Квантунской армии в Северо-Восточном Китае, а также морские десанты на Курильские острова. На вопрос, почему подписывать Акт капитуляции Сталин доверил и поручил неизвестному, хоть и достойному человеку, генерал-лейтенанту Деревянко, советская и российская военная история не отвечает.

 

Как не находит она объяснения, почему десятки тысяч японских солдат и офицеров, многие из которых не сделали ни одного выстрела по советским войскам, были задержаны как военнопленные и содержались в ГУЛАГе на режиме уголовных преступников. Цифры погибших в ГУЛАГе японцев весьма разнятся, минимальная – 30000 человек. Где тут вспоминать о Женевской конвенции о военнопленных!

 

Тут приходится вспомнить, что и американцы создавали на освобожденных островах лагеря для военнопленных. Но ведь продолжалась война. Эти японцы жили в условиях, чуть хуже, чем американские солдаты. Но спали они в таких же брезентовых палатках, на нормальных кроватях, питались лучше, чем в японской армии, принимали душ ежедневно, лечили их те же врачи, что и американцев, в тех же госпиталях. Правда, им не давали ежедневно шоколад и кока-колу, но голодных там не было, работа была не легкой, но посильной. Конечно, охране приходилось пускать в ход резиновые дубинки, гауптвахты не пустовали. Но не забудем про менталитет японцев, которым изощренная пропаганда с рождения вбивала в головы идеи «расы господ». Хотя после подписания Акта Макартур объявил об окончании Второй мировой войны, но многие японские гарнизоны сражались до начала 1946 года.

 

Потом, когда Япония отказалась от своей «великой» роли, с ней был подписан мирный договор. Его до сих пор не подписала только одна страна-участница антияпонской войны – Россия. Из-за нескольких островов Курильской гряды, где при японцах были благоустроенные поселки, дворец императора. За 60 лет все это стало «мерзостью запустения». Но это является отдельной темой, никак не влияющей на нашу память о тех, кто отдал жизнь, проливал кровь в войне против злейшего врага человечества – японского милитаризма.