История немецкого театра

 

 

8. Мюнхенский художественный театр

 

 

 

Этот театр был организован в 1907 году группой архитекторов и художников. Театр просуществовал всего один сезон, но его роль в истории театрального искусства была весьма значительной. Руководители театра требовали полной революции самой сцены. Был построен специальный летний театр, где зрительный зал был амфитеатром. Сцена имела длину 10 метров, но в глубину – только четыре, ограничивалась с боков башнями. Спектакль шел на фоне белой задней стены. Декорации практически отсутствовали, специальная система электроподсветки позволяла рельефно выделять силуэты актеров. Представление являлось компоновкой скульптурных мизансцен, в которых актерская игра была несколько схематичной.

 

Главный режиссер, он же драматург и теоретик театра Георг Фукс ставил здесь «Двенадцатую ночь» Шекспира, «Птицы» Аристофана, «Майскую королеву» Глюка и свою пьесу «Тиль Ойленшпигель». Самая значительная его постановка – «Фауст» Гете.

 

Фукс выступал против натурализма в театре, обличений негативных сторон жизни и того, что называется «партийными течениями». Цель театра – изображение красоты, ориентация на круг изысканной публики, возрождение «праздничных действ». Зритель должен упиваться режиссерским замыслом и игрой актеров. При этом центральной фигурой должен быть художник театра, создающий наилучшие условия для игры актера.

 

Сцена – как бы архитектурная рама, в которой играется движущаяся картинка. Эта сцена должна создавать со зрительным залом одно пространство. В этом театре задняя стена сцены могла подниматься и опускаться, что позволяло зрителям видеть идущего из глубины актера, двигающегося будто издалека. С помощью светотехнических устройств пространство сцены могло представлять собой и комнату, и некий величественный простор. Это, по мнению Фукса, создает сценическую правду, а не правдоподобие. Спектакли создавались с участием живописцев и скульпторов, знающих, как представлять пространственные эффекты.

 

Естественно, что теоретические раздумья Фукса, подкрепленные сценическими их воплощениями, должны войти в набор многообразных сценических средств, но театр должен быть свободен в выборе репертуара, не бояться всех сторон жизни и разных форм ее отображения на сцене.

 

Эрнест ГУРЕВИЧ