Наш киноклуб

 

Марк АЙЗЕНБЕРГ

кинорежиссер

Бодров – Багров – Данила – мастер 

Помните как у Бажова: «Ну что, Данила-мастер. Не выходит твоя чаша? Хи-хи-хи» Ан «чаша»-то и вышла. Ещё какая чаша. Чаша всеобщей любви, обожания, признательности. На плакатах, рекламных щитах, растяжках в Москве, да и по всей России, красовались слова: «Путин – наш президент. Данила – наш брат». Всё перепуталось, переплелось. Бодрова народ, зрители называли только Данилой. Ему писали письма, со страстью пытались найти номер телефона. В безгеройное время появился, наконец, вожделенный народный герой. Простой, свой, наказывающий несправедливость. Немного антисемит («я евреев, в общем, не очень»), немного расист, сторонник правды и равенства. Это всё про «Брат» и «Брат-2» да и про «Сёстры».

 

Очень трудно говорить о человеке, которого ты знал и которого не хоронил. Пропавшие без вести иногда ведь возвращаются. И не говорить нельзя. Из людской памяти стирается очень быстро то, что не поддерживается рекламой, телевидением, прессой. Я хочу, чтобы не стёрлось…

 

Эх, Галя, Галя! Теперь ты благополучная жена благополучного классика кино Георгия Николаевича Данелия. А тогда, давно, ты работала в Ленинграде в гостинице, распределяла номера. Красивая, белокурая и голубоглазая. Не влюбиться было нельзя. А мечтала ты о кино, и я помог тебе в этом. Не потому, что я так хотел. Так захотел влюбившийся в тебя Данелия. Он сказал: «Ей надо помочь. Чтобы она сделала свою картину. Ты будешь вторым режиссёром, но отвечаешь за всё. Актёров набираешь сам. Монтировать буду я. Сценарий по моим наброскам сделаете с Серёжей Бодровым». Речь шла о фильме «Француз». А Сергея Владимировича Бодрова я знал как сценариста ещё с картины «Баламут» (1978 г.), которую снимал на нашей студии Горького мой друг Владимир Роговой. А ещё Бодров-старший написал «Любимая женщина механика Гаврилова», «Не ходите девки замуж» и (внимание!) в 1985 он по своему сценарию поставил фильм «Непрофессионалы» совместно с А. Буравским. Но я говорю о 1987 годе, когда мы все оказались в доме творчества союза кинематографистов. Галя каждую ночь меняла партнёров. Правда спрашивала каждого: «Ты меня не зарежешь?» Все обещали не резать. Работали интенсивно, через неделю режиссёрский сценарий был почти готов, и тут приехал Бодров-младший. Свободная койка была только у меня в номере, и мы проговорили целую ночь. Ему было шестнадцать, но это был взрослый человек. Профессионал-историк. Как же он знал итальянское возрождение. А я хорошо знал итальянскую комедию дель арте. Темы были общие. Он ничего не знал о Мейерхольде, я знал о нём всё. Это была моя тема. Может быть, тогда я и подал ему мысль о том, что у нас нельзя быть профессионалом. Это не ценится. Он сопротивлялся. Я уступал, оставаясь при своём мнении. Утренний завтрак нас полностью примирил, но сомнения остались и у него, и у меня. Так и должен кончаться настоящий спор.

 

В 1993 году Серёжа заканчивает исторический факультет МГУ. Поступает в аспирантуру и защищает кандидатскую диссертацию. Он об этом никогда и нигде не говорил. Значит, наш давнишний спор об удачливости непрофессионалов всё-таки дал свои всходы. С 1996 – он один из ведущих «Взгляда», поражает способностью не выделяться, не демонстрировать себя, а быть добродушным и внимательным непрофессиональным слушателем. Я чувствовал, что даже наш разговор о Мейерхольде не пропал даром. Он строил свою мизансцену на телеэкране как мейерхольдовскую вертикальную «пристройку снизу», старался быть ниже собеседника, иногда даже сидел не рядом на стуле, а на полу. Взглядовцы дружили друг с другом. Неоднократно Сергей «выводил» Листьева из запоя. Помогал Любимову. Вскоре, уйдя из «Взгляда», Сергей начал новую передачу, «Последний герой», где он был ведущим. Передача пользовалась бешеной популярностью. Некоторые считали, что Бодров просто непрофессиональный ведущий, а он и не собирался таким – «крутым» ведущим быть. Он играл волшебника, который  относится к людям с добром и снисходительностью. И к людям, и к усилиям участников передачи, этим трогательным, маленьким искателям славы.

 

А слава пришла к нему не после фильма отца «Кавказский пленник», где он сыграл Ваню Жилина, а, конечно, после «Брата» и «Брата 2». Хотя «Кавказский пленник» выдвигался на премию «Оскар», и оба Бодрова ездили в Америку, надеясь на чудо. Но чуда не произошло.

 

Фильм «Брат» получил множество различных премий. Был найден действительно новый герой.

 

Сергей Бодров подчёркивает свой непрофессионализм. Он чужд лицедейству, прост и естественен в кадре. Режиссёр «Брата» Алексей Балабанов угадал в Сергее своего Данилу Багрова. За скупыми репликами впроброс, интонациями, девственно не тронутыми  актёрским тренингом и смущённой полуулыбкой угадывалась судьба. Провинциальный парень, срезавшийся на экзаменах в институт, отслужил в горячей точке и после дембеля отправился в Питер, где его ожидают ратные подвиги.

 

Самой популярной ролью кандидата исторических наук С.Бодрова стал Данила, Брат, молчаливый обаятельный убийца, который без всякого пафоса, вернувшись с войны в никуда, завоевал все экраны. «Братва» приняла его за своего. Но если задуматься, Данила – рыцарь. Ни скверное слово, ни жадность, ни похоть, которыми переполнен принявший его мир, не липнут к нему. Он верит – и хочет помочь. Хочет восстановить правду. Жаль, что эпоха на его долю выпала подлая, бандитская. Не было у нас ни рыцарей, ни Возрождения. Но он-то в этом не виноват.

 

Он снял «Сёстры» почти как документальное кино. Говорил, что существует большой мир и маленький – детский. Что вот фильм о детстве. Как  сводные сёстры сначала ненавидившие друг друга, полюбили. Как поняли, что они и есть на этой земле самые близкие и родные. Бодров открыл Оксану Акиньшину, которая играла старшую сестру. Девочка выросла, снимается сейчас и в России, и за границей. Ролей таких, как у Бодрова, больше, правда, нет. Всё больше проституток приходится играть. Будем надеяться, что будут ещё и другие роли.

 

В 2002 Сергей Бодров-младший запустился со сценарием «Связной». Фильм должен был стать не хроникой захватов и освобождений, не летописью жизни, от которой остаётся опаленный и окровавленный мусор, а  историей любви.

 

В сентябре группа Бодрова выехала на съёмки в Осетию в Кармадонское ущелье. 20 сентября произошла трагедия. Ледник обрушился на Кармадон и накрыл группу.

 

Мать Сергея – Валентина Бодрова подала в суд на правительство России, Федеральное казначейство РФ, правительство и департамент финансов республики Северная Осетия (Алания). В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорится, в частности, о том, что «граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества и на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации». По мнению Валентины Бодровой и её адвоката, правительство не приняло должных мер по предупреждению схода ледника. Адвокат утверждает, что, несмотря на «подвижность» ледника Колка (он сходил четыре раза), соответствующие службы не следили за его состоянием, что позволило бы избежать человеческих жертв. Адвокат Трунов заявляет, что после третьего схода ледника (1969 год) было принято решение о запрете строительства в нижнем Кармадоне и отселении оттуда жителей. Это сделано не было. С аналогичным иском в Тверской суд Москвы обратилась мать актёра Тимофея Носика, работавшего в группе. Иски подали родственники всех пропавших членов съёмочной группы. На сегодняшний день Тверской суд Москвы отказал в иске родственникам погибших. Адвокат Трунов подал в Московский городской суд. Если же и это не поможет, – будет Европейский суд.

 

Господа правительство! Ну, хоть деньги-то им дайте!

 

Если нужна будет моя подпись, я тоже подпишусь.