История

Эрнест ГУРЕВИЧ

Глава абвера и любавичский ребе

 

Иной раз думаешь: хорошие детективные романы – это замечательно. Но в реальной жизни, в реальной истории полно сюжетов, да таких, что любой литературный детектив, как говорится, за пояс заткнут.

 

Недавно потомки польских хасидов, живущие в США, поведали историю спасения легендарного любавичского ребе в оккупированной гитлеровцами Варшаве. Этот ребе, Иосиф-Ицхак Шнеерсон родился в 1880 году в семье руководителя хасидского движения Ха бад Шолома-Дова-Бера в Любавичах. В 15 лет он стал личным секретарем отца, в 18 лет становится главой ешивы.

 

В 1920 году большевики начали буквально «охоту» на священнослужителей всех религий. В это нелегкое время Иосиф-Ицхак, став главой движения, действовал открыто наперекор ЧК и потом ГПУ. В 1924 году эти «органы» изгнали его из Ростова. Он переносит свою деятельность в Ленинград, где в 1927 г. его арестовывают.

 

Его деятельность признается настолько противозаконной, что суд приговаривает ребе к высшей мере. Зять ребе Шмарьяху Гурари на следующий день после приговора приезжает в Москву и незаметно проникает в германское посольство и подробно рассказывает о случившемся. Протесты Запада и заступничество Екатерины Пешковой приводят к замене смертной казни Соловками, затем ссылке в Кострому. Но вскоре и ссылку отменили, но запретили возвращаться в Ленинград.

 

Семья Шнеерсон поселилась в московской Малаховке. Но и там преследования продолжались, стало необходимым эмигрировать. За его выезд парламентом Латвии был ратифицирован выгодный для СССР торговый договор.

 

Ребе ездит по миру, создает ешивы. Власти США затянули решение о въезде Шнеерсонов, и те застряли в сентябре 1939 года в захваченной нацистскими войсками Варшаве. Ребе прятался в одном из подвалов старого дома в еврейском районе города.

 

Сподвижники в США действовали энергично. Под их воздействием госсекретарь Корделл Хелл передал по кодовой связи консулу США в Берлине Раймону Гасту указание спасти Шнеерсонов. Гаст стал искать среди антигитлеровски настроенных чиновников высокого ранга людей с нужными связями. Одним таким оказался заведующий отделом главного планово-экономического управления (подобие советского Госплана) Гельмут Вольтат. Тот предложил кандидатуру адмирала Канариса, главы военной разведки (абвера).

 

Интуиция не обманула Гаста и Вольтата. Канарис всегда был сторонником мирных отношений со странами Запада. Еще в 1939 году он указывал Гитлеру, что вступление в войну Англии повлечет за собой участие США, т.е. будет задействован непобедимый для Германии военно-промышленный потенциал. Люди Канариса вели переговоры с резидентами разведок Франции и Англии втайне от Гитлера и Гиммлера. Дело доходило до того, что подчиненные адмирала прямо передавали на Запад информацию о планах Гитлера на 1939 и 1940 годы.

 

Тут надо не забывать, что эти абверовцы не были секретными агентами западных стран, а действовали в плане понимаемого ими будущего Германии: союз западноевропейских стран против советской угрозы. Канарис сразу понял, какие «очки» он заработает на Западе, если вызволит и переправит за пределы Рейха виднейшего еврейского религиозного деятеля-гуманиста. В его ведомстве также были опытные разведчики и контрразведчики с еврейскими корнями.

                       

Генерал Канарис                                Иосиф-Ицхак Шнеерсон

Один из таких, наполовину еврей, майор Эрнст Блох был направлен в Варшаву. Потом к нему присоединился Иоганес Гарпе – внук еврея. Они быстро нашли хасидов, но те отвечали гробовым молчанием. И только после того, как Блох рассказал о своих еврейских корнях, а те – проверили (как – до сих пор не могут разгадать эту тайну), встреча Блоха с Иосифом-Ицхаком состоялась.

 

По каналам абвера, имея безукоризненные документы, Шнеерсоны вместе с близкими сподвижниками (всего 11 человек) прибыли в Берлин, через несколько часов после этого – в Ригу, оттуда – в Стокгольм, оттуда – пароходом в Штаты. Там деятельность любавичского движения приобрела небывалые масштабы, потом их школы появились в лагерях перемещенных лиц в Европе.

 

Завершить эту воистину детективную историю следует  сведениями о судьбе участников операции. Адмирал Канарис как участник заговора против Гитлера был 9 апреля 1945 года казнен. После ареста Канариса Блох был отправлен на Восточный фронт, дальнейшие его следы теряются. Есть мнение, что он смог по своим каналам уйти на Запад, быть полезным союзникам, потом под чужим именем дожил за пределами Германии до естественной кончины. Родные Иоганнеса Гарпе и ныне живут в Германии, заявляют, что им о судьбе своего родственника ничего не известно.

 

Сам ребе Иосиф-Ицхак скончался в 1950 году, седьмым любавичским ребе стал его зять Менахем-Мендл, также очень авторитетный религиозный деятель. После его кончины в июле 1994 года двухсотлетняя история династии Шнеерсонов как любавичских ребе прекратила существование. Но ею были заложены мощные основы для дальнейшей успешной дейтельности последователей.