Политика

 

Мы, как правило, не занимаемся перепечатками материалов из других изданий. Но месяца три тому назад пожилая женщина принесла к нам в редакцию несколько листочков, содержавших копию статьи Дмитрия Рабиновича из некоей русскоязычной израильской газеты. Дата выхода газеты стоит – 1.12.2000, а названия ее нет. Но содержание статьи показалось нам важным, и мы печатаем ее в сокращенном и несколько переработанном виде. Женщина принесла нам также копию публикуемого ниже очерка Джозефа Фары. Надеемся, данный номер газеты попадет к ней в руки и выражаем ей нашу искреннюю благодарность.

 

Ближневосточная коммуналка

 

Вряд ли существует в мире что-нибудь, что по прочности и нерушимости может соперничать с историческими мифами, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Наиболее распространенный миф из истории Эрец Исраэль (что означает «Земля Израиля») можно упрощенно свести к следующему. В начале нашей эры римляне изгнали евреев из Иудеи, которая несколько столетий пустовала, после чего была заселена арабами. Полторы тысячи лет они жили-поживали да добра наживали, как вдруг отсутствовавшие две тысячи лет евреи вернулись и предъявили права на свою историческую родину.

 

Действительность выглядит иначе. Когда Великое восстание иудеев против могущественной Римской империи потерпело поражение, был разрушен Иерусалим и сожжен Храм, многие евреи были убиты, другие уведены в рабство, но земля Эрец Исраэль отнюдь не опустела. Ее население все еще составляло около 2,5 миллиона человек, из них около 1,5 миллиона евреев.

 

Через 70 лет евреи снова подняли восстание, которое продолжалось три года и было подавлено римлянами с безумной жестокостью. Погибло около 900 тысяч человек. Иудея практически опустела и была переименована римлянами в Палестину (по имени уже исчезнувших к тому времени филистимлян). Но и тогда в Галилее, практически не затронутой восстанием, сохранилось компактное еврейское население, насчитывавшее около полумиллиона человек. На опустевшие земли Иудеи хлынули эллинизированные колонисты различного этнического происхождения (финикийцы, небольшие арабские племена и др.), постепенно слившиеся в одну народность, объединенную греческим языком и ортодоксальной ветвью христианства – православием.

 

После образования в 395 году Восточной Римской империи – Византии Палестина вошла в ее состав. К началу седьмого века население ее составляло около трех миллионов человек, из них полмиллиона евреев в Галилее и в районе Хеврона, триста тысяч самаритян и два с небольшим миллиона ромеев («римлян»), как стали называть себя эллинизированные жители Византии.

 

В 614 году в Палестину вторглись персы. Невероятная по своей ожесточенности война вызвала значительные жертвы и большое число беженцев, главным образом – ромеев-христиан. Отвоевание Палестины византийским императором Ираклием в 629 году также сопровождалось беспощадной резней, на этот раз – еврейского населения. А уже в 638 году иерусалимский патриарх Софроний сдал город победоносной армии халифа Омара ибн эль Хаттаба. Бесконечные войны и арабское завоевание привели к тому, что состав населения страны снова изменился. Теперь здесь проживало около 400 тысяч евреев, около 300 тысяч самаритян, около 800 тысяч ромеев и 40-50 тысяч арабских завоевателей.

 

Следующие 400 лет происходило дальнейшее бегство населения Палестины и арабизация оставшегося. Почти полностью ассимилировались самаритяне, а также немногочисленные евреи Хевронского нагорья, только в самом Хевроне сохранилась еврейская община. Покинули страну многие евреи Галилеи, так как арабы обложили все немусульманское население дополнительным налогом, а в случае его неуплаты отбирали у «виновных» землю.

 

Арабское завоевание уничтожило экономику Негева, а саму территорию превратило в пустыню. При римлянах и византийцах в Негеве процветали виноградарство и виноделие, негевские вина считались лучшими во всей империи. Византийцы – народ земледельцев – стремились превратить пустыню в нечто привычное и пригодное для себя. Византийские инженеры и земледельцы научились добывать воду в самом сердце пустыни  и превращали ее в цветущий сад. Площадь обрабатываемых земель в Негеве во времена Византии превышала даже нынешнюю в Израиле. Арабам вино было не нужно (ислам запрещает его употребление), да и жизнь среди песков была им привычна. При них уникальные, создававшиеся веками ирригационные системы были заброшены и пришли в негодность, города и села Негева снова поглотили пески.

 

Результатом насильственной исламизации населения и общего хозяйственного запустения стало то, что к XI веку численность населения Палестины сократилась примерно до одно миллиона человек, из них – около 100 тысяч евреев (в Галилее и Иерусалиме), около 200 тысяч христиан и около 700 тысяч арабов-мусульман (но не палестинцев – такого понятия не было до 70-х годов 20 века).

 

Затем была эпоха Крестовых походов (конец XI – середина XIII века), отмеченная резней мусульман и за компанию евреев. В 1244 году в Палестину вторглись улепетывавшие от монголов остатки хорезмийских войск Джелаль эд-Дина, а в 1260 году ворвались уже сами монголы хана Хулагу. Эти резали уже всех, но вскоре были выбиты. В 1291 году под ударами египетских войк Ашрафа Халиля пало Иерусалимское королевство крестоносцев. Тут уже наступила очередь христиан, которые частично были вырезаны, частично бежали и частично обращены в ислам. Евреи, естественно, тоже составили компанию преследуемым – теперь христианам. Почти полностью была уничтожена процветавшая до того еврейская община Акко. По приказу Халиля были стерты с лица земли все приморские города, независимо от состава их населения.

 

Население Палестины составляло теперь не более 300 тысяч человек. Ромейское (христианское) население исчезло окончательно, арабов-христиан осталось несколько тысяч, евреев – около 30 тысяч в Галилее, в основном, – в восточной ее части, где они составляли большинство, и несколько сот человек – в Иерусалиме. Да и арабов-мусульман осталось всего 200-250 тысяч.

 

Арабское население страны оставалось далее практически неизменным до середины XIX века. Еврейское население Галилеи увеличилось в XVI веке за счет притока еврейских беженцев из Испании, но к середине XVII века по разным причинам (переселение турецкими властями части евреев в другие районы империи для поднятия там экономики, а также набеги бедуинов) снова сильно сократилось. Только теперь, впервые за 17 веков после римского завоевания Эрец Исраэль, евреи перестали быть большинством населения в Восточной Галилее, хотя еврейская община там и сохранилась.

 

Эта ситуация продолжалась до середины XIX века, когда интерес к Святой Земле стали проявлять как европейские державы, так и формирующееся еврейское национальное движение. Страна ПУСТОВАЛА. Марк Твен, посетивший Палестину в то время, вспоминал, как на пути от Назарета до Кинерета не встретил ни одного человека. В Эрец Исраэль вновь потянулись еврейские репатрианты. Если даже не принимать во внимание еврейскую общину Галилеи, следует сказать, что евреи, как этнос, отсутствовали здесь не 2000, а всего 200 лет. Притом и арабское население здесь уже в течение почти пяти веков оставалось весьма малочисленным. Самым крупным «городом» был Иерусалим с населением около 10 тысяч человек, а следующие за ним «мегаполисы» Яффо, Акко и Хеврон – от 3 до 5 тысяч каждый. А остальное – редкие убогие деревушки, пески, болота, разбойники на дорогах. Поэтому выдвинутый несколько позднее еврейскими организациями лозунг «Земля без народа – для народа без земли» точно отражал ситуацию.

 

Но когда в эту дичь и глушь начали прибывать евреи, Османская империя, опасаясь, что они станут проводниками западного влияния, и провинция выпадет из ее дряхлеющих рук, стала переселять сюда мусульман со всего света: чеченцев, бежавших от русских завоевателей, боснийцев. На болотистые места турецкая администрация переселяла целые деревни из Верхнего Египта и Судана, в пустынные районы – из Ливии.

 

Но и сам по себе рост численности еврейской общины и связанное с этим развитие экономики Палестины влекли сюда арабских переселенцев со всего Ближнего Востока. Надо сказать, турецкие власти, равно как и сменившие их в 1917 году английские, препятствовали еврейской иммиграции в Палестину и гораздо лояльнее относились к арабской иммиграции. Последним аккордом стал ввоз британскими властями десятков тысяч египтян на оборонные работы в 1940-1942 годах. Большинство их осталось в стране.

 

Весь этот конгломерат арабских переселенцев второй половины ХIХ и первой половины ХХ века и выступил в 1948 году в качестве «коренного населения Палестины» с оружием в руках против «сионистской колонизации».

 

Еще в 30-е годы ХХ века палестинцами называли живших в Палестине евреев, а арабов так и называли – арабами. Они и сами себя так называли, ну еще – палестинскими арабами. А вообще, арабы говорят о существовании «умма аравия уахида» – единой арабской нации. Термин «палестинцы» стал применяться по отношению к арабскому населению Палестины не раньше 70-х годов прошлого века, с целью подчеркнуть, что именно они являются коренным населением страны. В действительности, как следует из вышеизложенного, подавляющая часть нынешнего арабского населения Палестины пришла сюда вслед за евреями и только потому, что сюда пришли евреи.