Германия

 

Мы, наконец, с правительством!

 

22 ноября бундестаг Германии 397 голосами из 614 избрал на пост канцлера Ангелу Меркель. Впервые в истории страны канцлером стала женщина и также впервые после объединения Германии – выходец из восточных земель. 397 голосов – это, казалось бы, прочное большинство (для избрания канцлера хватило бы и 308 голосов – половины от 614 плюс один), да и вообще серьезной оппозиции правительству в парламенте, считай, нет: три разрозненные партии (либералы, «зеленые» и «левые»), каждая из которых располагает пятью-шестью десятками голосов. Но, с другой стороны, партии «большой коалиции» имеют 448 мандатов, и это означает, что 51 депутат от коалиционных партий отказал в доверии «своему» канцлеру. Скорее всего, Меркель недосчиталась голосов представителей левого крыла СДПГ. Не слишком вдохновляющее начало…

 

30 ноября Меркель выступила в бундестаге с первым правительственным заявлением. Одной из главных задач своего правительства она назвала сокращение бюджетного дефицита. Правда, в 2006 году, признала она, этого добиться не удастся, но уж в 2007 – это уж точно. С этой целью с января 2007 года будет введен дополнительный (3%) налог на «сверхбогатых» – тех, чей годовой доход превышает 250 тысяч евро (или 500 тысяч на семью). И то, что коснется всех: с той же даты будет повышена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) – с 16 до 19%. Это означает повышение цен на товары и услуги на 2,6%. Правда, на товары первой необходимости ставка НДС останется неизменной.

 

С 2007 года начнется также постепенное повышение пенсионного возраста, и к 2012 году он составит 67 лет. На 4 года остается замороженным уровень пенсий, то есть они не будут индексироваться в соответствии с ростом уровня цен. Некоторые эксперты прогнозируют, что вместе с повышением НДС это может привести к тому, что за те же 4 года реальная покупательная способность пенсионеров снизится на 20%. Очевидно, то же самое можно сказать о получателях социальных пособий. Дополнительно к этому правительство планирует (ну, конечно, временно) отменить всяческие социальные доплаты и льготы. Weinachtsgeld не выплачивается уже к нынешнему рождеству (попутно сообщаю: те, кто живет в Нюрнберге не менее 4-х лет, могут получить в своем отделении Allgemeine Sozialdienst к рождеству помощь, при указании конкретной нужды). Но что отрадно: интеграцию иммигрантов в немецкое общество фрау Меркель назвала «ключевой задачей нашего времени».

 

Финансовый эксперт группы WestLB Маркус Диль дает следующую краткую характеристику правительственной программы: налоговое бремя на семейный бюджет будет повышено, а поборы с предприятий уменьшены. Цель благая – стимулировать рост экономики. Казалось бы, должны быть довольно промышленники. Но… глава влиятельного всегерманского союза работодателей Дитер Хунд заявил, что «увеличение налогов и отчислений не будет способствовать тому, чтобы в Германии возобновился экономический рост, чтобы были сохранены существующие рабочие места и возникли новые». И уж совсем резко в газетных интервью высказались ведущие менеджеры страны – например, руководители автомобильных концернов. Глава «Фольксвагена» Бернд Пишетсридер заявил, что «править страной – это не означает суммировать худшие предложения обеих партий», а пользующийся большим авторитетом в деловых кругах ФРГ шеф компании «Порше» Венделин Видекинг с раздражением отметил: «Нам скармливают сплошную ложь, и это почувствует каждый, независимо от уровня своих доходов».

 

Ряд экспертов считает, что планируемые правительством меры не дадут нужных результатов, ибо они не способствуют оживлению спроса на внутреннем рынке, что является важнейшим условием роста экономики. В частности, повышение налога на добавленную стоимость вызовет как раз обратный эффект. Люди будут ещё больше экономить деньги и ещё менее охотно тратить их. Йозеф Шларман, представляющий в ХДС интересы средних предпринимателей, даже назвал повышение ставки НДС «душителем конъюнктуры».

 

Как это не удивительно, если верить проведенному в последние дни ноября опросу, наиболее оптимистично настроены рядовые избиратели: 61% опрошенных немцев выразили уверенность, что фрау Меркель станет «сильным и способным на реализацию своих решений канцлером». Что ж, пожелаем и мы ей и возглавляемому ей правительству успехов в решении очень непростых стоящих перед ними задач.

 

Несколько слов о внешней политике нового правительства. Знаменательно, что первые свои визиты на новом посту Ангела Меркель нанесла в Париж, Брюссель и Лондон. 2 декабря она будет в Варшаве. А вот в более дальние столицы она направляет своего министра иностранных дел Франкa-Вальтера Штанмайера: в Вашингтоне он уже побывал, в ближайшие дни будет в Москве. Тем самым Меркель расставила акценты в своей внешней политике: при всей важности отношений с США и Россией, главное направление – единая Европа. Во время встречи с главой Еврокомиссии Мануэлем Баррозо канцлер подчеркнула необходимость дальнейшего сближения стран ЕС, в частности, возобновление процесса евроинтеграции, прерванного отклонением Евроконституции референдумами во Франции и Нидерландах.

 

Ранее наблюдатели предсказывали при новом правительстве некоторое охлаждение отношений с Москвой и усиление ориентации на Вашингтон. Но теперь отмечают, что назначение на пост министра иностранных дел Штанмайера, который «из-за кулис давал подсказки во внешней политике Шредеру», означает, что резких поворотов во внешней политике ФРГ не будет. 23 ноября «Handelsblat» писала, что даже независимо от этого, «Германии нужны российские газ и нефть, а России – немецкие автомобили и станки».

 

И в заключение: 22 ноября Герхард Шредер был первым, кто поздравил Ангелу Меркель с ее избранием на пост федерального канцлера Германии. Под вечер он символически отдал ей ключи от ведомства федерального канцлера. Теперь Шредер, как он сам сказал, займется адвокатской практикой в центре Берлина. Он собирается больше внимания уделять супруге и обеим дочерям, а также хочет попробовать себя в живописи.

 

В этом, наверно, одна из причин, почему в демократических странах смена лиц у государственного штурвала происходит спокойно, без лихорадочного поиска «преемников» и т. п. Лица эти всегда имеют что-то «за душой»: или собственное дело, например ферму, как Джимми Картер в США  и Ариэль Шарон в Израиле, или профессию, которая обеспечит ему прокорм (и которой ему новая власть не помешает заниматься), как в случае Шредера. А куда деваться после отставки, например, Леониду Кучме? Он же, кроме как президентом страны или, на худой конец, премьер-министром, никакой другой работы (в конкурентных условиях) не потянет. Вот и приходится бедолагам – нашим президентам заблаговременно заботиться о своем будущем прокорме. Ну, а чтобы эти «заботы» при новом властителе не повлекли за собой неприятностей, – вот и приходится подыскивать себе преемника, лучше всего – из уголовников: как-то оно спокойнее.

 

Но поздновато, видно, спохватился Леонид Данилович: не успел черного кобеля отмыть добела. Да и «полевые работы» провел некачественно: не зачистил, как следует, избирательное поле от нежелательных соперников желаемого преемника, а, главное, не зачистил до конца медийное поле: какой-то там 5-й канал вякал… А вот Владимир Владимирович учел опыт коллеги: все нужные работы интенсивно ведутся с самого начала его второго срока, похоже, они даже стали главным его содержанием. И успехи налицо: по крайней мере,  на телевизионном поле вякать стало решительно некому.

 

И. Зайдман