История немецкого театра

 

Эрнест ГУРЕВИЧ

 

 

10. Политический театр Пискатора

 

 

 

Среди тех, кто, выступая против экспрессионизма, создавал спектакли рекламного, скандального протеста, был Эрвин Пискатор.

 

Свою творческую деятельность он начал в Кенигсберге, где открыл свой театр «Трибунал», вскоре закрытый властями за «крамольность». Тогда Пискатор в 1920 году переезжает в Берлин, где организует «Пролетарский театр» с явно агитационно выраженным репертуаром. Там был поставлен «День России». Труппа играла на разных сценах в простых декорациях: плакаты, карикатуры, лозунги. Спектакль шел на фоне географической карты, состоял из мелких разножанровых эпизодов, показывающих отношение к революции различных социальных групп. Был и персонаж-комментатор. И этот театр Пискадора полиция закрыла.

 

В 1923 году он осуществляет контакты с руководителем Центрального театра Рефишем. Здесь Пискатор ставит классические и современные пьесы в современном ключе. Но и здесь он не задерживается, переходит в театр «Фольксбюне» («Народная сцена») и преобразовывает это заурядное предприятие в оригинальный театр. Здесь впервые началось введение в спектакли документальных событий, иногда и кадры кинохроники, некоторые кадры снимались специально для спектаклей. Русская революция была для Пискатора воплощением чаяний борцов всех времен.

 Эрвин Пискатор

В 1925 г. был поставлен грандиозный монтаж подлинных речей, листовок, газетных статей, воззваний, фотографий под названием «Вопреки всему». Первыми из 23 картин были будни Берлина в 1914 году, сцены убийства Р.Люксембург и К.Либкнехта. В финале Либкнехт обращается к рабочим (мысль – он и после смерти продолжает жить). В спектакле были представлены и плакаты Джона Хартфилда, уже хорошо известного в Германии. Намечалось предложить ряду политических деятелей сыграть самих себя.

 

Но Пискатор не отказывается и от классики, хотя нередко это смелая переработка известных пьес. Так герой шекспировского «Венецианского купца» превращается в провинциала-бедняка, приехавшего в Берлин, наживающегося в годы инфляции. Но приход стабильности разоряет его, и он возвращается домой, в провинцию, таким же нищим. Этот сюжет – повод для рассуждений о явлении. Тут был и экран, где появились статистические таблицы, газетная информация. В финале по сцене движется широкая металлическая лента, на которой лежали никому не нужные предметы прежних лет. Мусорщики все это сбрасывали за ненужностью: обрывки старого флага, солдатскую каску, обесцененные деньги.

 

В 1927г. Пискатор создает свой театр на Ноллендорф-плац. Но из-за финансового краха предприятие продержалось только один сезон, после чего творческая деятельность режиссера снижается, он ставит спектакли на небольших площадках.

 

В 1933 году он эмигрирует, живет в СССР, потом в США, где работает в рабочих и студенческих театрах. В 1947 году возвращается в Западную Германию, где работает в ряде театров. Его идеи политического театра продолжали жить. Брехт считал, что творчество Пискатора – сокровищница новых стилей и форм.