Ближний Восток
Ушел (из политики) «израильский де Голль»
Поздно вечером 3 января в больницу «Адаса Эйн-Керем» был доставлен премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. Врачи констатировали инсульт – второй за две с небольшим недели, и гораздо более тяжелый, чем первый, случившийся 18 декабря. Тогда Шарон через пару дней выписался из больницы и сразу же снова включился в работу. Этого требовала политическая ситуация: менее чем через три месяца (28 марта) в стране состоятся внеочередные парламентские выборы, на которые Шарон шел во главе новой, лишь в ноябре созданной партии «Кадима» («Вперед»).
Ситуация требовала, а организм не позволял: человеку, как-никак, идет 78-й годик, да еще избыточный вес, да еще постоянные стрессы… И первый звоночек 18 декабря уже прозвенел. И вот вам результат: обширное кровоизлияние с множеством дополнительных более мелких, две сложнейшие операции, из которых первая длилась 9, а вторая 5 часов.
Я пишу эти строки в воскресенье 8 января вечером, завтра утром врачи планируют начать постепенное выведение больного из-под наркоза. Осторожные прогнозы врачей сходятся на том, что больной вернется к жизни, но не к политической деятельности. Поскольку правое полушарие мозга не затронуто, Шарон, очевидно, сможет говорить и понимать собеседников, но других нарушений функций организма, вероятно, избежать не удастся.
Так что политическую карьеру Ариэля Шарона следует считать законченной. Надо пояснить, почему я назвал его «израильским де Голлем». Конечно, любые такие сравнения политиков относительны. Но данное оцените сами. Де Голль был явным французским националистом, правым политиком. Но именно он сумел сделать то, чего не смогли достичь до него более умеренные, левые деятели, до социалистов включительно, – остановить войну в Алжире. Для этого ему пришлось преодолеть сопротивление своих вчерашних единомышленников, цеплявшихся за призрак Французской империи. Дошло до того, что они устроили несколько покушений на него и даже пытались поднять мятеж. Но, опираясь на волю большинства нации, де Голль довел дело до конца.
Шарон тоже возглавлял в Израиле крайне правый (если не считать совсем уж оголтелых крошечных партиек) политический блок «Ликуд» и еще несколько лет назад слыл «ястребом». Но именно он, переломив себя, преодолевая бешеное сопротивление ультраортодоксов, добился вывода еврейских поселений из сектора Газа и некоторых других мест, сохранение которых, как он считал, создавало Израилю больше проблем, чем давало выгод. Мировая общественность расценила эту акцию, как заметный шаг к урегулированию на Ближнем Востоке. И далее, поскольку значительная часть членов руководимого им «Ликуда» стала в оппозицию к его новой политике, Шарон, всегда отличавшийся решительностью, покинул его и начал создать центристскую партию, в чем за короткое время достаточно преуспел: опросы избирателей сулили партии победу на выборах.
Конечно, в очень неудачное время он выбыл из строя. Правда, опрос, проведенный уже во время его болезни, показал, что созданная им партия пользуется практически такой же поддержкой, как и «при нем». И все государственные институты продолжают четко работать. Действующий премьер-министр Эхуд Ольмерт на состоявшемся 8 января первом возглавляемом им еженедельном заседании кабинета заявил: «Израиль – сильная демократия, а потому все ветви власти и все учреждения работают так, как необходимо, выполняя свои обязанности в полном объеме». То есть лихорадочных поисков «преемника» не наблюдается. И все же многие израильтяне высказывают тревогу: как пойдут дела в стране без Шарона?
Обеспокоенность выражают и лидеры западных и даже большинства арабских стран. Конечно, не преминул в очередной раз излить свою ненависть президент Ирана Ахмадинежад, который пожелал Шарону смерти. Ликуют лидеры палестинских террористических организаций. И, стыдно сказать, злорадствуют некоторые израильские ультраортодоксы, заявляющие, что это их проклятие («Пульса Денура») дошло до Всевышнего, и Он поразил грешника. С кем спелись? Стыдно…
В то же время другие ортодоксы прямо у больницы, где лежит Шарон, группами молятся за его выздоровление. У Стены Плача в Иерусалиме постоянно за его здоровье, за продолжение мирного процесса молится множество израильтян и приезжих из разных стран.
Пожелаем и мы Ариэлю Шарону выздоровления, а народу Израиля с мужеством и достоинством пережить это трудное время.
И. Давидович