История немецкого театра
11. Эпический театр Брехта и «Берлинер ансамбль»
Термин «эпический театр» ввел в театроведческий обиход Э.Пискатор, но распространение он получил благодаря пьесам, режиссерским работам, теоретическим произведениям Бертольда Брехта.
Первую пьесу Брехт написал в 1918 году. Основной задачей театра он видел необходимость и способность донести до зрителя ход развития человеческого общежития, вызывать эмоции социального порядка, осознание общественных проблем.
Брехт изобрел прием, названный «эффектом отчуждения»: хорошо известное преподносится с неожиданной стороны. Для этого в сценическое действие вводится песня (зонг), хор. Режиссер рекомендует актеру подходить к образу с позиций свидетеля на суде. На сцене должен быть показ, а не перевоплощение. Каждая мизансцена строилась Брехтом по принципу кинокадра. Он использовал метод «модели» – фиксировал на фотопленке яркие мизансцены и отдельные позы актера, чтобы их «закрепить».
В 1924 г. состоялся первый режиссерский замысел Брехта. Он поставил в мюнхенском Камерном театре «Жизнь Эдуарда II английского». На сцене – суровая прозаическая атмосфера. Все одеты в одеяния из грубой холстины. Вместо трона – грубо сбитое кресло, рядом с ним – примитивная трибуна для ораторов парламента. Король неудобно ерзал, а лорды сбились в кучу. Борьба показана как скандалы и грызня за лакомый кусочек. Основным элементом оформления была стена с большим количеством окон. Когда, по ходу пьесы, возмущение народа достигало высокой точки, в окнах появлялись разгневанные лица, кричавшие, ругающиеся. Все сливалось в гул негодования. Все шло к восстанию. Как показать батальные сцены? Известный клоун Валентин сказал, что солдат во время боя бел, как мел. И все солдаты в спектакле были в белом гриме. Потом этот прием становится обычным.
Р. Шлихтер. Портрет Бертольда Брехта
После переезда в Берлин Брехт работает некоторое время в литературной части «Дойчес театр». И мечтает о своем театре. В 1926 году с молодыми актерами этого театра ставит свою пьесу «Ваал». В «Штаатстеатре» идет его пьеса «Что тот солдат, что этот». В 1932 году Брехт в театре «Театре ам Шиффбауэрдамм» ставит свою «Трехгрошовую оперу» вместе с режиссером Энгелем.
В глубине сцены стоит большая ярмарочная шарманка, на ступеньках расположился джаз. На два экрана проецировались картины. Но на сцене не только социальные маски и идеи, но и психологические мотивы поведения. Большое значение имела музыка Курта Вайля. Это были зонги на текст Брехта, как бы отдельные номера, отстраняющие монологи. Спектакль получился необыкновенно ярким, парадоксальным.
В этом и других спектаклях догитлеровского времени Брехт сохранял приметы времени, 20-х годов, но усилил их сопоставлением с современностью. Веймарская республика гибла у всех на глазах, впереди был нацизм. Последняя работа до 1933 года – обработка романа Горького «Мать». Еще одна попытка воплотить идеи эпического театра. Плакаты, надписи, рациональное построение спектакля, всё было направлено к разуму зрителя. Через пару недель спектакль запретили из-за финальной сцены. Мать с красным флагом демонстративно идет из глубины сцены на публику, останавливаясь у самой кромки рампы.
С 1933 года Брехт жил в эмиграции, писал драмы, стихи. В 1949 году вернулся в Берлин, где основал лучший в ГДР театр «Берлинер Ансамбль». В труппу входили актеры, поддерживавшие в эмиграции связь с Брехтом. С 1954 года театр стал работать в здании «Театра ам Шиффбауэрдамм».
Брехт по убеждениям был марксистом, искренне считал ролью театра воспитание человека социалистического общества. Его театр активно участвовал в акции «Борьба за мир», его символом был «Голубь мира» Пикассо. Но в репертуаре театра не было никаких пьес из гедеэровской жизни, никаких политагиток. Тут играли пьесы самого Брехта, а также мировую классику.
Еще до перехода на Шиффбауэрдамм в театре с огромным успехом прошла премьера спектакля «Матушка Кураж и ее дети» в постановке Энгеля с участием Брехта. Главные женские роли играли Хелен Вайгель, жена Брехта (матушка Кураж) и Анжелике Хурвиц (ее глухонемая дочь). За эти роли они получили Национальные премии. Сюжет пьесы взят из эпохи Тридцатилетней войны, когда жила эта маркитантка Кураж. Пьеса и спектакль имеют ярко выраженный антивоенный характер, полны сочувствия бедам простых людей.
Следует остановиться на некоторых ведущих актерах театра. Хелен Вайгель – ярчайший воплотитель на сцене принципов брехтовского эпического театра. Она всегда находила соответствующие формы игры для представления социальной типичности героини, черт национального характера. Роль Пелагеи Власовой («Мать» М.Горького) она играла с 1932 по 1971 год, почти 40 лет. Эта русская женщина становилась общечеловеческим символом.
Эрнст Буш – популярный исполнитель песен революционного содержания, освобожденный из концлагеря советскими солдатами, играл не только в «Берлинер Ансамбле», но и в Немецком театре. Кроме блестящего исполнения брехтовских ролей он был выдающимся певцом «зонгов». Все актеры театра Брехта играли так, чтобы зритель различал персонажа и актерское «я» персонажа.
Несмотря на то, что все пьесы театра не противоречили идейным установкам гедеэровского агитпропа, их воплощение не в духе вульгарного соцреализма вызывали у начальства некое негативное отношение. Не решаясь прямо критиковать такую мировую величину, как Брехт, министерство культуры ГДР организовало гастроли театра в Польше, надеясь, что их варшавские коллеги смогут создать действенную критическую атмосферу. Но польская интеллигенция, освободившаяся от штампов соцреализма, в 1955 году ощутила в пьесах и постановках Брехта дыхание необходимости обновления литературы и искусства, и все спектакли берлинцев прошли с триумфальным успехом. И это при том, что в Польше всё еще не исчезла враждебность ко всему немецкому, сложившаяяся в годы оккупации.
Незадолго до кончины Брехт начинает репетировать свою пьесу «Жизнь Галилея». В 1956 году он умирает. Эрих Энгель завершает постановку с Эрнстом Бушем в главной роли великого ученого, но, в определенной степени, оппортуниста, не сознающего ответственности перед человечеством. Потом эта постановка была воссоздана во многих странах режиссерами – сторонниками Брехта.
В. Высоцкий в роли Галилея в спектакле
Театра на Таганке «Жизнь Галилея»