Полемика

В № 6 «Русской Германии» была опубликована статья Тенгиза Гудавы «Третья правда-кривда», посвященная «карикатурному скандалу». Наш обозреватель Израиль Зайдман посчитал ряд положений статьи спорными и обратился в связи с этим с открытым письмом к ее автору. Печатаем это письмо и ответ Тенгиза Гудавы.

 

Израиль ЗАЙДМАН

Духовность – не слишком ли расплывчатый показатель цивилизованности?

ткрытое письмо Тенгизу Гудаве)

 

Уважаемый господин Гудава!

 

Меня еще при жизни в Советском Союзе, а затем и в независимой Украине основательно «достали» разглагольствования о «советской (русской, славянской) духовности» и «западной бездуховности». Попытаюсь пояснить, как выглядели эти «духовности» в моих глазах. Как-то видел я по телевизору такую картинку. На высокогорной лужайке Памира пасутся три яка. Налетела стая волков и одного свалила. Рвут они от него куски, вероятно, еще полуживого, а остальные два яка, как ни в чем не бывало, продолжают рядом пощипывать травку. Картина эта сложилась для меня в модель «высокодуховного» советского общества: когда некоторых запихивали в ГУЛАГ или психушки, остальные продолжали мирно «пастись». Разница была в одном: яки не говорили о своей духовности.

 

Когда канула в лету советская «духовность», немедленно возникли (или возродились) «духовности» русская, украинская, туркменская и пр. Возьмем русскую, обладающую наибольшими традициями и, соответственно, амбициями. Только пара штрихов. В России буквально миллионы беспризорных детей, которых каждый использует, как хочет, вплоть до разборки на «запчасти» (органы для трансплантации). А иерархи православной Церкви (кому же быть носителями духовности как не им?) тем временем баснословно обогащаются на торговле табачным и алкогольным зельем. Между прочим, на «бездуховном» Западе и детских домов давно уже нет.

 

Уже живя в Германии, года три тому назад ехал я в Украину и в пути слышал от молодых женщин, возвращавшихся с заработков домой, в Украину, те же речи о том, что на Западе люди материально живут, конечно, лучше, но «мы духовно богаче».

 

Я никак не мог взять в толк, что люди в дореволюционной Росcии, в СССР, затем в «демократической» России и в других, еще более «демократических» Белоруссиях и Узбекистанах называют духовностью. И вот, читаю в Вашей статье «Третья правда-кривда» в «Русской Германии», № 06 упорно повторяемые утверждения о «бездуховности» Запада, которой противопоставляется «горячая религиозность исламского мира». Поскольку «вера», «религиозность» для Вас почти синонимы «духовности», это фактически означает, что Вы исламскую «духовность» противопоставляете западной «бездуховности». Статья Ваша вообще-то посвящена «карикатурному скандалу», но все ее содержание вопиет о «бездуховности» Запада. Вот я и подумал: наконец-то, может быть, нашелся человек, который поможет мне разобраться в этих понятиях.

 

Я, конечно, и «дома» мог найти, кого об этом спросить, но почти наверняка нарвался бы на демагогию. А тут – диссидент, человек, который сам боролся с «высокодуховной» советской системой, пострадал от нее.

 

Возьмем Ваш тезис «вера – это свершенная свобода». Означает ли он, что, однажды выбрав веру, человек не свободен сомневаться в любом из ее положений, то есть он раз и навсегда поменял свою свободу на избранную веру? Что-то эта «свершенная свобода» подозрительно напоминает марксистский тезис «свобода – это осознанная необходимость». К тому же, в реальности простой верующий  подчиняет свою свободную волю не постулатам веры, часто довольно туманным, а порой и противоречивым, а воле тех, кто присвоил себе право их истолковывать. Ислам вообще означает «покорность». Эта покорность «чему-то», то есть вере, сплошь и рядом оборачивается покорностью «кому-то» – мулле, аятоле, имаму и т. д. Мне всегда жутковато бывает видеть ряды этих согбенных, покорных спин. И на что только не толкали их «духовные» вожди…

 

Но Вы, судя по всему, православный верующий. Ну что ж, обратимся к православным авторитетам, причем не к лукавым святейшествам прошлого или настоящего, а к религиозному философу, одному из авторов сборника «Из глубины» (1918 г.), ставшего своего рода продолжением знаменитых «Вех» – С. А. Аскольдову (Алексееву). В вошедшей в этот сборник статье «Религиозный смысл русской революции» он писал: «В составе всякой души есть начало святое, специфически человеческое и звериное. Быть может, наибольшее своеобразие русской души заключается в том, что среднее специфически человеческое начало является в ней несоизмеримо слабым по сравнению с национальной психологией других народов. В русском человеке, как типе, наиболее сильными являются начала святое и звериное… На наш взгляд, именно такое сочетание является наиболее естественным».

 

Мне это напомнило шутливую рекламу колбасы на послевоенном рынке: «Налетай, колбаса из конины с рябчиком! В пропорции один к одному: один конь – один рябчик». Не из подобного ли сочетания звериного со святым и родилась Русская революция, истоки которой Аскольдов с коллегами искали совсем в другом месте (впрочем, некоторые из них, как, например, С. Л. Франк, об этом догадывались).

 

А вот еще из Аскольдова: «Как благоуханность некоторых цветов связана с ядовитостью, красота трав – с непригодностью служить пищей животным и, напротив, полезность с невзрачностью, так и в мире духовном бывает особая благоуханность порочных душ, пошлая приниженность добродетели… Именно на определенных видах зла и душевного распадения наиболее успешно развиваются и пышно расцветают, как бы в унавоженной почве, превыспренние и редкие душевные ценности. Если обратиться к типичному в этой области, то таковым нельзя не признать особую связь религиозных талантов с антигуманистическими наклонностями… Гуманистичность отвращает человеческий интерес от неба… Напротив, на почве безверия в человека, известной мизантропии, а в результате даже холодности и безнравственности в отношении человека, а следовательно, и эгоизма, зачастую прочно теплится вера и любовь к горнему… Полярную противоположность такого рода сочетаниям составляют люди, иногда глубокие гуманисты, искренно отзывчивые и самоотверженные, но все же в этих своих качествах до противности пошлые в восприятиях и оценках жизни, глухие к ее духовным красотам…»

 

Особо обращаю внимание: по Аскольдову духовность – это нечто противоположное не только материальному, но и морали: отношение к ближнему вынесено за скобки. Насколько я понимаю, такой взгляд в корне противоречит христианству. Жаль, нет места привести высказывания других авторитетов мира православия, например, Константина Леонтьева, который говорил о «гнили и смраде земного всеблажентства», к которому стремится Европа, но которое отвратно русской душе. Мотив презрения к «европейскому мещанству» красной нитью проходит через русскую литературу.

 

Обо всем этом я вспомнил, читая Ваши инвективы Западу, который Вы называете «опасно бездуховным миром, где человек потерял всяческие моральные и защитные ориентиры, где стало неинтересно и скучно жить». Здесь, по Вашей оценке, «мухи от тоски мрут в сытой, но пустой каждодневности… на фоне этой пустой сытости криком кричит духовный голод».

 

Если уж говорить о духовности, то мне неизмеримо больше по душе та деятельная, проникнутая гуманизмом духовность, которая вдохновляла Альберта Швейцера и мать Терезу. Ничего подобного ни в православном мире, ни в мусульманском не известно, и это не случайно. Духовность двух названных подвижников имела религиозную основу, но этой основой было западное христианство, настоянное, к тому же, на моральных ценностях современного западного мира – в средние века и на Западе подобного рода людей не было.

 

Вы скажете, что эти две фигуры – исключения. Да, это так, но питавшие их духовность и мораль, пусть и в не столь высоком выражении, свойственны западному миру в целом. Достаточно посмотреть, какого размаха здесь достигает благотворительность. Вспомним, кто спас от голодной смерти миллионы россиян в 1921-1922 годах. Спасали бы и в 1932-1933, и в 1946-1947 годах, но тут на пути потенциальных спасателей встала «советская духовность».

 

Вы пишете, что «Дания не принадлежит сегодня к духовным супердержавам и может экспортировать только мясо и молоко». Это уже прямой поклеп на добрых, отзывчивых людей. В отношении благотворительности, участия к чужим бедам скандинавы, в том числе датчане, выделяются даже на общем фоне западного общества. А фактический хозяин Чечни Рамзан Кадыров в связи с карикатурным скандалом объявил о запрете датским организациям и гражданам проводить какую-либо деятельность на территории Чечни. Между тем, датский совет по беженцам (Danish Refugee Council), одна из крупнейших зарубежных гуманитарных организаций, действующих на Северном Кавказе, с 1997 года оказывала помощь 250 тысячам человек. Понятно, что Кадыров рад бы вытурить всех свидетелей его высокодуховных и высокоморальных деяний на вверенной ему территории.

 

Чего можно еще требовать от небольшой страны? А могли бы Вы назвать страну, которую считаете сегодня «духовной супердержавой»? Вообще, какую из ныне известных цивилизаций Вы назвали бы пусть не идеальной (таковых и быть не может), но все же более или менее духовной цивилизацией, образцом для подражания? Сказать что-либо типа «Чума на оба ваши дома» – не слишком продуктивное и не слишком почтенное занятие. Известно, когда всех называли фашистами, это облегчило Гитлеру приход к власти.

 

Вы в своей статье как-то уж очень туманно говорите о «войне двух полярных начал мироздания: добра и зла, света и тьмы, гармонии и хаоса. Тут каждый выбирает свою армию, и в этом свобода выбора». Я понимаю, Вы, естественно, выбрали первую армию – ту, которая борется на стороне «добра, света и гармонии». Но кто, кроме Вас, в этой армии: какие цивилизации, страны, политические, религиозные течения, конкретные личности? Я бы тоже хотел присоединиться к этой армии, но надо же знать, к кому.

                                                            Жан Эффель «Сотворение мира»

50 лет назад Жан Эффель покусился на христианские святыни.

Не пора ли возмутиться этим кощунством?

И, наконец, попытайтесь дать определение, что Вы называете духовностью, как она соотносится с моралью. Мы же видели, для некоторых русских философов это чуть ли не антиподы. Я понимаю, что, как и любым сложным явлениям, дать точное, однозначное определение духовности трудно. Но, если часто пользуешься понятием, надо уметь его хотя бы приблизительно обрисовать. 

 

А не лучше ли вообще сравнивать цивилизации не по расплывчатому понятию «духовности», а по свойственной каждой из них системе ценностей? Есть еще более простой критерий: посмотреть откуда и куда идут миграционные потоки. А тех, кто приехал в «бездуховную» Европу из очень «духовных» стран, а теперь, обиженный на всю Европу за оскорбление его святынь, ходит с плакатами типа «Европа, ты за все заплатишь!», следует немедленно отправлять обратно к их святыням.

 

Леваки, конечно, тут же поднимут вой о «полицейском государстве». Вы присоединитесь к ним? Вы ведь уже пишете о том, что «Запад на всех парах мчится к полицейскому государству». Неужто Вы успели забыть, как в действительности такое государство выглядит?

 

И, раз уж зашла речь о святынях, скажу еще: для меня, атеиста, высшая святыня – это человеческая жизнь. Те, кто повинен в убийстве мирных людей, и те, кто демонстрирует свою радость по поводу этого (как это было, например, после 11 сентября 2001 года), не имеют морального права говорить ни о каких святынях. Я, кстати, заметил: там, где много говорят о духовности и святынях, именно там человеческая жизнь ничего не стоит…

 

С уважением

И. ЗАЙДМАН

 

 

Тенгиз ГУДАВА

Досье «Рубежа»

 

Я – Тенгиз Гудава.

Родился в Имеретии, Грузия, в доме у железнодорожного полотна. Отец работал начальником железнодорожного узла.

Потом мы жили в Тбилиси, где я кончил школу и поступил в Медицинский институт в Москве, отделение биофизика.

Тут начались другие университеты: дважды был осужден и отсидел 5 лет плюс год на поселении. Последний раз сидел в Пермском лагере №35.

В 1987 году был «добровольно» выслан из SU в US, вместе с братом Эдуардом, таким же диссидентом как я, мамой, Раисой Уваровой, еще большей диссиденткой, женой. В Вене родился мой сын Зураб. В Мюнхене второй сын Николай.

Жил в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке, потом в Мюнхене, потом в Праге. Дальше снова Вашингтон.

17 лет – с 1987 по 2004 гг. – работал на «Радио Свобода», редактором Русской редакции.

 

Уважаемый г-н Зайдман,

 

Вы задаете вопросы, на которые невозможно ответить. Что такое духовность? Какую страну считать духовной? Духовность – понятие неуловимое, летучее. Вы можете определить, что такое музыка? Или что такое любовь? И все-таки я постараюсь.

 

Есть категория «интерес». Примечательно, что в целом ряде языков (в том числе в русском) эта категория двоична: «интерес» как «интересность», «увлекательность», и «интерес» как «выгода», «банковский процент», «корысть». В этой двоичности – смысл.

 

В шумерском пра-языке слово «Маш» (máš) означало не только «выгоду», но и «жертвенное животное», «козленка» и нетрудно перекинуть онтологический мостик к Мессии (евр. «машиах»!), Агнцу… Но самое интересное, что клинописным знаком этого слова был крест!

 

Итак, «интерес» – вот основа духовности (как и основа любого богатства, Бог-атства). Когда вам интересно? Интересно жить? Интересно делать что-то? Когда душа ваша увлечена до степени любви, до страсти, до жертвенности? Если определите для себя это состояние, поймете, что такое духовность.

 

Разумеется, когда я пишу, что «мухи мрут от скуки», это не означает ничего иного, как ракурс моего субъективного взгляда на тему. В Дании тоже любят, верят и одержимы творческими интересами. Но в Дании, как в образчике благополучного западного общества, на общественном уровне зияет пустота. Вы не увидите датских фильмов-шедевров, не зачитаетесь современными сказками Андерсена, газеты и телевидение страны не приковывают вашего взора. Это состояние я определяю как бездуховность. Именно в такой атмосфере возникают неумные казусы, типа карикатур на чужие святыни. Это именно я определил как «третью правду-кривду», единственный рациональный пункт в бесконечно иррациональном скандале, унесшем жизнь католического священника и десятка мусульман.

 

Да, в Советском Союзе был не только Архипелаг Гулаг (в котором мне довелось отсидеть 6 лет), но и Архипелаг Интереса: сама марксистcко-ленинская инфернальная доктрина обладала качеством притягивать ум (правда незрелый). Кто отрицает, что эти два архипелага были совмещены и составляли в итоге «империю зла»?

 

Но на Западе торжествует благочинное равнодушие. Нет ни первого, ни второго Гулагов – одна водная поверхность индивидуального счастья, которое на поверку оказывается удавкой: это тяжкое ристалище, выматывающее душу, порождающее тысячи фобий и измен. «Политкорректность», «терпимость», «толерантность» – это все эвфемизмы равнодушия, бездушия, отсутствия собственной нравственной позиции, духовного вакуума. В Библии, в Торе или Коране нет таких понятий. Когда человек любит, он таких понятий не понимает и не принимает.

 

Суть в том, что именно такая «толерантность» порождает карикатуры на пророков, такая «политкорректность» ведет к прямому предательству: очень «политкорректно» взяли миссию «Свободы» (радио) и подложили под Кремль, походя уволив тех, кто эту «Свободу» строил своими костями. И оказалось, что в Соединенных Штатах нет юридической статьи «преследование по политическим мотивам». И чтобы свершился суд, нужно иметь миллион долларов.

 

Вот реалии западного общества – проституирование на идеалах, которые оплачиваются жизнями и судьбами дурачков. При этом не надо мне говорить о «левых», тем более о «советских» – я никогда не был первым и вторым. Однако у меня есть глаза, уши и голова. И они свидетельствуют о том, что я пишу.

 

Тезис о том, что религия антигуманна и отрывает от земных реалий, настолько глуп, что я не хочу его обсуждать. Мы же не застреваем в одном возрасте и одном дне. Мы все знаем, что умрем, но не знаем, что будет после этого. Религия отвечает на вопрос, но не так, чтобы любой нравственный лентяй принял бессмертие души, а через муку веры. Если вы – атеист, то мне нечего сказать, потому что заведомо отсекается все, что до и после нашей жизни, т.е. вечное и истинное, а остается одна шелуха этого исчезающего мгновения.

 

Я люблю Иисуса Христа – и как Бога и как Человека. Это вера, которая обожествляет человека, вырывает его из земли и возносит к высшим критериям. Можно ли сказать, что мне безразличен человек как таковой? В той мере, в какой он – тленный кусок мяса, он мне в самом деле безразличен. Но как творчество Божие, как богоподобная сущность он мне бесконечно интересен. Выше христианства гуманизма быть не может.

 

Внимательно прочтите Коран и Хадисы Пророка, сверьте их с другими священными книгами человечества. Вы увидите странную вещь: это все едино! Федеральный Бог шумерского пантеона (Элохим), иудейский Яхве, христианская Троица, исламский Аллах – это разные имена, портреты и ракурсы Единого.

 

Когда понимаешь эту штуку, иначе смотришь на мусульманский мир. Исламские суфии-мудрецы были великими поэтами жизни, сгустками жизненного интереса, и к их вершинам должен тянуться современный ислам… но он тянется к самому примитивному ваххабизму, мрачному аскетизму и зловещей суицидальности. Для меня Коран такая же священная книга, как Библия; Магомет – тот же Иисус. В этом смысле, я мусульманин и поэтому больно видеть ереси, как больно было бы мне в 14 веке видеть костры инквизиции. Но душой я на стороне Ислама, а не на стороне карикатур на него.

 

Тут мы подходим к другой важной точке – демократическим ценностям. Мне было бы преступно отрекаться от этих идеалов, которым так или иначе посвящена моя жизнь. Свобода – понятие конкретное, я дважды освобождался из тюрьмы и поверьте – нет на земле сильнее чувства.

 

Не приведи Господь сталкивать свободу с верой. Однако, тезис «свобода – осознанная необходимость» (тезис Гегеля, кстати!) или «вера – свершенная свобода» говорят о иерархичности понятий, их соотношении как целого и части. Вера – частный феномен свободы, потому что только на почве свободы произрастает вера. Ведь нельзя «насильно быть любимым», так нельзя и обрести веру без выбора. Кстати, в христианстве свобода и духовность – суть одно и то же, т.к. свобода считается стихией духа: «дух дышит, где хочет».

 

Христианство зародилось в захолустной Иудее, которая для эллинистического Рима была тем, чем сегодня для Запада является мир ислама. Разумеется, ислам ставит абсолютно жесткие антиномии и несовместим с христианством, как христианство несовместимо с иудаизмом. Суть в том, однако, что три религии выросли одна из другой, и как иудаизм (Ветхий Завет) священен для христианства, Библия признается священной для ислама, а христиане (и иудеи) очень уважительно именуются в Коране «людьми Книги». Вот вам и путь для сосуществования. Но для того, чтобы по этому пути идти, надо знать все три религии, надо в них разбираться. А именно этого нет в Дании (на Западе) – торжествует полное невежество и тевтонская убежденность в своей непревзойденности. Отсюда и вырастает «карикатурный скандал».

 

Не пытайтесь «алгеброй поверить гармонию» и загнать все понятия современного мира в прокрустово ложе понятного и очевидного. Если просто довериться собственной совести, она многое упростит.

 

С уважением,

 

Тенгиз ГУДАВА,

Прага, 16 февраля 2006 года

www.gudsite.com