История
Один день, который потряс мир
Современный английский историк Джонсон в своей книге «Популярная история евреев» написал: «1881 год можно считать важнейшим в истории евреев после 1648 года, пожалуй, даже после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Последствия его были настолько широкими и фундаментальными, что этот год заслуживает того, чтобы считаться ключевым в мировой истории».
Чем же столь знаменит тот год, какое событие, имевшее место в нем, так значимо оценивает историк? 1 марта 1881 года, ровно 125 лет назад, русские «бесы» (определение Достоевского) убили русского императора, царя-освободителя Александра II, и именно это событие, а с ним и этот день стали, по мысли Джонсона, ключевыми в мировой истории. Что день этот сыграл большую роль в истории России, сомневаться не приходится. Но какое такое уж сильное влияние он мог иметь на историю евреев, а, тем более, на мировую историю? Нет ли здесь преувеличения? Мы-то приучены считать, что мир потрясли 10 дней октября-ноября 1917 года.
Что Октябрьский переворот, которому в СССР позднее был присвоен титул Великой Октябрьской социалистической революции, потряс мир, спорить не приходится. Но при внимательном изучении истории предшествующих десятилетий можно увидеть, что к этому перевороту привела цепочка событий, которая берет свое начало в безрассудном убийстве 1 марта 1881 года. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что этот день потряс мир. Воздействие его на мировую историю сказалось не сразу, было как бы «дистанционным», в силу чего оказывается завуалированным.
Убийство Александра II не было изолированным актом, революционеры-народовольцы устроили настоящую охоту на царя, пока 1 марта не добились своего. Можно только удивляться беспечности его самого и непрофессионализму тех, кто должен был его охранять. Заступивший на престол Александр III, вполне естественно, укрепил, как мы бы теперь сказали, спецслужбы и усилил преследования революционеров. Мысль о том, что ситуацию можно разрядить дальнейшими реформами, отвергалась начисто: сын считал, что отец и погиб из-за этих клятых реформ. Только твердой рукой можно восстановить порядок в стране! Революционеры ответили усилением террора, и так виток за витком раскручивалась спираль взаимного насилия, приведшая к революции 1905 года и, в конце концов, – к Февральской революции 1917 года и последовавшему за ней Октябрьскому перевороту, который и потряс мир.
Александр II
Но, если вы помните, Джонсон начал с того, что «1881 год можно считать важнейшим в истории евреев после 1648 года, пожалуй, даже после изгнания евреев из Испании в 1492 году». Причем тут евреи и что это за даты, с которыми он сравнивает злополучный 1881 год? Каждая из двух дат – это годы массового изгнания или бегства евреев из тех стран, где они жили. 1492 год – это дата, как он указывает, полного изгнания евреев из Испании. Часть из них бежала в Турцию и страны Северной Африки, часть – в европейские страны: Францию, Италию, Германию. Оттуда их тоже изгоняли или вынуждали бежать, и в итоге к ХVI веку большая часть европейского еврейства оказалась сконцентрированной в Польше. Здесь они добрых полтора века жили достаточно спокойно, пока в 1648 году чигиринский сотник Богдан Хмельницкий не поднял восстание против поляков.
Украинские казаки и крестьяне под его водительством уничтожали польских панов и шляхту, польские гарнизоны в городах, но самый сильный удар пришелся по евреям. Паны высасывали из украинского крестьянства все соки, но делалось это руками еврейских арендаторов. К тому же панов не просто было достать, а беззащитные евреи всегда были под руками. А то, что далеко не все евреи были панскими арендаторами, – кого такие «мелочи», если речь идет о евреях, когда-либо интересовали… За десятилетие 1648-1658 годов в результате Хмельнитчины и последовавшей за ней русско-польской войны (тут уже в истреблении евреев, помимо местного населения, посильное участие приняли русские воины) было уничтожено порядка 500 тысяч евреев, треть полуторамиллионного польско-украинского еврейства.
Следствием этого стало бегство части этого еврейства в обратном предыдущему переселению направлении – в страны Западной Европы. Важнейшим моментом этого процесса Джонсон считает то, что вскоре после 1648 года евреи добились права возвращения в Англию, откуда они были изгнаны еще в 1299 году. Здесь в середине ХVII века начинались уже более либеральные времена, и через короткое время Англия стала первой европейской страной (после Древнего Рима), где евреи получили гражданское равноправие. Через два с половиной века Англия опять же стала первой страной, официально признавшей право евреев на создание своего национального очага (декларация 1918 года лорда Бальфура, тогдашнего министра иностранных дел Великобритании).
Таким образом, ключевыми, судьбоносными для еврейской истории моментами историк считает, и не без оснований, события, которые, в конечном итоге, привели к созданию, точнее – воссозданию, еврейского государства на Святой земле, а именно – вынужденные марш-броски еврейского населения из одного конца Европейского континента в другой. Третьим из таких событий, после 1492 и 1648 годов, он назвал 1881 год, который знаменовал начало нового этапа массового переселения евреев, уже не в пределах даже Европы, а всего мира. Но обо всем по порядку.
Как уже говорилось, 1 марта 1881 года русскими «бесами» был убит русский царь, а уже ровно через полтора месяца, 15 апреля, начались еврейские погромы, охватившие 150 городов и населенных пунктов «черты оседлости», где была сконцентрирована подавляющая часть еврейского населения империи. Но почему и за что?
Тут я вынужден сделать небольшое отступление. В России издавна сложилось твердое мнение: во всем плохом, что случалось в стране, виноваты были не русские. Нет, они иногда тоже были замешаны в пагубных для их родины делах, но как неразумные пособники, слепые орудия иноземцев, инородцев, которые и были главными виновниками всех бед России. В Смуте начала ХV II века таковыми были поляки: изгнали их Минин с Пожарским, и все в России наладилось. В ХV III веке, особенно в царствование Анны Иоанновны, Россию изводили немцы. Огромный вклад, который в то же время немцы внесли в закладку систем русской науки, образования и пр., во внимание не принимается. А Екатерина II, чей вклад в само становление Российской империи трудно переоценить? В расчет берется только плохое, да и то часто выдуманное.
1881 год стал продолжением этой славной традиции, но в то же время – ее переломным моментом. С этого времени на роль главных виновников всех русских бед были назначены евреи, хотя те же поляки и немцы тоже не забывались. Материалы следствия по делу об убийстве царя однозначно показали, что покушение было задумано, спланировано и осуществлено русскими революционерами-народовольцами, единственной инородкой среди них была, причем на десятых ролях, еврейка Геся Гельфман. Насчет того, какую вообще роль евреи в то время играли в движении народников, у нас есть свидетель, в показаниях которого не усомнится самый истинный русский патриот – это Игорь Шафаревич, ныне академик, но главное – автор знаменитой «Русофобии».
В этой самой «Русофобии» он пишет: «Если начинать историю революции с Бакунина, Герцена и Чернышевского, то в их окружении не было никаких евреев, а Бакунин вообще относился к евреям с антипатией. Когда возникли первые революционные прокламации, в период “хождения в народ” и когда после его неудачи произошел поворот к террору, евреи в революционном движении были редким исключением. В самом конце 70-х годов в руководстве „Народной воли“ было несколько евреев (Гольденберг, Дейч, Зунделевич, Геся Гельфман), что после убийства Александра II привело ко взрывам народного возмущения, направленного против евреев. Но как слабо было влияние евреев в руководстве организации, показывает то, что листок „Народной воли“ ОДОБРИЛ эти беспорядки, объяснив их возмущением народа против евреев-эксплуататоров».
Но листок «Народной воли» только «одобрил» (в своих целях) эти «беспорядки», то есть погромы, что тоже весьма симптоматично, но кто-то должен был «направить» возмущение против евреев. Вдумаемся в то, что написал Шафаревич: «…в руководстве „Народной воли“ было несколько евреев, что после убийства Александра II привело ко взрывам народного возмущения». Но участие нескольких евреев в этой организации, даже независимо от их влиятельности в ней, само по себе не могло «привести ко взрывам народного возмущения»: народ просто не мог знать, кто в ней состоит. Так кто же народ просветил и «направил» его возмущение в сторону евреев?
Сделали это предшественники Шафаревича, русские консерваторы того времени. Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук, редактор-составитель изданного в 1999 году сборника «Евреи и русская революция» Олег Будницкий: «Вскоре после цареубийства 1 марта 1881 года известный русский историк и консервативный публицист Дмитрий Иловайский писал в „Петербургских новостях“: „Теперь, когда тело царя-мученика уже предано земле, теперь на нас, Русских, прежде всего лежит священный долг доискаться до источников той темной силы, которая отняла его у России… Каракозовы, Соловьевы и Рысаковы суть именно те грубые, бессмысленные орудия, которые уловлялись в сети с помощью социальной пропаганды, которые сами не знали, для какого дела, для каких целей они служили орудием“. Среди внутренних врагов России Иловайский на первое место поставил поляков. „Второй элемент, – писал автор выдержавших десятки изданий школьных учебников – явно выдающийся и даже бьющий в глаза, это революционеры из евреев“».
Не один Иловайский выступил в связи с убийством царя с обвинениями в адрес евреев, старалась вся правая печать. Насколько силен был накал юдофобии, можно судить по тому, что писал в 1883 году в брошюре «Еврей в России» Николай Лесков: «Тени на еврейском горизонте сгущаются: говорить о их деле с беспристрастием стало даже не только неудобно, но даже и не безопасно». И далее он называет имена известных журналистов, подвергшихся поношениям и угрозам только за то, что посмели выступить против навета на евреев.
Но Иловайский первыми виновниками назвал, если помните, поляков. Так-то оно так, но поляки живут на своей земле и компактной массой, к тому же не столь давно отгремело последнее восстание в Польше (1863-1864 годы). А евреи были рассеяны среди христианского населения и совершенно беззащитны: замечательный объект на роль козла отпущения.
Ладно, консервативные круги натравили темные народные массы на евреев, объявив их виновниками убийства царя, чем и были вызваны еврейские погромы. Но заступивший на престол Александр III не мог не знать результатов следствия. Но вот что писал о нем писатель Марк Алданов: «Это был очень ограниченный, малообразованный человек… Он был настоящим антисемитом…»
Выходит, новый император тоже воспользовался созданной правыми кругами атмосферой, чтобы дать выход своим юдофобским чувствам. Евреи в Российской империи и до этого находились, по существу, в положении вне закона: для них одних, из более чем двухсот народов и народностей империи, существовала масса запретов на профессию, территориальных ограничений и т. д. Достаточно сказать, что законы, устанавливающие эти ограничения и запреты для евреев, по объему превышали все остальное законодательство империи. Правда, при Александре II ряд этих ограничений был отменен (кстати, еще и по этой причине евреи не могли желать его смерти). Напротив, с восшествием на престол его наследника правовое положение евреев претерпело массу новых ограничений: им запретили селиться в сельской местности, ввели процентную норму для них при поступлении в гимназии и университеты, вновь ввели запреты на многие профессии и т. д.
Погромы и новые притеснения со стороны правительства имели два важных следствия. Первое – это массовое бегство евреев из России: с 1881 по 1914 год эмигрировало около двух миллионов российских евреев. Поскольку основной поток шел в США, это, вместе с эмиграцией из других стран Восточной Европы, привело к образованию массового американского еврейства. Второе следствие заключалось в том, что многие европейски образованные евреи в результате событий, последовавших за убийством царя, лишились надежд на ассимиляцию в русское общество, которые они питали в «либеральное» царствование Александра II, и повернулись к сионистской идее. В итоге усилился ручеек переселенцев из числа российских евреев в Палестину. Оба эти явления, как справедливо считает Джонсон, имели впоследствии серьезное значение для образования еврейского государства.
Образование государства Израиль имело определенное влияние на мировую историю. Но более значимое влияние на нее шло все же по линии той части российского еврейства, которая осталась в стране. Незаслуженно обрушенные на него после 1 марта 1881 года погромы и притеснения со стороны правительства привели к действительной революционизации части евреев. Параллельно спирали насилия между русскими революционерами и самодержавием стала раскручиваться спираль взаимной ненависти и репрессий между евреями и тем же самодержавием. Часто сливаясь до неразличимости, обе эти спирали привели, в конечном итоге, к краху самодержавия.
Можно спорить о том, насколько решающей была еврейская составляющая этого процесса. В советское время, начиная с 30-х годов, ее старались всячески приуменьшить, ныне русские «патриоты» ее, напротив, всячески раздувают. Несомненно, она была значительной. Но, когда, например, тот же Шафаревич утверждает, что это евреи («малый народ») втянули русских («большой народ») в революцию 1917 года, я знаю, что ему ответить: сначала вы, русские, втянули евреев в революционное движение. Отсчет русского революционаризма надо начинать даже не с Бакунина, Герцена и Чернышевского, как это делаете вы лично, а с декабристов, а то и с Радищева. Евреи включились в эту «бесовщину» лет на 80 позднее. Какие могут быть претензии?
А когда представитель новой генерации юдофобов Андрей Буровский, который в своем двухтомном труде «Евреи, которых не было» рядится в тогу объективного исследователя русско-еврейских отношений, пишет, что приход Гитлера к власти в Германии стал следствием прихода к власти в России большевиков, в чем повинны евреи, и потому Холокост следует считать возмездием евреям за разрушение Российского государства, я отвечаю: не с той точки, любезнейший, отсчет начинаете.
Спираль насилия, которая, в конечном итоге, привела Гитлера к власти, начала раскручиваться в 1881 году, когда русские «бесы» убили русского царя, а ваши духовные предтечи, русские консерваторы, спровоцировали еврейские погромы и преследования.
Так что, не лучше ли, кума, на себя оборотиться?
И. Зайдман