ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ НЕБО –
НЕ ДЛЯ КОНФЛИКТОВ И КАТАСТРОФ
Инициативу по организации проекта «Единое европейское небо» (далее «Е.е.н.») Еврокомиссия начала в 1999 году с целью реформы авиационного контроля. Ведь в каждой стране Европы существуют свои правила по контролю за полетом воздушного судна, свои коридоры и свои высоты. В одних случаях контроль осуществляют частные организации, в других – государственные. Передача контроля от одного пункта к другому часто вызывает изменение высоты полёта. Что случилось, например, с самолетами Ту-154 и «Боингом» над Боденским озером. Тогда Еврокомиссия воздержалась от использования этого несчастного случая в качестве веского довода «за» или доказательства «против».
Ситуация в европейском небе значительно отличается от таковой в США, где лишь незначительная часть воздушного пространства отдана военным. По официальным источникам, в США действует лишь одна система контроля, состоящая из 20 диспетчерских пунктов. А в Европе – 73 таких пункта и около 35 разных систем! При этом 26 000 ежегодных европейских авиарейсов (из них более половины – международные) контролируют всего лишь 3500 авиадиспетчеров (по оценкам специалистов их должно быть минимум на 15% больше!); четверть рейсов опаздывает не менее, чем на 15 минут.
Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 549/2004 от 10 марта 2004 года, заложивший юридическую основу проекта Е.е.н., предусматривал обеспечение стандартной безопасности и повышения эффективности авиаперевозок. Была подготовлена целая серия документов по установлению конфигурации зоны воздушного европейского пространства, порядка работы специальной информационной сети, обслуживающей европейские перелёты, и так далее. Всё это должно функционировать при соблюдении европейских стандартов и уважении суверенных прав государств в отношении воздушного пространства над их территориями.
Но не эти положения самого дорогого детища транспортных чиновников Евросоюза вызвали протест профсоюзов авиадиспетчеров, который привел к недавним забастовкам в нескольких европейских аэропортах. Служащие аэропортов боятся, что монополизация системы управления и контроля приведет к её приватизации, а это повлечет за собой сокращение рабочих мест.
Комиссары Евросоюза выступили с официальным заявлением, что проект «Е.е.н.» не имеет ничего общего с приватизацией воздушного контроля, что образующаяся монополия является естественной, ибо нельзя допустить, чтобы полеты воздушных судов в одном воздушном пространстве контролировали разные службы. Кстати, немецкие авиадиспетчеры пока не присоединились к намеченным забастовкам в Испании, Италии, Португалии и Греции: хотя они тоже разделяют озабоченность коллег в отношении безопасности полетов, но в то же время не отвергают в целом необходимость упрощения воздушного движения, сокращения опозданий рейсов и времени ожидания в аэропортах.
На заседании Европарламента в первом чтении был одобрен законопроект об основных принципах составления единого для всех стран-членов Евросоюза списка ненадежных авиакомпаний и авиалайнеров. Появление «черного списка» в Интернете не позднее начала 2006 года поддержали 577 депутатов; против высказались 16, воздержались 31. И если столкновение над Боденским озером, как уже говорилось выше, впрямую не повлияло на ускорение реализации проекта «Е.е.н.», то авиакатастрофы в Колумбии и Греции в августе 2005 года, унесшие около 300 человеческих жизней, в том числе граждан ЕС, тесно связаны с желанием парламентариев ускорить работу по составлению такого списка.
Составить перечень небезопасных для пассажиров авиакомпаний и самолетов было решено министрами транспорта государств ЕС ещё осенью 2004 года. Однако дело тормозилось тем, что не все государства предоставляют данные о техническом состоянии авиалайнеров. До сих пор лишь Бельгия, Франция и Нидерланды составили и обнародовали списки авиакомпаний, которым запрещены полеты над их территориями. Теперь дело пойдет ускоренными темпами.
Будем надеяться, что уже очень скоро пассажир сможет сам, на основе опубликованных данных, выбирать для полёта авиакомпанию и лайнер. Именно те, которые дают гарантию, что количество взлётов равняется количеству посадок. Только нужно ещё убедиться, что намеченный маршрут не попал в другой «черный список» – список авиалиний, не обслуживаемых бастующими авиадиспетчерами.
Виктор ФИШМАН,
г. Мюнхен