Политика

 

ВЫБОРЫ, ВЫБОРЫ, ВЫБОРЫ

 

Выборы – Белоруссия

 

Выборы Александра Лукашенко президентом Белоруссии состоялись. Никаких сюрпризов не случилось – за действующего президента отдали свои голоса 82,6 % проголосовавших (это 92,6 %, очень высокая явка, почти как в старые добрые времена). Из альтернативных кандидатов наибольшее число голосов получил единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич – чуть более 6 %.

 

Мнения наблюдателей, следивших за ходом выборов, как всегда разошлись: если Россия не усмотрела никаких существенных нарушений в ходе народного волеизъявления, то парламентская ассамблея ОБСЕ заявила, что выборы в Белоруссии «не соответствовали необходимым международным стандартам свободных и справедливых выборов». По этой причине, а также после силовых акций белорусских властей в отношении демонстрантов, не согласных с итогами выборов, Совет министров ЕС и Европарламент заявили о возможности введения новых санкций в отношении белорусских официальных лиц.

 

В общем, с самими выборами все довольно ясно, белорусский народ имеет то правительство, которое заслуживает. Но вызывают просто-таки недоумение действия Александра Лукашенко: для чего ему понадобились админресурс, подтасовка результатов голосования (очевидно, имевшее место в наибольшем количестве при досрочном голосовании), ограничение доступа других кандидатов к СМИ? Неужели он так был напуган «цветными» революциями, что всерьез полагал, что благодарный за счастливую жизнь белорусский народ за него, за бацьку, не проголосует? Да на самых что ни на есть честных и прозрачных выборах он набрал бы если и не 82, то 72 процента голосов точно. Зато никакой головной боли с оппозицией, с Западом, грозящим новыми санкциями.

 

Далее. Три дня после выборов Александр Григорьевич мужественно не трогал митинговавших оппозиционеров, пробовал играть в демократию. Но в ночь с 23 на 24 марта нервы его не выдержали, и милиция разогнала митинг на Октябрьской площади в Минске, хотя там было всего-то – по разным оценкам – от 200 до 600 человек. Зачем он это сделал? Ведь полтысячи демонстрантов – количество явно недостаточное, чтобы совершить революцию любого цвета. И опять же – новые проблемы с Западом. Ну, помитинговали бы и выдохлись, разошлись... Здравым смыслом подобное поведение объяснить невозможно. Только одним – рефлексом воспитанника партийно-колхозной системы, на подсознательном уровне отвергающем любые проявления демократии.

 

Нисколько не удивила на данных выборах и позиция России, с завидным упорством не замечающая ну никаких серьезных нарушений при выборах дружественных и родных по духу режимов – Кучмы (Януковича) на Украине, Каримова в Узбекистане и вот теперь в Белоруссии. Отрадно, что президент России, по сложившейся доброй традиции, одним из первых поздравил Лукашенко с победой. Что же касается чьего-то там вяканья по поводу нарушений в ходе избирательной кампании и потом, при голосовании, то министр иностранных дел России Лавров не придумал ничего лучшего, как обвинить ОБСЕ в подстрекательстве к революции в Белоруссии.

 

Вспоминаю один из рассказов Зощенко в блистательном исполнении Александра Филиппенко. В квартире «газит» газовая плита. Вызвали из ЖЭКа мастера – того еще, советского, зощенковского. Видимо, ничего не дали «на лапу», ну тот и не чувствует никакого запаха. «Ничего не чувствую», – говорит, а сам ладошкой-то тихонько отгоняет газ от носа. А кухня наполняется газом, но – «ничего не чувствую». И даже падая в обморок, все равно пробормотал – «ничего не чувствую». Так и наблюдатели от России – «никаких нарушений». И российское телевидение, бодро ретранслировавшее эти заявления раз – и вдруг споткнулось: в Минске избит и арестован известный журналист Павел Шеремет, руководитель отдела спецпроектов ОРТ. И появилась человеческая растерянность на лице ведущей программы «Время» Екатерины Андреевой, до того как робот докладывавшей обо всех «достижениях» белорусского режима. И даже – не поверите, дохнуло чем-то до боли знакомым, староНТВ-ешным – когда она потребовала в эфире от белорусских властей немедленно освободить задержанного коллегу. Но как-то очень робко и неуверенно – что делать, угарного газа наглотались-то за эти годы...

 

И еще один вопрос к господам, которые основной причиной всех «цветных» революций полагают «происки» Запада, прежде всего – Америки. Почему же в Белоруссии у них ничего не вышло? Может, что-то все-таки зависит и от народа, от электората?..

 

Выборы Украина

 

Когда на последних президентских выборах на Украине Януковича уличили в невиданной по масштабам фальсификации, некоторые наши люди здесь заявляли, что и Ющенко на Западной Украине так же вбрасывал фальшивые бюллетени и применял админресурс, только он, мол, более хитро все это делал. Нынешние парламентские выборы полностью опровергли эти ни на чем не основанные безапелляционные утверждения. Если Ющенко сейчас, имея власть, имея все возможности применить админ- и какой угодно другой ресурс, не сделал этого, то неужели он занимался этим, когда это было в тысячу раз труднее – находясь в оппозиции?

 

А то, что выборы 26 марта были невиданно для постсоветского пространства честными, кажется, не оспаривают даже самые непримиримые критики «оранжевой» власти. Об этом, прежде всего, сами за себя говорят результаты народного волеизъявления: если бы они были подтасованы, не видать бы Януковичу первого места, а проющенковская партия «Наша Украина» не заняла бы третье место. В правой колонке обзора прессы по итогам выборов мы приводим слова британского депутата Европарламента Чарльза Тэннока, наблюдавшего за ходом голосования в Киеве, о том, что выборы были проведены даже по более строгим правилам, чем в Великобритании. И даже что-то не слышно особенной критики со стороны российских наблюдателей, которая, ввиду положительных отзывов ОБСЕ, должна была бы, по законам жанра, быть нещадной. Видимо, дело в том, что черную кошку и можно было бы поискать в темной комнате, но если бы она там хотя бы была.

 

На этом фоне фарсово и жалко выглядят утверждения Витренко, чей блок «Народная оппозиция» не одолел даже низкий трехпроцентный барьер, о том, что, чтобы не пропустить ее в парламент против нее объединились чуть ли не все силы зла, включая Америку (!). Это уже, конечно, агония.

 

Ну, и два слова о собственно результатах выборов. В прошлом номере мы писали, что, по прогнозам экспертов, Партия регионов Януковича может получить около 40 % мандатов в новом парламенте, больше, чем «Наша Украина» и БЮТ, вместе взятые. Оказалось, что это не так. Все-таки, если Ющенко и Тимошенко договорятся, у них мест будет больше. Если же они еще смогут объединиться с Морозом, то Янукович будет просто отдыхать, хоть его партия формально и явилась победительницей на выборах. Другое дело, продолжительность и прочность «оранжевого» союза вызывает большие сомнения – Украина уже проходила это в прошлом году. Перспектива же назначения премьер-министром Юлии Тимошенко тоже кажется не особенно радостной – на что она способна, она уже тоже показала. При этом надо не забывать, насколько теперь возрастает статус премьерского кресла. Но на сегоднишний день это, кажется, самый вероятный расклад политических сил на Украине.

 

Выборы Израиль

 

Как и ожидалось, на выборах в Израиле победила партия «Кадима», созданная Ариэлем Шароном всего несколько месяцев назад. Правда, с гораздо более скромным результатом, чем ожидалось. Сразу после ее создания опросы показывали, что она может получить до 45 мандатов. Реально же ей досталось только 29 мест в Кнессете. Конечно, основная причина в этом – уход с политической арены такого харизматического лидера, как Ариэль Шарон. Теперь процесс формирования нового правительства, которое возглавит, конечно, Эхуд Ольмерт, будет значительно осложнен. Главным его партнером по коалиции станет левая «Авода», занявшая с 20 мандатами второе место по результатам выборов. Также в коалицию, очевидно, войдут несколько более мелких партий, в т.ч. партия пенсионеров «Гиль», семь мест которой явились одной из сенсаций выборов. В общем, такая коалиция будет иметь большинство в Кнессете, хотя получится довольно левой, более левой, чем хотелось бы Ольмерту и чем нужно для экономики Израиля.

 

Две сенсации прошедших выборов – провал «Ликуда», бывшей партии Шарона, которую теперь возглавляет Биньямин Нетаньяху (ей досталось всего 12 мест в парламенте), и успех «русской» партии правого толка «Наш дом Израиль» (11 мест), руководимой выходцем из Молдавии Авигдором Либерманом.

 

Эхуд Ольмерт в своей речи после победы на выборах обрисовал план действий на ближайшие четыре года: покинуть часть Западного берега реки Иордан, но сохранить при этом контроль над крупными блоками еврейских поселений, «большим Иерусалимом» и Иорданской долиной, определив, таким образом, постоянные границы Израиля. Вот только удержится ли у власти в течение четырех лет это, мягко говоря, не самое стабильное правительство в истории Израиля?