Ксенофобия
НЕНАВИСТЬ
Один человек, близкий к нашей редакции, узнав про свастику и соответствующие лозунги, которыми неизвестные «граффитисты» «украсили» нашу дверь (см. №№ 2 и 3 нашей газеты), пришел в страшное негодование и очень долго рассуждал об антисемитизме, об угрозе, нависшей над живущими в Германии евреями. Послушать его – так мы находимся чуть ли не накануне «хрустальной» ночи и, пока не поздно, пора паковать чемоданы. И этот же человек считает, мягко говоря, преувеличением разговоры о разгуле ксенофобии и неонацизма в современной России, несмотря на то, что оттуда уже чуть ли не ежедневно приходят сообщения об избиении, а то и убийстве какого-нибудь «инородца».
Нет слов, по каждому случаю вылазки неонацистов в Германии нужно поднимать шум, что мы и сделали, вызвав полицию и обратившись в городские СМИ. Реакция тех и других была моментальной и правильной – полиция начала расследование, газеты и телевидение сообщили общественности города о случившемся. Здесь подобное происшествие – ЧП и, можно не сомневаться, если этот «художник-самородок» попадется, ему не поздоровится.
В России же захлестнувшие ее преступления на почве национальной розни правоохранительные органы упорно не хотят даже квалифицировать как таковые. Так, 27 марта Мосгорсуд приговорил Александра Копцева, устроившего в январе этого года резню в синагоге на Большой Бронной, к 13 годам лишения свободы. Его признали виновным в покушении на убийство нескольких человек по мотивам национальной ненависти, однако оправдали по статье «Разжигание национальной розни». Главный раввин России Берл Лазар, комментируя приговор, сказал: «Меня откровенно беспокоит прямо-таки маниакальное нежелание судов квалифицировать преступления такого рода как разжигание национальной или религиозной розни».
В конце же марта суд присяжных в Петербурге полностью оправдал одного из восьми обвиняемых в убийстве 9-летней такжикской девочки Хуршеды Султоновой в феврале 2004 года, а остальных семерых признал виновными всего лишь в хулиганстве.
При этом с самых высоких трибун российской власти раздаются заклинания о нетерпимости ко всяким проявлениям межнациональной розни. Но «проявления» эти почему-то становятся все чаще и чаще. Назовем некторые из них, получившие огласку за последние примерно полгода.
Вечером 6 сентября прошлого года в Москве четверо пьяных подростков напали на чеченскую певицу Лизу Умарову и ее сына. По словам певицы, подростки орали, чтобы она с сыном убиралась из России, а «один из них, самый здоровый, задрал свою футболку, а на груди у него был вытатуирован нацистский крест».
9 октября прошлого года в Воронеже было совершено нападение на трех иностранных студентов, один из которых, перуанец Анхелис Уртадо, умер от полученных ран по дороге в больницу, а его соотечественник Лаваро Айало Александер и гражданин Испании Патиньи Родригес Марио получили ранения различной степени тяжести.
О резне в московской синагоге в январе этого года сказано уже достаточно, в т.ч. и в этой статье.
В первой половине марта в электричке «Монино-Москва» совершено нападение на 23-летнего армянина и его сестру. Они были избиты, а мужчине нанесены несколько ножевых ранений, после чего жертвы были вытолкнуты на платформу. К приезду милиции мужчина скончался. По этому делу были задержаны 17-летние жители Мытищ, Фрязино, Королева и Москвы. У них изъяли фашистскую литературу, листовки РНЕ, учебное пособие для участников массовых беспорядков. Задержанные рассказали, что «заранее договорились о том, что в выходные поездят по электричкам, выберут жертву и вдоволь повеселятся».
В первых числах апреля в городе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа неизвестными жестоко избит 15-летний юноша – казах по национальности. Он получил сотрясение мозга и перелом челюсти. Пострадавший утверждает, что нападавшие оскорбительно отзывались о его национальности.
В ночь со 2 на 3 апреля в поезде московского метро избит журналист НТВ Эльхан Мирзоев. По словам Мирзхоева, на станции «Парк культуры» в вагон, в котором он ехал, вошла группа молодых людей, пивших пиво. Один из них был настоящий скинхед – коротко стриженый, одетый в камуфлированную одежду и высокие черные ботинки. Он подсел к Мирзоеву и стал популярно объяснять ему, «почему он не должен жить в Москве». Когда же он вылил ему на голову пиво, журналист ударил скинхеда, после чего и началось избиение Мирзоева. На станции «Охотный ряд» его выкинули из поезда.
Ну, и событие, «достойно» завершающее этот ряд – избиение в Москве скинхедами министра культуры Кабардино-Балкарии, народного артиста России певца Заура Тутова. На него напали у дворца культуры, куда он приехал забрать свою дочку, которая была на репетиции детского танцевального ансамбля «Адыги». Напавшие на Тутова и других родителей выкрикивали лозунги «Россия для русских!», «Убирайтесь в свои аулы!» и тому подобные. Случай этот, благодаря, очевидно, значимости фигуры Тутова, получил такой резонанс, что Генеральная прокуратура вынуждена была потребовать от прокуратуры Москвы переквалифицировать это уголовное дело, которое первоначально было возбуждено не по статье о разжигании национальной розни.
Хочется спросить у нашего знакомого и всех, согласных с ним: что еще такое должно случиться в России или с какой частотой должны происходить подобные «отдельные» явления, чтобы можно было говорить о закономерности, о системности происходящего и бить тревогу?
P.S. Когда материал был готов к печати, пришло сообщение из Санкт-Петербурга: 7 апреля рано утром на 5-й Красноармейской улице был убит студент 5-го курса связи, гражданин Сенегала Ламзар Самба.