Друзья наши

 

Сергей АЗАДОВ

О собачьей жизни в Германии

 

«Скажи мне, как обращается народ с животными,

и я скажу тебе, как высока его культура».

 

Французский натуралист А. Туссенель

В Германии живут десятки тысяч породистых и беспородных собак и об их жизни можно рассказывать долго. Но сегодня разговор пойдёт не о тех высокопородных представителях собачьего племени, которые на престижных выставках получают медали и призы, и при взгляде на их родословные документы хочется снять шляпу, а о тех, которые чаще всего не состоят на учете в кинологических клубах и живут в обычных немецких семьях.

Здесь даже многодетные семьи не боятся заводить лохматых друзей, мотивируя тем, что в их обществе дети становятся добрее, спокойнее и дружелюбнее. Поэтому не удивляешься, когда встречаешь на улице молодую пару, прогуливающуюся в сопровождении двух маленьких ребятишек и толкающую впереди коляску с третьим малышом и бегущим рядом на поводке терьерчиком или пуделем. Некоторые пожилые люди заводят собак, чтобы скрасить одиночество, и чтобы было с кем переброситься словцом в долгие зимние вечера, и им совершенно безразлично, имеется ли у их четвероногого собеседника свидетельство о рождении или нет. Есть люди, которые просто не мыслят жизни без животных и держат двух, а то и трех собак.

 

Собака для немца, наверное, то же самое, что корова для индийца – существо почти святое и божественное. В Германии к собакам все относятся по-доброму, я бы даже сказал уважительно. Слепым людям социальные службы платят дополнительную помощь на содержание собаки-поводыря. Здесь собакам, естественно, вместе с владельцами, разрешено заходить практически везде: в поезда, метро, автобусы, трамваи, такси, магазины, пивные бары, кафе, парикмахерские и другие общественные заведения. Исключение составляют аптеки, частные врачебные праксисы, больницы и «Metzgerei» – небольшие мясные магазинчики, где продаются всевозможные колбасы, окорока и копчености. Да это и неудивительно: обычно «Metzgerei» наполнены такими необыкновенно вкусными запахами, что не только собаки, но и некоторые люди начинают вести себя неадекватно.

 

Здесь нет бездомных собак. За всё время пребывания в Германии я ни разу не видел ни одной собаки (впрочем, так же как и кошки), самостоятельно, без хозяина, бегающей по улицам. Любую, каким-то невероятным образом появившуюся на улице бесхозную собаку, берут под свою опеку БОМЖи. Она делит со своим новым хозяином еду и тот спартанский, полукочевой образ жизни, который привычен владельцу и ей самой.

 

БОМЖи в Германии в основном молодые люди без определенного места жительства, их здесь ещё называют панками. Они, как правило, увешены цепями, массивными пряжками, заклепками, брелками и другими тяжёлыми металлическими аксессуарами. Еще три отличительных черты панков: высокие кожаные ботинки со шнуровкой, волосы, выкрашенные в ярко-малиновый или светло-зеленый цвет и торчащая, как гребешок у петуха, прическа под ирокеза. БОМЖи-панки, как правило, следят за своими питомцами. Их собаки воспитанные, в хорошей форме, не худые, с блестящей здоровой шерстью. Иногда собака выглядит гораздо лучше, чем ее владелец.

 

Нередко где-нибудь в парке можно увидеть такую картину: в людном месте двое – БОМЖ и его четвероногий друг. Он сидит на складном стульчике и играет на гитаре или на губной гармошке, а огромная беспородная псина лежит на толстом теплом коврике и добродушно смотрит на прохожих. Рядом с ними находится картонная коробочка для мелочи и табличка с просьбой помочь прокормить эту большую собаку. Если бы БОМЖ просил помощь лично для себя, то маловероятно, что ему подали бы, но немногие остаются равнодушными при  виде громадного доброго пса.  

А недавно, гуляя с женой по центральной части Нюрнберга – Altstadt, рядом c Lorenzkirche, мы увидели мужчину, играющего на аккордеоне, а на его плече, в такт музыке, ритмично и забавно балансировала дворняга средних размеров и выразительно смотрела на останавливающихся зевак. Вообще-то мы люди не особенно сентиментальные, но пройти мимо такой живописной пары, не бросив в коробочку несколько монет, не смогли. Уверен, аккордеонист с собачкой собрал в тот день неплохой «урожай», большая часть которого действительно пойдет на прокорм лохматого напарника.

 

Все собаки здесь ухоженные, чистые, расчесанные, в хорошей физической форме. В городе не услышишь беспричинного собачьего лая или, как у нас говорят, «пустобрёхов». Конечно, пес может «взлаить», но для этого должна быть очень веская причина. Собаки в Германии, начиная от самых чистопородных «голубых кровей аристократов» и до потомственных «двортерьеров», воспитаны в духе добрососедства (имеется в виду отношение к другим собакам) и искренней любви к людям, особенно к детям. Здесь любой ребенок может подойти к незнакомой собаке, будь то суровая бойцовая порода или маленькая цветная болонка, и запросто ее погладить, не опасаясь последствий.

 

При встрече на прогулках владельцы не растаскивают в стороны двух незнакомых собак, опасаясь, что они подерутся. Люди уверены, что их питомцы по доброму обнюхают друг друга и разойдутся в стороны или начнут играть, потому что в основе дрессировки всех собак лежит воспитание такого качества, как дружелюбие. Если же пес проявляет агрессию по отношению к другой собаке или, не приведи Господь, к человеку, то такое животное выбраковывается и запрещается к дальнейшему воспроизводству потомства. Случается, конечно, что и здесь собаки могут подраться и даже покусать человека. Но это настолько редкое и неординарное событие, что о нем тут же в захлеб начинают писать все газеты, а видеосюжеты на эту тему наперебой показывают различные немецкие телепрограммы.

 

Кстати, о телевидении. Еженедельно несколько программ, рассказывающих о жизни животных, регулярно показывают новости на собачью тему. Здесь и адреса организаций, изготавливающих инвалидные коляски для частично парализованных собак, и показ последних образцов собачьей моды, и способы оказания первой помощи пострадавшей собаке, и репортажи с соревнований четвероногих спортсменов, и советы опытных ветеринаров, и многое, многое другое.

 

Как-то раз, собирая грибы в лесу на окраине Нюрнберга, натолкнулся я на гостиницу или приют для животных Tierheim и больницу (именно больницу, а не ветлечебницу). Если бы не прочёл вывески, никогда бы не поверил, что эти два красивых здания построены именно для братьев наших меньших. В больнице, в основном, находятся собаки. Они, как люди, лежат на обследовании, у них берут анализы, ставят диагнозы и лечат самыми современными методами, при помощи самого современного оборудования и медикаментов.

 

В Tierheim попадают не только потерявшиеся животные, но и те собаки, хозяева которых уезжают в отпуск или в командировку, а питомца дома оставить не с кем. Здесь за ними ухаживают инструкторы, которые вовремя накормят, выгуляют и искупают. Пока собака находится в гостинице, по желанию владельца, её могут обучить определенным навыкам, которые ей не смог привить хозяин. В общем, полнейший сервис. Конечно, он стоит денег, но это лучше, чем когда собака без присмотра бегает по улицам. Да и по цене это вполне доступно работающему человеку.  

Об отношении немцев к животным, в частности, к собакам, можно судить по тому, как они прощаются со своими умершими питомцами. В том же лесу, недалеко от больницы, я набрёл на небольшое, красивое кладбище. В лесной тиши на уютной поляне под сенью вековых деревьев расположились аккуратные ряды миниатюрных памятников и мраморных надгробий. Чисто убранные аллеи-дорожки между памятниками и свежие живые цветы на могилках говорили о том, что кладбище часто посещается, и близкие не забывают похороненных здесь. На некоторых могилках лежали детские игрушки. Тогда я с удивлением подумал: кто же это догадался построить гостиницу и больницу для животных рядом с детским кладбищем? Но когда прочел трогательные эпитафии на надгробиях и памятниках, то с изумлением понял, что здесь вечным сном покоятся любимые «Альфочки» и «Тобики». И как бы в подтверждение моей догадки в это время на кладбище пришла благообразная старушка с букетом красивых цветов, веником и ведерком и стала убирать и без того чистую могилку своей незабвенной собачки. Ком подкатил к горлу и чтобы не мешать старушке после уборки предаваться воспоминаниям, я тихонько ушел, раздумывая над тем, что у нас, к сожалению, не каждому человеку оказывают такие почести.

 

Наверное, все-таки правы те, кто утверждает, что отношение к животным характеризует нацию.