Выставки

 

У  НЕГО ДАЖЕ ЧЕРНЫЙ  ЦВЕТ  ПОЛОН  ЖИЗНИ

 

Из-за несчастного случая в детстве Никита Курдюков не мог двигаться. Координация движений была потеряна почти полностью. Отец-художник настоял взять в руки карандаш, потом – кисть с гуашью. Вскоре без живописи Никита себя уже не мыслил, и в 10 лет в первый раз выставил свои картины. Посетителей вернисажа удивили темы мальчика: «Поцелуй Иуды» и «Избиение младенцев».

 

Когда зашла речь о продолжении образования, судьба подкинула встречу с мюнхенским художником, работавшем в Москве. Он подробно рассказал о системе обучения в Мюнхенской Академии художеств. Туда и послали документы. Профессор Зауэрбах, один из проректоров академии, ответил: «Если картины выглядят так, как на присланных фотографиях, то я хотел бы взять этого юношу». А через полгода господин Зауэрбах сам появился в Москве, чтобы посмотреть на картины Никиты. Работы очень понравились.

 

Никита пошел учиться в московское отделение Гёте-института. И судьба неожиданно подарила улучшение здоровья. Это позволило участвовать в десятках профессиональных выставок. А в 1998 году Гёте-институт направил 19-летнего юношу в Мюнхен для совершенствования немецкого языка. Годом позже Никита поступил на первый курс Мюнхенской академии художеств. Ещё через год стал членом Союза немецких художников: это был, пожалуй, первый случай приёма, во-первых, иностранца, во-вторых, студента.

 

Летом 2005 года состоялась его персональная выставка в галерее «Kunstraum Wild». И господин Вильд предложил юноше квартиру вместе с мастерской. Теперь Никита имел возможность свободно готовиться к защите дипломного проекта, которая состоялась в феврале 2006 года. На вопрос о теме дипломных картин Никита ответил: «Наше время очень похоже на времена Дон-Кихота, в котором жили смельчаки и безумцы». А главным художественным итогом прошедшего года он считает обретение идеи совмещения на одном полотне зрительных образов с текстами, суть которых рождает цепь парадоксальных представлений.

 

 «Я хотя и молодой, но профессора не считают меня таковым, поскольку в моих картинах они усматривают непривычную для местной школы связь с классическим искусством», – с иронией сказал Никита автору.

 

4 мая в Мюнхене состоялось открытие выставки «Wldimir Kurdyukov und KniktaVater und Sohn». На ней представлено 35 картин отца и 42 картины сына. В искусстве не редкость, когда талант отца передается сыну, обретая при этом новые краски и звучания. Когда-то маленький Никита вместе с отцом читали вечерами Библию, оставшуюся от бабушки. И сегодня библейские темы просвечиваются сквозь полотна Кникты (псевдоним Никиты). Так, тема дон Кихота – это тема мужчины, который хотел спасти мир. К сожалению, такового не случилось. Ещё одна важная линия – это взаимоотношения мужчины и женщины. «Я ощущаю эти отношения скорее тогда, когда работаю за мольбертом», – говорит Никита.

               

                                        Мюнхен                                                                        Венеция

Профессор Джерри Ценук (Jerry Zehnuk), у которого Никита занимался в Баварской Академии художеств, так говорит о своём бывшем студенте: «Никита рисует в стиле нео-экспрессионизма и находит  свой, совершенно неподражаемый язык изображения. Каждая его работа имеет осознанную тему и объясняет историю. Интенсивность цветной композиции всегда поражает, у него даже черный цвет полон жизни!».

 

«Наверное, краски – самый быстрый путь к сердцам зрителей. Потому картины Никиты не оставляют людей равнодушными». Так сказала галерист Светлана Школьник на открытии выставки.

 

И здесь мне хочется остановиться на людях, которые окружают Никиту. Они, как правило, не в состоянии купить его произведения. Но их участие и забота помогают молодому человеку в нелегкой жизни на новой родине. Светлана Школьник хлопочет о продаже картин. И в её планах – большая выставка Никиты в следующем году в её собственной галерее. Никита не в состоянии побывать, например, в Америке. А Светлана, посетив в Нью-Йорке большую выставку современной живописи, передаёт ему свои впечатления о ней и с этих позиций оценивает последние работы Кникты.

 

«Окружающий нас мир обретает на полотнах Никиты яркое выражение. Яркий пример – триптих „Еда“. Он мог бы занять на той Нью-йоркской выставке самое достойное место», – высказывает она своё мнение.

 

Марина Майзель – корреспондент немецкого телевидения. Год назад она сняла короткий фильм о Никите, который прошел по программе DSF с большим успехом.

 

– Когда я общаюсь с такими людьми, как он, – рассказала она автору, – то четко ощущаю свою неполноценность. Его сила воли, его отношение к миру и к себе самому заставляют меня подтягиваться, не сгибаться под тяжестью трудностей. И если своим фильмом я хоть немного помогла популяризации его картин, то это скромная оплата того, что он дал мне.

 

К своим близким друзьям причисляет Никита и редакцию газеты «Рубеж», которая оказывает ему информационную поддержку.

 

Виктор ФИШМАН,

г. Мюнхен