Дискуссия

 

Кому грозит распад?

 В предыдущем номере нашей газеты напечатана статья российского обозревателя Михаила Леонтьева, в которой он предвещает скорый распад Украине. Более того, он считает, что этот распад уже идет. По его мнению, Украина в современных границах – это вообще «случайная страна». «Такие случайные страны уже были, и все они с разной степенью трагичности  кончили свое существование», – пишет он и в качестве примеров называет Югославию и Чехословакию.

 

Стоило бы обозревателю помнить русскую пословицу: «В доме повешенного не говорят о веревке». Он «почему-то» забыл самую большую «случайную страну» – ту, в которой он живет. Россия была настолько огромной и настолько «случайной», что распадается уже почти целый век. Первый период ее распада пришелся на конец 1910-х годов, второй – на конец 1980-х. И очень многие наблюдатели считают, что процесс этот продолжится и дальше.

К ним относится немецкий военный эксперт и журналист Петер Шолль-Латур, который уверен, что Россия в скором времени вообще прекратит свое существование как государственное образование. Летом 2005 года он совершил большую поездку по России, и по ее итогам написал книгу, которая называется «Россия в двойных тисках». В конце июня телекомпания ZDF показала его 45-минутный документальный фильм под тем же названием. В книге и в фильме он прогнозирует, что, несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, Россия будет стерта с карты мира и этот процесс неумолим, потому что объективен.

 

Два фактора, по его мнению, ведут к распаду России – катастрофическая депопуляция и китайская угроза. «Численность русских стремительно уменьшается, в то время как количество нерусских (главным образом мусульманских народов), наоборот, –  стремительно растет», – указывает немецкий эксперт. При этом Дальний Восток и Сибирь пустеют еще быстрее, чем страна в целом, так как из-за необустроенности этих регионов население оттуда переселяется в европейские области. Депопуляция этих регионов неизбежно приведет к тому, что они упадут в руки Китая как зрелый плод, без единого выстрела.

 

Те же, в общем, мысли высказывает и английский историк Вальтер Лакер в статье «Пространство без народа» в берлинской «Die Welt» 21 июня. Он пишет: «Здесь, не считая Украины, самая низкая в мире рождаемость, и Россия, которую мы знали, постепенно исчезает… В течение последнего десятилетия на 40% сократилось население на российском Дальнем Востоке и на столько же, если не больше, – на Крайнем Севере. За последние годы в России исчезло 11 тысяч деревень и 290 городов. В следующем десятилетии та же участь может постичь еще тысячи населенных пунктов… Только в последние месяцы российские политики осознали, сколь серьезно положение. Евгений Примаков, бывший премьер-министр, заявил на одной конференции, что в 2050 году России просто не будет, если положение коренным образом не изменится. Возможно, он несколько преувеличил, но границы этой огромной страны будут проходить не там, где они проходят сейчас, а от великодержавных планов мало что останется».

 

А вот заголовок статьи Дэвида Уолла в «The Japan Times» от 25 мая: «Наглядная картина России – неудачницы». Автор анализирует обращение российского президента Владимира Путина к нации за 2006 год: «Если прочесть обращение (всего 18 страниц) целиком, трудно не заметить, что это свидетельские показания страны-неудачницы… Сядьте за компьютер и наберите "российские женщины" ("Russian women") в поисковой строке Google. Теперь вы видите результат, и что делать с информацией о сотнях тысяч россиянок, продающих себя за границу, вдобавок к миллиону тех, кого продают за границу против их воли? Теперь наберите "российские сироты" ("Russian orphans"). Вы можете расширить поиск, набрав "российские младенцы" ("Russian babies"). Помимо того, что младенцев увозят за рубеж, Путина беспокоит то, что две трети российских детей рождаются больными. Уровень детской смертности в России – один из самых высоких в мире». И так далее в том же духе.

 

Автор продолжает: «Многие россияне, с которыми встречаюсь, рассказывают о своих планах уехать и не возвращаться. Они с гордостью говорят о том, как "спаслись" их дети и о своем намерении присоединиться к ним. Вы начинаете понимать, почему Путин называет распад СССР величайшей катастрофой XX века? Его обращение вызывает в мыслях картину петуха, кукарекающего на навозной куче, которая медленно рушится у него под ногами… Путин признает, что не ожидает массового возвращения "соотечественников", что Россия должна "поощрять" иммиграцию других образованных и законопослушных людей. Если так много образованных и законопослушных россиян делают все, что в их силах, чтобы уехать из России, почему иностранцы, обладающие этими качествами, должны туда стремиться? Почему они должны подвергать себя риску встречи с агрессивными скинхедами, которые свободно рыщут по российским городам?»

 

Конечно, и этот автор не обходит китайскую тему: «Камиль Исхаков, представитель Путина на Дальнем Востоке, призвал привлечь 15 млн соотечественников в провинции на границе с Китаем. В глазах китайцев (так говорят их учебники и их лидеры) эти провинции украдены у Китая по несправедливым договорам 1858 и 1860 годов, навязанным сильным русским царем слабому китайскому императору. Россия считает, что Китай может потребовать провинции обратно, и хочет, чтобы в них поселились русские и снизили потребность экономики в иммигрантах. Однако Исхаков в какой-то мере реалист и знает, что русские при малейшей возможности бегут с Дальнего Востока с максимальной скоростью». Словом, заколдованный круг.

 

Китайская тема получила продолжение в информации, размещенной на сайте Newsru.com 15 июня: «Несколько неожиданное, по крайней мере, для жителей европейской части России, заявление сделал 9 июня профессор Алтайского государственного аграрного университета, доктор философских наук Андрей Иванов. Преподаватель, участвующий в проведении международных студенческих конференций в Республике Алтай, на которые съезжаются студенты из России, Китая, Казахстана и Монголии, сообщил, что в китайских учебниках по истории Западная Сибирь вплоть до Томской области рассматривается в качестве "утраченных земель" Китая. На одной из таких встреч, по словам Андрея Иванова, российская студентка поделилась опасениями относительно возможной экспансии китайцев в Россию, в частности, на территорию Сибири. В ответ на это китайская студентка сказала, что к этой перспективе нужно относиться спокойней: "Мы растущая нация, и мы действительно рано или поздно придем сюда"».

 

В прошлом году в газете «Европа-Экспресс» (№ 32) появилось следующее сообщение: «Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что через 10-15 лет ряд стран может предъявить России претензии на продуктивные земли. По его словам, России принадлежит 10% продуктивных пашен, причем на них проживает не более 2% населения планеты. Такая диспропорция без культивирования и поддержки уклада жизни на сельскохозяйственных территориях России может привести к плачевным последствиям».

 

Дополняет эту информацию посвященная китайской экспансии в Сибирь статья Эльвиры Горюхиной в российской «Новой газете», перепечатанная «Русской Германией» (№ 48, 2005 г.). В ней говорится, что в России «30 миллионов га необработанной земли. Через пять лет образуется залежь». Заканчивается статья таким пассажем: «Далек ли час, когда тема „китайцы в Сибири“ не будет так актуальна. Заселение территории Сибири китайцами станет фактом, не подлежащим обсуждению. Просто однажды мы, сибиряки, проснемся в другой стране…»

 

Я мог бы привести массу других публикаций на ту же тему. Западные СМИ и политики уже, как минимум, несколько лет высказывают свои опасения на этот счет. Надо сказать, в этих высказываниях, как правило, нет злорадства, но сквозит тревога. Запад хотел бы и все еще надеется увидеть в России своего союзника. Не зря же ее авансом приняли в самый элитный клуб мировых держав G7, после чего он превратился в G8. Но Россия своими выходками на международной арене часто отталкивает протянутую руку. В союзниках у нее тот же Китай, Иран, Сирия – кто угодно, лишь бы против Запада, особенно США. И дух конфронтации с Западом, США, НАТО возрождается внутри страны. Повторяется ситуация 1939 года, пакта Молотова-Риббентропа. Не повторился бы 1941 год…

 

Со времен Александра Невского Россия больше всего опасается экспансии Запада. Но уже тогда она подверглась колоссальной экспансии Востока. Выступая 7 июня в Думе министр иностранных дел России заявил: «Присоединение к НАТО Украины или Грузии, безусловно, будет означать колоссальный геополитический сдвиг». Но действительно колоссальным геополитическим сдвигом – не только для России, но и для всего мира – может стать присоединение к Китаю Дальнего Востока и Сибири. Продвижение НАТО на восток не в последнюю очередь связано с этими опасениями. России это продвижение ничем не грозит. Ей самой стоит в максимально возможной степени интегрироваться в евро-атлантические структуры. Збигнев Бжезинский, опасаясь экспансии на российские территории с востока и юга, еще несколько лет назад требовал включения России в НАТО. О такой возможности говорил и нынешний президент США Джордж Буш. Я не уверен, что альянс был бы готов пойти на такой шаг. Но Россия сама не проявляет энтузиазма по этому поводу.

 

И надо же внутри страны что-то предпринимать против депопуляции Дальнего Востока и Сибири. Средства в российской казне сейчас имеются. Нужно создать в этих регионах нормальные условия жизни, чтобы люди оттуда не бежали. Не хватает рабочей силы, чтобы их обустроить? В странах Центральной Азии томятся миллионы этнических русских, не имея финансовых возможностей вырваться оттуда. Станислав Говорухин в недавнем интервью «Русской Германии» сказал: «У меня есть избиратели в Туркмении, в каком ужасе они живут!» Помочь им в переселении, дать работу и жилье в южных районах Дальнего Востока и Сибири (а здесь и климат приемлемый, и именно южные, приграничные районы прежде всего нуждаются в заселении), и люди туда охотно поедут.

 

И еще один неосвоенный людской резерв – республики Северного Кавказа. Здесь царит колоссальная безработица, особенно среди молодежи, которая ныне является резервом для террористических организаций. Дайте этим молодым людям нужные рабочие профессии и предложите перспективу нормального жизнеустройства в пустеющих регионах, и они туда поедут. Выиграют и эти регионы, и Северный Кавказ, где будет уменьшена имеющая место ныне напряженность.

 

Но для этого страна должна повернуть свои ресурсы к людскому фактору, а не на строительство атомных подводных лодок и баллистических ракет. С запада России никто не угрожает, а с востока угроза носит не столько военный, сколько демографический характер. Плотность населения по обоим берегам Амура различается в 50-60 раз, и это соотношение продолжает расти. Если не принять меры по исправлению положения, давлению на эту тонкую мембрану станет нестерпимым, и ее прорвет.

 

А еще я в этой связи вспоминаю, как Россия с легким сердцем рассталась с миллионами евреев и немцев. Нет, я не за восстановление запретительных мер на выезд из страны, Боже упаси. Но если бы российским немцам позволили восстановить их автономию на Волге, очень многие остались бы или переехали из Казахстана. Но им предложили Капустин Яр. Теперь Россия лихорадочно ищет людские ресурсы…

 

И. Зайдман