Ближний Восток
Кому не нравится летний дождик?
С 25 июня идет отсчет новой фазы ближневосточного конфликта. Буквально за день-два до этого состоялась встреча израильского премьера Эхуда Ольмерта с главой палестинской автономии Махмудом Аббасом. Встреча прошла, если сказать коротко, как в добрые старые времена проходили встречи между Леонидом Брежневым и Эриком Хоннекером: с объятиями и чуть не поцелуями Говорили о дальнейших шагах в направлении достижения мира. Не всем на палестинской стороне это понравилось, и на рассвете 25 июня боевики, воспользовавшись заранее прорытым почти километровым туннелем, напали на израильский военный пост, находящийся в 200 метрах от разделительной линии с сектором Газа. Были убиты два израильских военнослужащих, шестеро ранено и один из них – 19-летний капрал Гилад Шалит – взят в заложники. Повторилось то, что не раз уже случалось: как только появляется малейший шанс на продвижение к миру, на арабской стороне обязательно находятся силы, которые этот шанс уничтожают на корню. Так, в конце 90-х годов палестинцы на предложение далеко идущих уступок со стороны правительства Барака ответили новой интифадой.
Со свойственной им наглостью террористы потребовали от Израиля в обмен на захваченного солдата выпустить тысячу осужденных израильскими судами палестинских заключенных и других уступок. Израильское правительство ответило категорическим отказом и начало военную операцию под кодовым обозначением «Летний дождь». Вдобавок ко всему боевики 4 июня выпустили усовершенствованную ракету «Кассам» по центру израильского города Ашкелон, города со 120-тысячным населением, расположенным в 12 км от сектора Газа. Появились сообщения, что ныне боевики в состоянии достать целый ряд израильских городов, вплоть до Иерусалима. Израиль усилил военный нажим на автономию, точечными ударами с воздуха разрушив в Газе лагеря подготовки террористов, а также ряд зданий, использовавшихся террористами или принадлежавших администрации ХАМАС. В ходе операции погибло уже около 40 палестинцев и несколько израильских солдат.
В ответ на обстрел Ашкелона и угрозу другим израильским городам правительство страны заявило: «Это война, и мы ответим на нее соответствующим образом». Ряд известных журналистов потребовали от израильского правительства «положить конец сдержанности» и произвести «массированную бомбардировку сектора Газа». «В конце концов, когда во Вторую мировую войну союзники бомбили Дрезден и Гамбург, они меньше задавались моральными вопросами, чем мы», – заявил один из наиболее известных комментаторов на радио и телевидении Дан Маргалит.
Палестинские лидеры не раз заявляли, что они ведут против Израиля войну. И сейчас они говорят об обмене «пленного» израильского солдата на палестинских «пленных». Но пленные бывают только на войне. Дело не только в словах. Вот статистика обстрелов израильских селений «Кассамами» (число выпущенных ракет): 2001 г. – 5, 2002 – 20, 2003 – 100, 2004 – 260, 2007 – 270, за первую половину 2006 г. – 473, причем теперь дальность их полета увеличилась. Это не война?
Израиль в этой войне проявляет сдержанность, как ни одно другое государство в сходной ситуации. Снабжение электроэнергией и водой автономии в значительной мере идет из Израиля. До прихода к власти ХАМАС автономии ежемесячно перечислялось около 50 млн. долларов налогов и сборов, выплаченных работающими в стране палестинскими «гастарбайтерами». Какая еще страна делала нечто подобное? Доходило до анекдотических ситуаций. Как сообщала в «Русской Германии» Света Блаус, четверо лидеров ХАМАС, живущих в Восточном Иерусалиме и имеющих израильские удостоверения личности, пользовались вместе с семьями всем спектром социальных пособий (видимо, как «безработные») и могли свободно разъезжать по всей стране, высматривая все, что им было нужно. Только сейчас они были лишены этого статуса. И сейчас еще Израиль не смеет чинить какие-либо препятствия «гуманитарным» грузам, которые направляются в Газу.
Что он получает в ответ? Массовые демонстрации палестинцев с требованиями к ХАМАС и другим террористическим организациям усилить «отпор» Израилю, который ввел свои войска в сектор Газа. И ни одного требования к террористам отпустить заложника, чтобы все это прекратилось. Напротив, по данным опроса, более 80% палестинцев одобряют захват заложника. Видимо лишения, которые они испытывают в создавшейся ситуации, еще не настолько сильны, чтобы они шкурой могли почувствовать связь одного с другим.
А хамасовский премьер-министр Исмаил Хания 30 июня заявил, что агрессия Израиля против Палестины была предумышленной, и назвал освобождение израильского солдата лишь предлогом для вторжения в сектор Газа и на Западный берег р.Иордан. Ну так освободи солдатика, лиши израильских агрессоров этого предлога! Да не может Хания, если бы даже хотел, это сделать, ибо премьер он липовый: вооруженными подразделениями «ХАМАС» командует из Сирии Халед Машаль (тот самый, что ездил к Путину). Как считают, это он автор провокации против израильского военного поста с захватом заложника. В итоге имеем в автономии уже не два (Абу Мазен и Хания) полюса власти, а все три (плюс Машаль). А между ними еще различные террористические группы и группки, которые вообще никого не празднуют. И за весь этот бардак должен расплачиваться Израиль?
И не дай Бог ему чем-то «простых», «ни в чем не виновных», палестинцев обидеть. Я уже не стану сравнивать их с «простыми немцами», которых можно было за преступления Гитлера «обижать» и во время войны (бомбежками) и после нее (депортациями). Возьму более близкий пример: за что бомбили «простых сербов»? Они ведь тоже ни в чем не были виноваты, разве что в поддержке агрессивно-шовинистической политики Милошевича. Я представляю, какой хай поднимет славное мировое сообщество, устрой Израиль «простым палестинцам» не то что небольшую бомбежку, но даже блокаду гуманитарной помощи. Почему-то палестинцы у мирового сообщества на особом счету: уж такие они несчастные и ни в чем не повинные…
Как это сообщество отнеслось к нынешней ситуации на Ближнем Востоке? Ну, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад – человек прямой. Выступая 8 июля на церемонии открытия конференции по вопросам безопасности в Ираке, он заявил: «Основная проблема, стоящая перед исламским миром, – это существование Израиля. Исламские страны должны мобилизовать свои усилия для того, чтобы эта проблема исчезла». Просто, но со вкусом. Известный защитник всех угнетенных в мире президент Венесуэлы Уго Чавес назвал операцию Израиля по освобождению похищенного военнослужащего «предлогом» для «агрессии против палестинского народа».
А что Россия? Российское руководство с самого начала осудило захват заложника, порекомендовав при этом «обеим сторонам уладить вопрос путем дипломатических переговоров». Ценная рекомендация, ничего не скажешь (Россия всегда за переговоры – кроме случая Чечни). Это с кем же Израиль должен был вступить в переговоры? С Абу Мазеном и даже Исмаилом Ханией бесполезно, они не контролируют ситуацию. Значит, с Халедом Машалем, который сидит под крылышком у Башара Асада, который, в свою очередь, сидит под зонтиком из российских противоракетных установок?
В первых числах июля в Москве состоялись переговоры между министрами иностранных дел России Сергеем Лавровым и Израиля Ципи Ливни. Незадолго до этого президент Путин отдал приказ российским спецслужбам найти и уничтожить террористов, которые в Ираке казнили четырех российских дипломатов. Что бы Ципочке Ливничке не порекомендовать Лаврову вступить в переговоры о выдаче убийц с Аль Каидой, к которой те скорее всего принадлежат? А что, Россия не считает ХАМАС террористической организацией на том основании, что она на территории России в террористических действиях не замечена. А Аль Каида пока – тьфу-тьфу – не замечена в таких действиях на территории Израиля, так что последний вправе тоже не относить ее к террористам…
А вот как оценивал после переговоров Ливни
с Лавровым перспективы участия России в разблокировке нынешнего кризиса на
Ближнем Востоке президент Института Ближнего Востока РФ Евгений Сатановский:
благодаря «диалогу ХАМАС с российской стороной… Россия может сделать сегодня
то, что западный мир сделать не может». Но, правда, прошла уже неделя, и
что-то о реальных достижениях диалога российской стороны с ХАМАС в этом вопросе
не слышно. Ну, может, скоро услышим…
Запад после уроков, преподнесенных ему исламистами в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Мадриде и Лондоне, стал в целом с несколько большим пониманием относиться к ситуации, в которой находится Израиль. Но тоже далеко не весь и не всегда. Например, министр иностранных дел Италии Массимо Д'алема заявил 7 июля, что «считает действия Тель-Авива по возвращению захваченного палестинскими боевиками солдата непропорциональными». «Пропорциональными действиями» министр посчитал бы, вероятно, нижайшую просьбу к террористам отпустить солдата.
Днем ранее сам Генсек ООН Кофи Аннан, осудив захват палестинцами заложника, а также ракетные обстрелы территории Израиля из сектора Газа, в то же время обратился к Израилю с призывом «воздержаться от действий, которые равносильны коллективному наказанию мирных палестинских граждан». О роли ООН в ближневосточном конфликте мы еще как-нибудь поговорим отдельно, а сейчас замечу, что о недопустимости «коллективного наказания» палестинцев говорят очень многие. Вот на днях хамасовский премьер-министр Исмаил Хания тоже осуждал за это Израиль. Как будто это не он совсем недавно отстаивал «святое право» палестинцев на террористические действия против Израиля.
Ну, ладно, террорист придуривается, но господа Д’Алема и Анан, а также множество поющих с ними в унисон правозащитников тоже не понимают, что акты палестинских самоубийц в переполненных автобусах, дискотеках, на рынках, а также многие сотни «Кассамов», выпущенных боевиками по израильским селениям, тоже являются «коллективным наказанием» мирного израильского населения? Стоило бы господам вспомнить мудрое житейское правило: первый кнут тому, кто начал драку. И обратить внимание на то, что «драку» на Ближнем Востоке начали арабы (в 1948 году) и на каждом этапе ее возобновляют опять же они.
И еще один момент. Все названные господа, конечно же, большие демократы. Вспомним известное выражение Черчилля: «Демократия – очень плохой способ правления, но все остальные еще хуже». Так вот, демократия остается терпимым способом правления, пока в ней действуют обратные связи между демократически избранными правителями и избирателями. Причем, связи должны действовать в обоих направлениях: правители должны отвечать за свое правление перед избирателями, но и избиратели должны отвечать за действия избранных ими правителей. Без этого демократия становится самой ужасающей формой правления.
«Простые палестинцы» привели к власти ХАМАС, «простые палестинцы» в своем подавляющем большинстве одобряют террор против Израиля. Если западные доброхоты, несмотря на это, будут считать, что «простые палестинцы» ни в чем не виноваты и их ни в чем нельзя ущемлять, на Ближнем Востоке конца насилию не будет.
Если бы израильское правительство прислушалось к тем, кто требует бомбардировок палестинских городов, результаты были бы ужасны. Но если мировое сообщество будет и дальше проявлять трогательную заботу исключительно о палестинцах, это рано или поздно случится. Я иногда думаю, будь я командиром израильского танка или боевого вертолета и случись моим близким стать жертвами арабского террориста, мне трудно было бы удержаться, чтобы не обрушить уничтожающий огонь на первое попавшееся палестинское селение. Но в израильской армии тех, чьи семьи жестоко пострадали, много. Можно только поражаться дисциплине и выдержке израильских военных.
Если мировое сообщество искренне стремится добиться разрешения ближневосточного конфликта, оно должно занять в нем более активную и осмысленную позицию.
И. Давидович