Клуб четырех коней

 

Великий  шахматист

 Когда меня просят назвать имя самого-самого великого шахматиста, я называю имя Александра Алехина. При жизни современники называли его «гением шахматных комбинаций». Однако его фантастические комбинационные озарения базировались на прочном позиционном фундаменте, были плодом жесткой, энергичной стратегии. Поэтому Алехина можно смело считать пионером универсального стиля игры, основанного на тесной взаимоувязке стратегических и тактических мотивов.

 

По своему подходу к шахматам он явно опережал эпоху. Шахматная игра состоит из трех компонентов. Это материал, время и качество позиции. И каждый игрок использует их в меру сил. Алехин обладал высшим пилотажем при учете всех трех факторов. Такое доступно очень немногим. Тут нужны интуиция, опыт, талант от Бога... Так вот, Алехин был первым, кто начал интуитивно сочетать в своей игре все эти три фактора, связывать их воедино. Он ярко продемонстрировал, что материал – это всего лишь один из видов перевеса. Создавая определенный тип позиции, он жертвовал одну-две пешки, а то и фигуру! И зачастую Алехин ставил перед соперниками проблемы, с которыми те не справлялись, потому что уровень сложности был недоступен. Это был своего рода тотальный стиль, ярким последователем которого является Каспаров, соединивший его с научным фунтдаментальным стилем своего главного учителя Ботвинника. Интересно заметить, что Фишер, предпочитавший ясный и логический стиль и отказывающий Алехину, как Лев Толстой Шекспиру в величии, вынужден был все же включать Алехина в десятку сильнейших шахматистов всех времен и признавать, что «за доской тот  излучал неистовое напряжение, которое действовало на соперников устрашающе.».

 

Александр Алехин родился в 1892 году в семье потомственного дворянина и много лет жил в Москве, на Арбате. Шахматами в семье увлекались и взрослые, и дети. Их дом посещали известные мастера острокомбинационного стиля, такие как Ненароков, Блюменфельд и Дуз-Хотимирский, последний даже давал будущему чемпиону платные уроки. Алехин настолько бредил шахматами, что на уроках в гимназии выключался из окружающей среды и не всегда ясно осознавал, где он находится. Однажды во время контрольной работы по алгебре он вдруг вскочил и с сияющим лицом  и горящими  глазами обвел класс, привычно покручивая рыжий чуб. «Ну,что Алехин,решили? – спросил учитель. – «Решил – Я жертвую коня, и белые выигрывают!» Класс содрогнулся от смеха.

Алехин – Капабланка. Петербург, 1913 г.

Удивительно, что уже в ту пору не только любители, но и претендент на мировую корону австриец Шлехтер считал, что это будущий чемпион мира. Уже в 1914 году в международном турнире в Петербурге, где играли сильнейшие шахматисты планеты, учащийся реального училища Александр Алехин занял 3-е место. Впереди были только чемпион мира Ласкер и сменивший его на посту Капабланка. Пресса тогда писала, что «рядом с двумя звездами первой величины турнир поставил игрока, за которого больше всего радуется Россия, – Алехина».

 

Увы, первая мировая война, а затем и революция круто изменили благополучную жизнь Алехина. Тут и безвременная кончина родителей, и служба санитаром в действующей армии, серьезная контузия, в результате которой он целый месяц лежал неподвижным в госпитале. А далее революция и гражданская война заставили его скитаться по России, где в Одессе он чуть было не был расстрелян военным трибуналом (по одним данным спас Алехина небезызвестый Яков Блюмкин, по другим – нарком земледелия Мануильский), а затем работа в юридическом отделе в московском Губчека. В этот период о шахматах можно было забыть. Лишь женитьба на 41-летней швейцарской делегатке 3 Интернационала позволила Алехину уехать из России и окунуться с головой в горнило шахматных сражений. Уже в 1922 году он послал вызов на матч Капабланке, хотя и не чувствовал себя равным кубинцу, но с целью закрепить свою кандидатуру на будущее. Началась упорная работа по самосовершенствованию в сочетании с победами в крупнейших турнирах. Уже тогда он впервые ясно изложил свое творческое кредо. «Я не играю в шахматы – в шахматах я борюсь. Поэтому я охотно сочетаю тактическое со стратегическим, фантастическое с научным, комбинационное с позиционным, причем стремлюсь отвечать требованиям каждой данной позиции...» Уже тогда стали говорить, что у Капабланки – титул, у Ласкера – результаты, но только у Алехина – стиль настоящего чемпиона мира. Победы Алехина стали следовать одна за другой, а успешные сеансы одновременной игры в Южной Америке позволили Алехину собрать необходимую для матча сумму в 10 тыс.дол., что примерно соответсвует нынешнему миллиону, и в 1927 году в Буэнос-Айресе состоялся матч гигантов Капабланка – Алехин. Матч проходил очень драматически. Сначала вперед вырвался Алехин, затем Капабланка. По ходу матча Алехин получил воспаление надкостницы, и у него удалили шесть зубов. Тем не мене после 34-й партии со счетом 6-3 при 25 ничьих победа досталась Александру Алехину. Это звание он сохранял 17 лет и умер в 1946 году непобежденным. К сожалению матч с Ботвинником на звание чемпиона мира, о котором соперники договорились в 1938 году и подтвердили договоренность после войны, так и не состоялся, а мечта Алехина приехать на родину в СССР не осуществилась. Мой противник в чемпионате СССР дипломат и друг Ботвинника Подцероб мне говорил, что Сталин был против приезда в страну Шаляпина, но очень хотел видеть Алехина. Не судьба!

 

Николай ШАЛЬНЕВ,

международный гроссмейтер