Вторая ливанская...

 

О жертвах, «мирных и безвинных»

 

Мир болен антисемитизмом. Ливано-израильский конфликт или, точнее, война, выявила это как лакмусовая бумажка.

 

Я давно задаюсь вопросом: почему весь цивилизованный мир так неустанно печется о страданиях «безвинных» арабов, но его нисколько не трогает, скажем, трагедия чеченского народа? При том надо помнить, кто был инициатором войн на Ближнем Востоке, и кто развязал нынешнюю войну на Кавказе. И количество жертв от «израильской агрессии» и на Кавказе после известных «зачисток» – также несопоставимо.

 

Лидеры ведущих мировых держав поздравили Россию с ликвидацией Басаева. Когда израильтянами точечными ударами были уничтожены шейх Ясин и доктор Рантиси, ныне снятый со своего поста министр иностранных дел Великобритании Джек Стро не мог сдержать раздражения по этому поводу и сделал Израилю выволочку. А как те же мировые лидеры оплакивали смерть Ясира Арафата?! Вспомним, как прочувствованно на смерть террориста всех времен и народов высказался от имени всего Евросоюза Хавьер Солана: «В этот печальный момент мы должны сделать всё, чтобы отдать дань памяти Ясиру Арафату ... Мы испытываем чувство солидарности с палестинским народом». Неужели шейх Ясин, детский врач Рантиси или Ясир Арафат числятся «прогрессивным человечеством» меньшими террористами, чем Басаев?

 

Почему маленькому Израилю мировое сообщество отказывает в праве защищать себя? Пусть мировые лидеры и митингующие до неистовства «пацифисты» представят, что ракеты «Хезболлы» выпущены по их странам, что жертвами этих ударов стали их соотечественники, друзья, родственники... Сильно бы они терпели, рассуждая при этом об «адекватном» или «соразмерном» ответе? При этом никакие вылазки террористов все-таки не могут угрожать существованию их государств, в случае же с Израилем речь идет именно о самом его существовании.

 

По-моему, только антисемитизмом мирового сообщества, возможно, неосознаваемым им самим, можно объяснить подобную его толстокожесть. Здесь не помогает даже пресловутая политкорректность – антисемитизм 2000-летней выдержки пробивается наружу, точно зерно сквозь асфальт.

 

Ведь что происходит на Ближнем Востоке, начиная с 1947-го года? Арабы раз за разом нападают на Израиль, а когда получают по зубам, начинают вопить: «Помогите! Спасите! Слабого бьют!» И мировое сообщество тут же начинает сострадать «безвинным жертвам», слать гуманитарную помощь и дружно клеймить «агрессора». И настоящий агрессор понимает – что бы ни случилось, как бы нагло и цинично он себя ни повел, мировое сообщество всегда будет жалеть его, как пусть и нашкодившего, наглого, но несмышленого дитятю. Обратите внимание, как в большинстве своем телевизионные каналы освещают нынешние события: сначала говорят о бомбардировках Израилем ливанской территории, которые каждый раз оказываются самыми мощными за все дни конфликта, крупным планом показывают страдания «невинного мирного населения», и только в конце сообщается, как бы между прочим, что вот, «Хезболла» в этот день выпустила столько-то сотен (!) ракет по территории Израиля. А юг Бейрута – разрушенные дома которого показывали телеканалы – оказывается, является, как проскочило где-то скороговоркой, бастионом «Хезболлы». Ну какую еще другую страну обвиняли бы в том, что она атакует место, откуда на ее территорию запускаются смертоносные ракеты? Причем, как атакует? Сначала разбрасывает листовки с предупреждением о предстоящих бомбежках, так, что имеют возможность уйти не только те самые «безвинные жители», но и боевики «Хезболлы». Результат – руины юга Бейрута действительно имеются в наличии, телеканалы их показывают со смаком, а вот «о жертвах сообщений нет», все успели уйти. Вот так «агрессор»!

 

Конечно, в иных случаях бывают и жертвы среди мирного населения, бывают ошибки, но это война. И начал ее, как всегда, не Израиль. И не всегда гибель мирного населения в Ливане была результатом действий ЦАХАЛа. Как мировое сообщество возмущалось гибелью более 50 человек, в том числе 30 детей под руинами здания в результате израильской атаки! А потом выяснилось, что дом обрушился только через семь часов после обстрела – по версии израильтян, там могла сдетонировать взрывчатка, оставленная «Хезболлой». Хоть кто-то из представителей мирового сообщества или «пацифистов» возмутился подобной тактикой, когда мирные жители становятся заложниками боевиков?

 

Когда Берлин являлся бастионом гитлеровцев, его бомбили, сравнивали с землей, не думая о мирных жертвах и «соразмерном» ответе. А автор этого замечательного термина – «соразмерный ответ» – лучше бы на себя оборотился и задался вопросом: является ли соразмерным ответом на вылазки чеченских террористов действия российской армии в Чечне?

 

Ливанскому же правительству, прежде чем кидаться за защитой к мировому сообществу, следовало бы спросить себя: почему это юг столицы, не говоря уже о других территориях страны, является оплотом террористической организации? А мировому сообществу следовало бы этот вопрос ливанскому правительству задать, прежде чем гладить его по головке и давать конфетку. Скажут, что правительство и радо бы навести порядок, но оно просто не контролирует юг столицы и, тем более, южные районы страны. Да, это так. Но вот СМИ сообщили, что «ливанский премьер-министр Фуад Синиора назвал бомбардировку Каны "военным преступлением" и поблагодарил лидера "Хезболлы" за его заслуги в борьбе за независимость Ливана». Так все-таки: не может контролировать или не хочет?

 

Вот, только что, когда пишутся эти строки – 6 августа – по каналу «Евроновости» прошло сообщение, что на рассмотрение Совбеза ООН, наконец-то, представлен предложенный США и Францией проект резолюции по Ливану. Наблюдатели считают – прокомментировали сообщение «Евроновости» – что Израилю сделана уступка, т.к. «документ оставляет ему право отвечать на атаки со стороны „Хезболлы“»! Изумительная формулировка! То есть, по мнению этих таинственных «наблюдателей», Израилю априори должно быть отказано в праве защищать себя! Неудивительно, что при таком настрое мирового сообщества, ливанское правительство, вместо того, чтобы хотя бы сделать попытку разобраться с «Хезболлой», в заложниках которой оказались ливанские же граждане, отказалось соглашаться с этой резолюцией, а шейху Насралле выразило благодарность.

 

Хоть бы один раз это самое мировое сообщество провело эксперимент: ребята, напали первыми – пожалуйста, не вопите, разгребайтесь сами. Безвинные жертвы? – А о чем вы думали, когда нападали? Хотите помощь? – Пожалуйста, сначала прекратите военные действия. Вы хотите, чтобы мы сострадали вашему мирному населению, которое ни в чем не повинно? – Сначала проявите к нему сострадание сами, перестаньте делать его заложником своей политики. Уверен, эти ребята понимают только так. Жестко, ультимативно. Конечно, я не утопист и знаю, что чуда мгновенно не случится, мир на Ближнем Востоке – после десятилетий потакания и заигрывания – так быстро не наступит. Но свет в конце туннеля, несомненно, появится.

 

И так ли уж «безвинно» мирное население в выпавших на его долю страданиях? Я сильно сомневаюсь в этом, когда слышу, что шейх Насралла как никогда популярен сейчас среди того самого мирного и, разумеется, «безвинного» населения. Вот показывают демонстрацию в Бейруте, один из плакатов гласит: «Насралла, отомсти за убитых детей!» Пусть этому «безвинному» населению нет дела до того, что Насралла является убийцей еврейских детей (кстати, и палестинских тоже, живущих на территориях, обстреливаемых «Хезболлой»). Но если они даже не в состоянии понять, что «безвинными» жертвами они стали как раз в результате действий «Хезболлы», что они стали ее заложниками, то они если и жертвы, то как минимум не безвинные.

 

И, кроме того, далеко не все они мирные жители. Вот, например, в интернетовской статье Ивана Яковины «С кем воюем?» говорится о том, что, конечно, «у "Хезболлы" есть более или менее регулярные части, свои офицеры и инструкторы, однако основу их силы составляют вооруженные местные жители». И далее автор рассказывает: «Воюют против Израиля жители того же Бинт Джибейля и Марун аль-Раса (находящихся в 30-километровой зоне между северной границей Израиля и рекой Литани, за которую ЦАХАЛ хочет оттеснить „Хезболлу“. – В.З.). Едва ли до войны их повседневные будни начинались и заканчивались мыслями о том, как бы поскорее уничтожить еврейское государство или хотя бы спланировать теракт. Лидеры "Хезболлы", конечно, ни на секунду не оставляют подобных идей, но вот деревенские жители – вряд ли». То есть, автор статьи с симпатией говорит об этих местных жителях, как бы вынужденно взявшихся за оружие, чтобы защитить свою страну от агрессора: «Им не нравится, что иностранцы убивают их соотечественников и взрывают их дома ... Выбор у них не велик – терпеть или воевать». Всё это было бы так, если бы Израиль действительно ни с того ни с сего вторгся в суверенный Ливан. Но почему-то израильтянам отказывают в таком же праве не терпеть, а воевать, когда «убивают их соотечественников и взрывают их дома». И делают это с территории, на которой как раз и живут те самые «деревенские жители», «мирные и безвинные»...

 

К интересному выводу относительно «мирных» жителей в деревнях на юге Ливана приходит Юлия Латынина в статье «Камиль Демулен и шейх Насралла», опубликованной в интернетовском издании «Ежедневный журнал»: «Ясно лишь, что в деревне, где безраздельно правила „Хезболла“, в жилых домах хранились боеприпасы, что жители проигнорировали предупреждение израильтян о том, что деревню будут бомбить и что все, кто не уйдет, будут приравнены к террористам. Проигнорировали даже не потому, что деться им некуда и все они – заложники „Хезболлы“, а потому, что они и есть „Хезболла“». Комментарии, как говорится, излишни.

 

И еще. Ни для кого не секрет, что всё происходящее выгодно прежде всего Ирану – внимание от его ядерной программы было отвлечено. Многие аналитики вообще полагают, что вся эта каша была им в компании с Сирией и заварена – самому Насралле нет никакого резона так «подставляться», вызывать огонь на себя, в то время как он и его организация вполне комфортно существовали в благоприятной ливанской среде. Как бы то ни было, недавно Совет Безопасности ООН принял очередную резолюцию, в очередной раз призвавшую Иран прекратить обогащение урана. Срок дали до конца августа. Не дожидаясь окончания срока, Иран ответил отказом. Не пора ли прекратить потакать хотя бы этому, все более наглеющему режиму, который, кстати, представляет угрозу не только Израилю? И не пора ли ввести реально хоть какие-то из обещанных санкций, а не просто сотрясать кулаками воздух, приговаривая при этом «а не то будет, как в Одессе»?!

 

Вадим ЗАЙДМАН

 

P.S. 7 августа СМИ передали сообщение об экстренной встрече в Бейруте министров иностранных дел стран-членов Лиги арабских государств. На этой встрече выступил премьер-министр Ливана Фуад Синиора. «Мы не приемлем, чтобы Ливан стал полем битвы, на котором другие ведут сражения», – заявил он и расплакался прямо в кадре. Меня даже стали мучить угрызения совести: может, зря я в своей статье ополчился на  ливанского руководителя, вон как он переживает за гибель своих граждан; может, и впрямь хочет, но ничего не может поделать с неподконтрольной ему «Хезболлой»?... Впрочем, угрызения совести вскоре прекратились, когда я услышал призывы господина премьер-министра к собравшимся в Бейруте коллегам, а именно: оказать Ливану поддержку в его требовании немедленного прекращения Израилем огня без каких бы то ни было предварительных условий и такого же немедленного вывода израильских войск с территории Ливана. Вот так. О «Хезболле» ни слова. Хоть бы намек какой, хоть бы пожелание ей также прекратить обстреливать Израиль. Выводи войска, а что будет делать «Хезболла» – тебя не касается. И вид этого плачущего премьера (что для нас, кстати, вовсе не внове) почему-то никак не растрогал меня.