Наш путеводитель
У каждого свой Бог
или Индия глазами натуралиста
Давно известно, что Индия – это страна изумительных по красоте храмов и древнейших манускриптов, страна йогов и духовных учителей, страна факиров и заклинателей змей, страна обезьян и священных коров. Эта сказочная земля с древнейшей самобытной культурой манит к себе экзотикой и великолепной природой. Наслышанный об удивительных красотах и чудесах Индии, я всегда хотел попасть в этот волшебный уголок земли. И вот, в начале 90-х годов мечта сбылась – мне представилась командировка в Индию.
Индия… Страна почти в шесть раз меньше России и в семь раз более населенная. За последние 50 лет население Индии выросло почти в три раза и составляет около миллиарда человек. 1652 языка и диалекта. Это не страна и не континент, это параллельная реальность, чарующая и отталкивающая одновременно. Попав сюда, действительно выключаешься из привычной тебе жизни, но в то же время видишь в миниатюре весь наш мир со всеми его обнаженными противоречиями.
Первое, что чувствуешь, когда прилетаешь в Дели – это жара, словно тебя поджаривают на медленном огне, и это несмотря на то, что привык к солнцу и приехал из жаркой азиатской республики. Найти спасение от пекла можно только в помещении с кондиционером. Поселили меня в представительстве Российского посольства в центре Дели. Шефствовал мой друг – прекрасный журналист и известный писатель-индолог Сергей Буланцев. Офис ИТАР-ТАСС, где он работал, находился в том же представительстве, и как только заканчивался рабочий день, мы отправлялись на джипе осматривать достопримечательности. Поэтому мне и удалось увидеть много интересного, да к тому же с комментариями профессионального знатока этой страны.
Странно было наблюдать, как по дорогам в бешеном темпе носятся сотни машин и мотоциклов! Вообще автомобилей в Индии сравнительно немного, причем большинство из них допотопные малолитражки. Все автомобили с правым рулем, так как официально разрешённое движение – левостороннее. На самом же деле то, что происходит на дорогах Индии, сложно поддается описанию. Переезжать через сплошную белую линию, обгонять с левой стороны считается в порядке вещей, главное – почаще сигналить. За время наших путешествий я видел только трёх регулировщиков и полдюжины светофоров. И самое невероятное, что при всём при этом, аварий происходит немного!
А какие здесь удивительной красоты древние строения, овеянные ореолом тайны памятники, старинные и современные культовые постройки! Взять, к примеру, роскошный мраморный мавзолей Тадж-Махал, или восьмое чудо света – знаменитую Нержавеющую железную колонну, или храм поклонения всем религиям Baha’i House of Worship, выполненный в форме белого лотоса – символа невинности. Каждый камень в этой стране дышит легендарной историей.
В Индии живут многие виды животных: неугомонные обезьяны, слоны, яркие, голосистые павлины, крокодилы. По улицам многомиллионных индийских мегаполисов бегают неухоженные собаки, а в предместье Дели на территории крепости Лал-Кот (Красная крепость) почти ручные бурундуки берут с рук лакомства. На улицах, в садах, парках любого города страны мирно расхаживает огромное количество худых и вечно голодных коров. В стране практически не осталось джунглей – леса вырубаются, поэтому тигров мало и их можно увидеть только в заповедниках.
Коровы в Индии считаются священными животными и пользуются привилегиями. Впрочем, коровы – не исключение. Неприкосновенностью пользуются и обезьяны, заполняющие индийские города и обитающие в посвященных им храмах, и украшающие индийский герб павлины. Есть один храм, где священными считаются не коровы, а крысы. Конечно, зрелище не для слабонервных, при входе ещё надо обувь снимать. Крыс в храме множество, они везде. Людей не боятся, и если человек наклоняется, то крысы могут бегать по голове.
Восьмое чудо света – Нержавеющая железная колонна
Что касается слонов, которые с детских времён сразу же всплывают в памяти при упоминании об Индии, то за месяц пребывания в стране они попались на глаза только дважды. Первый раз слона, украшенного яркими попонами-накидками, вели в предместье Дели. Немедленно вокруг собралась толпа зевак. По-видимому, и для горожан это животное не столь уж частое. В другой раз в штате Харьяна мы встретили группу слонов, бредущих вдоль проселочной дороги. На спинах животных сидели погонщики в набедренных повязках. Судя по сломанным бивням и отсутствию украшений, эти трудяги-великаны шли на работу.
Но вернёмся к индийским бурёнкам.
Коровы – часть индийской толпы. Именно так: мужчины, женщины, дети, коровы. Они сосуществуют в равноправном единстве. Причем, права эти равны даже юридически: что убийство коровы, что человека наказывается двадцатью годами тюрьмы.
Головы коров смотрят со стен храмов, их прогуливают на веревочке, они лежат на центральных улицах (даже в столице) на разделительной полосе, безразлично глядя на потоки несущихся справа и слева оглушительно ревущих машин, мотоциклов и моторикш.
По собственному опыту могу сказать, что на дорогах эти животные устраивают настоящий беспредел. Отправились мы с Сергеем половить угрей на озере Дамдам. Путь лежал на северо-запад штата Харьяна. Выезжали из Дели по трёхполосной автостраде, когда вдруг в течение нескольких минут на дороге образовалась огромная пробка. Я предположил, что впереди случилась авария, но Сергей не сомневался, что в пробке виноваты коровы. Когда через полчаса мы подъехали к самому узкому месту затора, то оказалось, что на проезжей части расположилась рогатая чета: посередине лежала корова и меланхолично пережёвывала полиэтиленовый пакет, в изголовье у неё стоял огромный бык, а с тыльной стороны примостился телёнок. Мычащее семейство занимало две полосы дороги. Свободной оставалась только крайняя левая. Но самое удивительное, что ни один водитель не проявлял признаков нервозности, не ругался и не сигналил, чтобы не беспокоить коров. Перестроившись в крайний левый ряд, машины аккуратно объезжали жвачных, и только после этого началась обычная для Индии дорожная суета.
Индию вообще можно смело назвать раем для коров. Коров здесь все любят, и предпочитают врезаться в столб, чем задеть бампером. Коровы в этой атмосфере растут совершенно обнаглевшими, дерзкими, как уличные собаки, и расслабленными от своей безнаказанности. А много их потому, что в домах их держат до той поры, пока корова дает молоко. Как только закончилось молоко, их выгоняют из дома на вольные хлеба. По вечерам животные подтягиваются на овощные рынки, где специально для них на землю вываливаются горы вполне съедобных с виду капустных листьев, мятых помидоров и пятнистых бананов. Объевшееся животное сыто заваливается спать прямо посреди улицы. Кроме коров, по улицам скитаются козы и свиньи. Козы прыгают по мотоциклам, а свиньи копошатся в лужах, окружённые оравой поросят.
Вспоминаю другой случай, связанный с этими священными и неприкосновенными животными. Мой вояж в Индию близился к концу, и нужно было купить авиабилеты. Кассы агентства находились на втором этаже огромного офисного здания. Для того, чтобы попасть в кассы, нужно было подняться по наклонному пандусу, соединяющему второй этаж с улицей, обогнуть угол здания и пройти по коридору. Удивляясь и чертыхаясь, я переступил через свежую коровью лепёшку, свернул за угол и… чуть не напоролся на острые рога. Здоровенный бык степенно шествовал по второму этажу современного административного здания в деловой части Дели и… извините, гадил! Но никто из десятков окружавших меня людей не возмущался и не прогонял его!
Почему индийцы так почитают этих животных? Во-первых, коровы здесь приравнены к богам. Во-вторых, в Индии широко употребляется моча коровы. В медицине аюрведов (индийские врачи) моча коровы считается очень сильным средством для лечения тяжелых болезней, особенно печени. Аюрведы признают мочу человека также сильнодействующим средством для лечения многих болезней.
Хочу рассказать ещё об одних неприкасаемых – об обезьянах. Согласно индуизму, обезьяна считается священным животным, принадлежащим богу Хануману, и убивать их запрещено. В Индии обезьян более 40 миллионов. В основном это макаки резус. Они постоянно расхищают урожай на полях, в садах и огородах, грабят склады. Обезьяны до того осмелели, что забираются в дома, портят вещи и продукты, иногда воруют мелких животных и даже детей. Подсчитано, что за год эти разбойницы съедают столько продуктов, что ими в течение года можно было бы прокормить 10 процентов населения Индии!
Стаи обезьян бродят в городских парках и на обочинах дорог. Их можно видеть и по берегам священных рек, и в местах поклонения, и в руинах брошенных городов. Но в Дели они попадаются на глаза не так часто – куда реже, чем коровы.
У индийцев с обезьянами сложились непростые отношения. Их одновременно почитают как воплощение индуистского бога Ханумана и ненавидят как агрессивных варваров.
В Индии обезьяны действительно представляют большую проблему. Огромные полчища «священных» приматов свободно перемещаются по сельской местности и вольготно чувствуют себя даже в больших городах. При этом они непрестанно ищут пропитание и ведут себя достаточно агрессивно, часто кусают людей.
Обезьяны стали настоящей напастью и в столице Индии Дели, где однажды они ворвались в правительственное здание и порвали в клочья множество секретных документов.
Действительно, в столице обезьяны ведут себя дерзко и бесцеремонно. Я уже слышал о проказах резвых приматов, но столкнулся с ними впервые.
Мы приехали на центральный базар Яшвант-Плейс. Сергей ушёл в сторону сувенирных лавок, а я отправился в продуктовые ряды. По дороге купил аппетитную чапати (лепешка из пшеничной муки грубого помола). Чапати – хлеб, без которого не обходится ни одна трапеза миллионов индийцев. Готовят вначале на сухой сковороде, а затем пекут на открытом огне. При этом лепешка раздувается от пара до такой степени, что становится круглой, как мячик.
Пока выбирал папайю, стал свидетелем такой картины. Рядом с ажурным металлическим забором стояла тележка с бананами. Спелые плоды гроздьями висели и на четырёх вертикальных жердях, прикреплённых к углам тележки. Вдруг на одну из жердей с забора спрыгнула коричневато-серая макака, в мгновение ока ловко «открутила» от связки три банана, и также лихо вместе с добычей запрыгнула на забор. Устроившись на верхней перекладине, воровка, нисколько не смущаясь, стала с удовольствием поедать банан, предварительно очистив его. Любопытно было наблюдать за реакцией потерпевшего продавца. Индиец беззлобно выругался, взмахнул руками в сторону грабительницы, пытаясь её прогнать, но, увидев, что это не возымело успеха, повернулся спиной к макаке, и спокойно продолжил свою торговлю.
Под впечатлением увиденного, я отошёл от «фруктового рая» и сел на парапет в тени дерева. В одной руке у меня был пакет с папайей, в другой – чапати. Неожиданно с дерева спрыгнула макака, уселась на парапет недалеко от меня, и стала корчить рожи. Я настолько увлёкся маленькой «артисткой», что перестал жевать лепёшку. В это время сзади раздался пронзительный визг, из-за спины появилась мохнатая лапа обезьянки и вырвала из моей руки чапати. В следующее мгновение похитительница уже сидела на нижней ветке дерева и нагло уплетала мою лепёшку. Это я уже потом понял, что «грабители» работали в паре. Первая отвлекала моё внимание, а её напарница выполняла чёрную воровскую работу. Вот такое распределение труда!
В бывшей летней столице британской Индии Симле решили отлавливать агрессивных обезьян и подвергать стерилизации. А в пригородах Дели жители пытаются бороться с этой напастью весьма оригинальным способом. Вскладчину они «нанимают» крупную и агрессивную обезьяну-лангура, и он сторожит улицы предместий, отпугивая более мелких сородичей.
После серии инцидентов с налётами, кражами и укусами верховный суд страны одобрил совместную программу Дели и Симлы по отлову животных и отправке их обратно в лес.
Вырисовывается интересная картина. И коровы, и обезьяны – священные животные, хотя и относятся к ним по-разному. Да и со всеми остальными живыми существами – от мухи до слона – отношения у индийцев особые. Тем не менее, ни одно животное не подвергается опасности. Почему индийцы так терпимы к братьям нашим меньшим?
В Индии процветает культ ненасилия (ахимса), что проявляется как в отношениях к людям, так и к животным. За всё время я ни разу не видел ни одной драки. Говорят, что уровень насильственной преступности в стране крайне низок. Я не видел также ни одного сбитого животного и ни одного случая, чтобы животное прогоняли пинками – могут махать руками или толкать в нужном направлении, но не бьют. Как хотелось бы, чтобы и другие народы поклонялись культу ахимса. Как тогда подобрел бы мир.
Моя командировка заканчивалась, и настало время возвращаться домой. Но я знаю, я обязательно вернусь в Индию, в эту необыкновенную страну: шокирующую, мистическую, завораживающую, где люди и звери живут в гармонии и согласии, где ад и рай находятся по соседству, а время засыпает в сказочном лете среди зимы. И, конечно же, ещё увижу эту благословенную землю, с её добрыми и немного наивными обитателями.