Ближний Восток
Итоги Второй ливанской войны
(взгляд изнутри)
Теперь, спустя месяц после завершения боевых действий на Второй ливанской войне, можно подвести некоторые итоги, оценить результаты и сделать предварительные выводы на будущее.
В конкретной ситуации, сложившейся в момент нападении «Хезболлы» на нашу северную территорию 12 июля сего года, у Израиля появилась возможность ответить на провокацию применением силы в самых благоприятных для него политических условиях. («добро» США, молчаливое согласие Евросоюза и пассивность дипломатии арабских стран). При этом необходимо отметить, что на этот раз Израилю мировыми державами была предоставлена возможность вести войну в течение целого месяца, прежде чем Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1701 о прекращении огня в Ливане.
Достаточной мощью израильская армия обладала. Однако необходимо учесть, что на земле Ливана ЦАХАЛУ противостояла 8-тысячная, хорошо вооружённая и подготовленная армия шиитских боевиков. Эта армия была сосредоточена в бункерах и укрытиях по всей территории южного Ливана. Почти каждый дом в ливанских приграничных поселениях был оборудован как опорная боевая точка, при этом боевики прикрывались «живым щитом» – мирным населением. Наземным израильским силам пришлось преодолевать сопротивление боевиков в каждом бункере, укрытии, опорной точке, при этом стараясь щадить гражданское население. В чисто военном отношении ЦАХАЛ продемонстрировал результаты, на которые не способна сегодня ни одна армия в мире. Необходимо отметить, что потери боевиков в живой силе были на порядок выше, чем потери Израиля. Основную роль в этой войне сыграли израильские военно-воздушные силы. Почти все пусковые установки калибром более 220 мм применялись боевиками одноразово, ибо израильские ВВС уничтожали их после первого залпа.
Разрекламированное сопротивление «Хезболлы» является мнимым, разрушены её командно-штабные структуры и нанесён серьёзный ущерб опорным точкам вдоль всей южной границы Ливана. Интенсивные бомбардировки шиитских районов Бейрута, мостов, дорог, аэропортов и блокада Ливана способствовали давлению на «Хезболлу» со стороны других ливанских общин, которые не хотят платить столь дорогую цену за авантюрную деятельность Хасана Насраллы, т.е. произошла дискредитация «Хезболлы» как в глазах ливанцев, так и в глазах умеренных режимов арабских стран. Гнев ливанцев теперь обратился в адрес Насраллы. Разрушение израильской авиацией инфраструктур Ливана стало грозным предупреждением агрессивным режимам ряда арабских государств – подобная ситуация может затронуть и их страны.
Основной результат Второй ливанской войны – это изгнание боевиков «Хезболлы» с северной границы нашего государства, где размещается Ливанская армия и силы ООН. Мы надеемся, что граница с Ливаном станет аналогичной границам с Египтом и Иорданией, хотя это отнюдь не дружеские государства, но провокаций на этих границах не наблюдается уже много лет.
Весьма характерно, что израильское общество во время войны проявило консолидацию и взаимопомощь. Политические партии, несмотря на имеющиеся разногласия, целиком и полностью поддерживали правительство и Армию во время военных действий. Возможные ошибки и сбои в деятельности Армии не дискредитировали её, она по-прежнему пользуется поддержкой и полным доверием граждан Израиля, которых она защищает, кстати, как и каждого еврея в странах рассеяния. Мы уверены, что принесенные жертвы не были напрасными, и мир на наших северных границах воцарится надолго.
Во время войны политическая ситуация в Израиле оставалась стабильной и позитивной. Народ стойко перенёс бытовые неурядицы и неудобства. За 32 дня войны израильтяне почувствовали себя единым народом. Те, кто помогал жителям севера, кто принимал их в своих домах, кто переводил свои деньги или покупал продукты для северян и те, кто послал своих сыновей на войну, доказали, что у народа Израиля одна судьба, общая для всех.
Не сказались военные действия на приезд новых репатриантов на постоянное жительство в Израиль из стран рассеяния, что иллюстрируется следующими данными Еврейского агентства. С момента начала ракетных обстрелов в аэропорту Бен-Гурион приземлилось около 3500 репатриантов из разных стран, в том числе около 500 из стран СНГ. Эти люди приехали в Израиль, вполне отдавая себе отчёт, что выбрали для этого не лучшее время.
Необходимо отметить безупречную работу ряда государственных и общественных структур. Так, в министерстве Абсорбции круглосуточно работала «горячая линия» на пяти языках. Многие ведомства организовали в это тревожное время эвакуацию жителей севера в центр страны. Особенную активность проявили общественные организации и простые жители центра страны: в интернете и в средствах массовой информации появились сообщения о желании разместить жителей севера в палаточных городках и принять беженцев в семьях, живущих в центральных районах страны.
Еврейское агенство (Сохнут) организовало в центре страны летние лагеря для 25 тысяч детей, живущих на севере. Несмотря на то, что война застала многие организации врасплох, городские советы северных районов сделали очень много для улучшения бытовых условий жителей, не имеющих возможность покинуть обстреливаемые города и вынужденных находиться в бомбоубежищах.
В интернете появился список фондов организаций и частных лиц, которые выделили огромные средства для оказания помощи жителям севера, и эта помощь была осуществлена.
На собственном примере попробую продемонстрировать реакцию жителей центра страны в военный период. Как реагировала наша семья, живущая в Петах Тикве (рядом с Тель-Авивом), на военные события? Каждый час мы слушали последние известия по радио (на русском языке) и поэтому постоянно знали конкретную ситуацию, как в Ливане, так и положение в северных районах страны, подвергавшихся постоянным ракетным обстрелам. По радио сообщалось о всех населённых пунктах, куда падали ракеты, о количестве разрывов, жертвах и разрушениях. Все эти сведения дублировались по телевизионным каналам. Наш домашний телефон звонил беспрерывно: Москва, Киев, Минск, Торонто, Нью-Йорк, Балтимор, Чикаго, Буффало, Лондон, Мюнхен, Берлин, Сидней – наши близкие, живущие теперь по всему миру, беспокоились и предлагали помощь, звали приехать на время к ним. Со своей стороны, мы обзвонили знакомые семьи, живущие на севере страны: в Хайфе, Нагории, Кармиэле и Цфате с предложением приехать к нам и переждать, пока не прекратятся обстрелы. Большинство наших знакомых поблагодарили, но вежливо отказались, сказав: «Не так страшен чёрт, как его малюют». Это оказалось правдой – средства массовой информации преувеличивали картину разрушений. Что же касается погибших и раненых, то здесь информация была не только быстрой, но и абсолютно точной. По радио и на экране телевизора были поимённо перечислены наши погибшие мальчики-солдаты и жертвы ракетных обстрелов, своевременно было сообщено о времени и месте их похорон. Страна маленькая, и в городах, кибуцах и поселениях сразу узнавали о безвременной гибели своих близких – солдат, офицеров и гражданских лиц. Горе поселилось во многих семьях...
Своё гостеприимство проявили очень многие жители центра страны, поселив у себя не просто родственников или близких, а часто совсем незнакомых жителей севера, узнав их данные из интернета (всего более 40% северян разместилось в семьях жителей центра). У нас дома тоже поселилась супружеская пара, наши друзья из Цфата, которые решили переждать трудное время. Мы старались разнообразить их быт и были приятно удивлены: все бассейны, зрелищные мероприятия, театры и концерты предоставили свои услуги для жителей севера бесплатно. Забегаю немного вперёд: когда обстрелы прекратились, я отвёз наших друзей в Цфат, прихватив с собой фотоаппарат, чтобы отснять разрушенные дома. Мне это не удалось сделать, дорога в верхнюю часть Цфата, где находился дом наших друзей, въётся серпантином, так как город расположен на горе. Проехав весь город, я не обнаружил на своём пути ни одного разрушенного здания! Дом наших друзей оказался в целости и сохранности. Трогательно было и то, что не успели они отворить дверь, как подъехал мини-автобус, и добровольцы предложили им бесплатные горячие обеды, которые привезли с собой (как выяснилось, о возвращении какой-либо семьи моментально оповещали штаб, и тут же все необходимое доставлялось этой семье).
И всё же ракетные обстрелы израильского севера привели к разрушению ряда зданий и повреждению имущества граждан. Сгорело много лесных массивов, все они были высажены в прошлые годы и возобновятся нескоро, потребуется не менее полувека на их восстановление. Нанесён ущерб израильской экономике. По данным ЦСБ Израиля, если прирост экономики в первой половине текущего года составил 5,9 %, (таким показателем могла бы гордиться любая развитая страна), то сейчас прирост экономических показателей снизился. В результате обстрела северных территорий фактически все предприятия севера страны во время войны не работали или работали частично (оплата трудящимся за вынужденный простой будет произведена за счёт государства.)
Сразу после завершения военных действий правительство приняло решение о компенсации за причинённый ущерб предприятиям, владельцам мелкого бизнеса и отдельным гражданам.
Налоговое Управление по получению сообщения о нанесённом ущербе вследствие враждебных действий составляет на месте акт оценки размера ущерба, в соответствии с которым и будет определён размер компенсации. Компенсация выплачивается в сумме, необходимой для восстановления имущества. Величина компенсации составляет (для супружеской пары) за мебель – 17 тыс. шек. (3000 евро), за вещи – 4 тыс. шек. (700 евро), за электротовары – 33 тыс. шек. (6000 евро).
Расходы на восстановление недвижимости компенсируются полностью, а если восстановление невозможно, то компенсация равняется стоимости нового жилья. Аналогично этому размер компенсации за повреждённый автомобиль соответствует затратам на его восстановление, либо, если восстановление невозможно, сумме, равной приобретению другого автомобиля того же класса.
Ниже приведены конкретные данные о человеческих потерях и убытке, нанесённых стране Второй ливанской войной.
В боях против «Хезболлы» погибло 119 военнослужащих ЦАХАЛА и 43 мирных жителя, всего 162 гражданина Израиля.
На территории Израиля разорвалось 3970 ракет (половина из которых – 2000 – упали в лесной зоне, в полях и на незастроенных участках).
Суммарные расходы Израиля за месяц боевых действий в Ливане составили в шек. (евро):
Непосредственные расходы на военные действия – 7 млрд. шек. (1.25 млрд. евро)
Убытки от ракетного обстрела северных районов страны – 5 млрд. шек. (0.9 млрд. евро)
Потери из-за простоя и сокращения производства – 9 млрд. шек. (1.6 млрд. евро)
Затраты на компенсации – 2 млрд. шек. (0.35 мдрд. евро)
Всего: 23 млрд. шек. (4.1 млрд. евро)
При населении Израиля – 7 млн. чел. (5,3млн. – евреи) в результате войны дополнительные расходы на одного человека составили: ~ 3300 ш. или 590 евро (при средней ежемесячной заработной плате в Израиле брутто – 7448 шек. или 1330 евро).
Пародоксально, но почти не пострадала израильская биржевая активность, и не выросла инфляция: акции на израильской бирже остались на стабильном довоенном уровне. Инфляция за месяц составила 0,1 %. Уровень шекеля по отношению к доллару и евро не изменился: 1$ = 4.4 шек.; 1 евро = 5.6 шек. (на 17.08.06).
Вторая ливанская война Израилем не была проиграна. Возможно, реакция на провокацию «Хезболлы» могла быть решена другими, более действенными методами: сплошной бомбардировкой и ракетным обстрелом ливанской территории, без использования сухопутных сил. В ответ на провокацию «Хезболлы» можно было нанести по инфраструктурам Ливана такой сокрушительный удар, что экономика этой страны было бы порализована на долгие годы. Вопрос о необходимости массированной наземной военной операции необходимо было решить заранее, в самом начале войны. Вероятно, наземная операция должна была быть не только мощной, но и скоротечной, это сократило бы время обстрела боевиками наших северных территорий. Однако такое решение привело бы к большим человеческим потерям в израильской армии.
Сегодня наряду с военными успехами перед израильским обществом встала потребность осмысления уроков военных действий и действий государственных структур. Предварительный анализ решений, принятых правительством во время войны и действий Армии породил критику правительства за нерешительность в применении силы против «Хезболлы» и необеспечение защиты жителей севера от ракетных обстрелов. Претензии за совершенные ошибки, возможно, вызванные некомпетентностью в военных вопросах, в управлении тылом, предъявлены ряду государственных чиновников и армейским командирам. Израильская общественность отметила стихийную и плохо организованную эвакуацию жителей севера, которая производилась фактически без какого-либо участия и поддержки государственных структур. Выявилась нехватка бомбоубежищ. Введя «чрезвычайное положение» на севере страны (что не было сделано), правительство могло бы обязать государственных чиновников находиться на своих местах и тем самым избежать неразберихи и чётко координировать работу тыловых учреждений в начальный период военных действий. Несмотря на то, что бюджет министерства обороны составляет огромную сумму – 45 млрд. шек. (8 млрд. евро) в год, в некоторых подразделениях Армии наблюдался недостаток амуниции. Отсюда протесты вернувшихся с войны резервистов, которые не без основания считают, что даже те потери, которые были Израилем понесены, оказались часто напрасными. Аналогичные претензии предъявляют многие граждане северных районов страны, которым не сразу давались указания о необходимости находиться в бомбоубежищах и не всегда они были обеспечены водой и продуктами питания.
По решению правительства Израиля, будет создана независимая комиссия, которая проанализирует действия правительства и армии, выявит ошибки и просчёты и сделает соответствующие выводы.
Ключевым результатом войны стала готовность ливанского правительства разместить свои войска вдоль границы с Израилем. Таким образом, главным итогом Второй ливанской войны станет незыблемая граница с Ливанам, которая положит конец постоянным провокациям «Хезболлы». Ранее Президент Буш сказал, что «Хезболла» проиграла войну, теперь Хасан Насралла публично признал этот факт.
В заключение следует отметить поддержку Израиля в период войны еврейскими общинами и еврейскими организациями многих стран, что тронуло израильтян и ещё раз подтвердило неразрывную связь и общую судьбу еврейского народа.
г. Петах-Тиква, Израиль