Германия: скандал

Григорий КРОШИН

ГЮНТЕР ГРАСС СЛУЖИЛ В СС…

В немецком (да и, как оказалось, в целом в западноевропейском) обществе шок: гордость немецкой национальной культуры, всемирно знаменитый писатель, прижизненный классик, лауреат Нобелевской премии и многих ещё, непримиримый борец против фашизма, против исторического забвения, стойкий и многолетний поборник раскрытия правды, касающейся в том числе теневых и даже позорных страниц отечественной истории, для многих соотечественников – моральный авторитет, не боящийся подчас идти на разрушение общепринятых табу, словом, чуть ли не гуру Гюнтер Грасс недавно публично – в интервью популярнейшей и влиятельнейшей в Германии газете «Франкфуртер Альгемайне» – признался, что был… солдатом СС. (Ранее было известно, что Грасс – автор «Жестяного барабана» – одного из самых известных в мире антифашистских романов – служил в 1944-1945 годах в немецкой армии, в Люфтваффе, то есть в авиации, и был взят в плен американцами, где и пробыл до 1946 года. О таком факте своей биографии, как служба в тот же период в войсках СС, Гюнтер Грасс никогда ранее не сообщал).

 

Конечно, он сегодня говорит, что попал в СС в самом конце войны, в 1944-м… Конечно, призвали его насильно (Грасс, дескать, хотел поступить в подводный морской флот, но не был принят: «Со мной случилось то, что и со многими другими в моем возрасте. На стол легла повестка»)… Конечно, он, мол, почти целый год ведать не ведал, что это за подразделение, в котором он служил, а только потом, оказавшись в Дрездене, прозрел… Конечно, он не участвовал в массовых убийствах… Конечно, всю последующую жизнь он мучился этим и ему было жутко стыдно… Конечно, он в конце концов оказался большим молодцом: решился честно признать этот позорный факт своей жизни… Всё так. Но, как у Твардовского: «…и всё же, всё же, всё же».

 

«Я всегда, оглядываясь на прожитую жизнь, чувствовал тяжёлую ношу, которая давила на меня, но о которой я был не в силах говорить. Но однажды это должно было из меня вырваться наружу и написаться», – говорит 78-летний Гюнтер Грасс в интервью, предваряющем выход из печати своей автобиографии «Beim Hδuten der Zwiebel» («С кожурой лука»). Пятьсот страниц этой книги включают в себя период с 1 сентября 1939 года до появления в 1959-м всемирного бестселлера «Die Blechtrommel» («Жестяной барабан»), за который Грасс спустя 40 лет, в 1999-м, получил Нобелевскую премию.

 

Бурная общественная полемика вспыхнула вокруг столь запоздалой жизненной исповеди Нобелевского лауреата, возникли естественные в этой ситуации вопросы: почему же теперь? Почему только через… 62 года?! Почему это делает наш знаменитый «левый» Грасс, в то время как именно он, как никто другой, в течение многих и многих лет активно призывает к примирению с бывшими военными противниками Польшей и Россией и к решительному снятию всяких табу с обсуждения нацистского прошлого?

 

«Совершенно непонятно, как кто-то может в течение 60-ти (!) лет постоянно взывать к якобы больной совести нации, причём именно в вопросах нацизма, в то время как сам глубоко опутан сетями этого нацизма?..» – недоумевает, например, биограф Гитлера и известный исследователь проблем нацизма профессор Иоахим Фест, а биограф самого Грасса Михаэль Юрг говорит даже о «конце одной из моральных инстанций»...

 

Однако многие коллеги писателя поддерживают его. Так, Ральф Джордано считает: «Хуже, чем совершить ошибку, было бы не сделать никакого вывода из неё, но как раз такой вывод Грасс сделал для себя уже давно». Похожее мнение и у литературоведа Вальтера Йенса: «Мастер размышляет перед новой работой: что же он ещё забыл сообщить важного из своей долгой жизни? И Грасс поступил именно так. Это заслуживает уважения». Писатель Вальтер Кемповский сожалеет, что признание Грасса, появилось «несколько поздновато». А публицист Арнульф Баринг замечает: «Грасс всегда подчеркивал, что преодоление прошлого несовершенно в Германии. При этом он должен эту вину, по крайней мере наполовину, принять и на себя».

 

«Гюнтер Грасс никогда не изображал из себя гениального поэта, он стоял всегда на гребне позиции своей социал-демократической партии», – так считает литератор Фердинанд Фрайлиграт. Оттуда – а вовсе не с вершины Олимпа – он бросился в политические будни, спровоцировав и рассердив даже своих сторонников социал-демократов: как экстремист, который никому не захотел позволить превзойти себя в правильных выводах о варварстве нацистов, являясь некой «неприступной скалой в открытой общественной полемике» (как он был назван в 1999 году в обосновании присуждения ему Нобелевской премии) – идёт ли речь о проблемах восточных договоров или о правах политических беженцев.

 

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что прежде всего те, кто травмирован шрамами Грасса, теперь отбиваются, пытаясь возвратить ему его побои и выставляют ему открыто счета к оплате: именно теперь, когда общегерманский лауреат Нобелевской премии со всех сторон стал уязвимым после того, как он сломал фактически очень маленькое, но символически громадное умолчание о своей принадлежности к нацистскому формированию «Оружие СС». Или, может быть, спрашивается в газете, в самом деле еще кто-то верит в божественность поэта-гения, в его природную непогрешимость? И, соответственно, разочарован? 

 

Некоторые критики Грасса высказываются радикальнее. Так, депутат ХДС и «эксперт по культуре» Вольфганг Бёрнзен через газету «Бильд» потребовал от Грасса, чтобы тот возвратил Нобелевскую премию. (А почему, собственно, он должен сделать это? Грасс всегда открыто выражал своё мнение как гражданин своей страны, которому слух дарован больше, чем другим. И призывал к разуму и учёту скорбного опыта своего поколения под знаменем «Никогда снова Освенцим! Никогда снова война!». Моральной инстанцией сделали его те, кто поверил ему).

 

А бывший президент Польши Лех Валенса и ряд других польских политиков от имени жертв СС требуют, чтобы Грасс возвратил своему родному Гданьску присуждённое ему в своё время звание «Почётного гражданина города».  

 

По-разному звучат суждения из-за границы, даже при почти единодушном удивлении от запоздалого признания.  Так, чешская газета «Mlada fronta Dnes» спрашивает: «Грасс состоял в войсках „Оружие СС“? Ну, допустим, сейчас кто-то скажет, что сегодняшний Папа Римский был членом „Гитлер-югенд“. Только разница в том, что Йозеф Ратцингер никогда бы не умолчал об этом. Грасс же признал свою ответственность невыносимо поздно»…   Сербская «Politika»: «С этой его исповедью возникает сомнение в моральной целостности человека, который всегда и всюду пытался преподать другим нравственный урок». «Neue Zόrcher Zeitung» («Новая Цюрихская газета»): «Станут ли хуже от этого позднего признания Грасса его произведения, которые, согласно его неистощимой теме, как никакие другие, показали немецкую вину в существовании национал-социализма? Нет, так как литература живёт по её собственным законам, и кое-что из раннего творчества этого писателя уже вошло в её „золотой“ фонд». Российская «Новая газета»: «Его кратковременное членство в подразделении „Оружие СС“ никоим образом не повредит чрезвычайно высокой репутации литературного лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса. Тем более, что будущий классик мировой литературы прибыл в это подразделение довольно поздно, лишь в самом конце войны, чтобы стыдиться упоминания своего имени в преступных документах СС»… Австрийский «Kurier» («Курьер») размышляет: «Одно совершенно определённо. Новая книга Грасса могла бы снова стать бестселлером. Правда, как предполагают скептически настроенные литературные критики типа Гельмута Карасека (Hellmuth Karasek), к этому выводу приводят в том числе и „рыночно-технические“ прогнозы. Так, конечно, не должно быть, но очень даже может быть»…   

 

Для Грасса, по его сегодняшним словам, вооружённое формирование СС не было сначала ничем устрашающим, а просто, как ему объясняли, – элитной воинской единицей, «которую направляли туда, где в тот момент горело»…

 

Для справки (из немецких источников): о том, как «элита» превратилась в «массу»… На Нюрнбергском процессе это «элитное» подразделение недвусмысленно классифицировалось как преступная организация. Было доказано, что её  члены, как правило, отличались беспощадной жестокостью по отношению к гражданскому населению, военнопленным и партизанам. Подразделение «Оружие СС» было первоначально задумано как конкурент вермахту, монополию оружия которого Генрих Гиммлер хотел сломать. Осенью 1934-го была создана  служба СС («защитная ступень»: SS – «Schutzstaffel») – военизированное боевое соединение, образованное из слияния групп «Телохранители Адольфа Гитлера» и «Политическая готовность». Сначала она состояла исключительно из добровольцев, которые были отобраны исходя из самых строгих физических, расовых и мировоззренческих критериев. Это была, как тогда считали, самостоятельно действующая элитная единица.  Вскоре после начала Второй мировой войны, в октябре 1939-го (по другим источникам – в январе 1940-го), Гиммлер вводит наименование «Оружие СС» («Waffen-SS»). Её члены считались «политическими солдатами». С 1943 года в это, бывшее «элитное», подразделение призывались на службу уже и рекруты, в том числе и иностранцы из оккупированных гитлеровцами государств. Гиммлер издал Директиву для наёма «ненемецких добровольцев» – сначала для Нидерландов. Этот Указ Гиммлера в качестве стандарта под грифом «Запад» должен был действовать и на остальные страны. Таким образом, состав германского нацистского подразделения «Оружие СС», состоявший поначалу из рекрутированных нидерландцев, скандинавов, французов и бельгийцев, позже дополнительно формировался из завоёванных южных европейцев и жителей Восточной Европы. Так, на Балканах всё подразделение СС состояло из мусульманских боснийцев, которых снабжали даже продовольствием, лишённым свинины.

 

Таким образом численность формирования «Оружие СС» выросла за время войны до 900 000 мужчин, которые не были добровольцами, как, например, и 17-летний Гюнтер Грасс. 

 

…«Позже чувство вины и усиливавшегося стыда, – продолжает Грасс в своём интервью газете, – стало всё больше обременять меня. Это было всегда связано с вопросом: а мог ли я распознать своевременно, что со мной происходит на самом деле?..».

 

Гюнтер Грасс, который рассказывает в своей книге о перипетиях образования, о симулируемой им желтухе, а также о многолетнем страхе перед смертью, выглядит при этом вовсе не жертвой, а – одурманенным: «Многим представляется, как будто бы бедный немецкий народ был соблазнён и одурманен ордой чёрных парней. Но это не соответствует истине. Я ребёнком всё это пережил и помню как в ясный день, как всё тогда происходило. А именно – с верой, воодушевлением и одобрением. Конечно, был также и дурман… Но для меня всегда было ясно, что этот факт моей жизни обязательно должен когда-нибудь найти место в моём творчестве, то есть я должен был когда-нибудь решиться на то, чтобы написать нечто автобиографическое».

 

Итак, Гюнтер Грасс решился. В сентябре автобиография выходит к немецкому читателю.

 

карикатура автора