Террор
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ,
ИЛИ КОЕ-ЧТО О ПСИХОЛОГИИ ТЕРРОРА
Ровно пять лет тому назад, 11 сентября 2001 года произошел самый чудовищный
и циничный по своей жестокости террористический акт, ознаменовавший собой новую
эпоху в истории мирового террора и унесший жизни более 3000 человек.В одночасье
мир оказался перед угрозой новой, ранее неизведанной психологической реальности,
которую переживает и по сей день. Это и ряд других трагических событий, главным
образом, на Ближнем Востоке, да и в Европе и в России тоже, привнесли в наше
сознание целый ряд новых вопросов, на которые сегодня стараются дать ответ не
только и не столько политики, сколько психологи и психиатры.
Впрочем, сейчас у них есть уже довольно основательная база для умозаключений: с
этого трагического дня и по настоящий момент терроризм в мире не только не пошел
на убыль, но и приобрел угрожающий характер. Социально-политические и
экономические предпосылки современной волны террора, обрушившегося на Западный
мир с Ближнего Востока, не перестают широко обсуждаться в многочисленных
публикациях. При желании из них можно было бы составить целые тома. Меньше
внимания однако до сих пор уделяется психологическому аспекту проблемы. А ведь
его значимость трудно порой переоценить.
Какие психологические свойства и отношения формируют мотивы индивида,
выбирающего путь террора? Что побуждает личность отказываться от обычных
нормальных человеческих радостей, уходить в подполье, причинять боль и горе
своим близким, постоянно рисковать и жертвовать жизнью? Каков психологический
мир современного террориста, хладнокровно убивающего ни в чем неповинных, ничего
не подозревающих людей? В чем, наконец, особенности так называемого «исламского»
терроризма? Вряд ли в рамках небольшого газетного материала представляется
возможным дать исчерпывающие и доступные для обычного читательского восприятия
ответы даже на часть поставленных вопросов. Попытаемся лишь немного «приоткрыть
дверь» в психологию террора, используя при этом минимум необходимой
психологической терминологии.
В ХХ веке проблемы деструктивного (разрушительного) поведения личности были
одними из центральных в психоанализе. З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Берн искали причины
деструктивного поведения в условиях социализации, пытались определить, какие
именно факторы, преимущественно детства и юности, ведут к различного рода
невротическим девиациям, в том числе к одержимости ненавистью, выступающей в
качестве психологического стержня террора.
Конрад Лоренц и ряд его последователей полагали, что этот ответ можно найти в изучении агрессивных инстинктов, проявляющихся в поведении животных.В частности, К.Лоренц показал, что, к примеру, крысы , способные к самопожертвованию в интересах своей стаи, становятся беспредельно агрессивны по отношению к чужакам. Крысу другой стаи буквально разрывают на куски. По мнению исследователя, такой же инстинкт рождает и агрессивное поведение у людей. К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм предлагали более широкий подход и обращались за ответом к общественным отношениям того времени.
Когда же речь идет об идейных вдохновителях , организаторах и ведущих фигурах
террористических сообществ, то вполне подходит предложенное классиками
психоанализа понимание личностных черт наиболее разрушительных фигур ХХ века.
Всякий, кто знаком с высказываниями Усамы бен Ладена и результатами реализации
его планов, вполне может сопоставить их с тем, что психологической науке
известно о личности А.Гитлера. В первую очередь, это коренящиеся в комплексе его
неполноценности нарцисизм, садомазохизм и некрофилия. Именно эти свойства,
основываясь на достоверных свидетельствах, находит в его характере Эрих Фромм.
Если Гитлер был помешан на собственной расовой теории и все мировое зло
воплощалось для него в представителях одного лишь этноса, то нынешний лидер
мирового терроризма призывает уже бороться, как он выражается, против «евреев,
крестоносцев и коммунистов». Т.е. почти против всего немусульманского мира.
БЕСЫ. Коллаж: В. Зайдман
Деструктивизм личности был также предметом глубокого исследования в творчестве таких крупных мыслителей ХIХ в. как Ф.Достоевский, Ф.Ницше. В романе «Бесы», к примеру, Достоевский так характеризует единственного положительного песонажа своего произведения – Шатова, пришедшего от социализма к дорогой сердцу писателя русской идее. «Это было одно из тех идеальных русских существ, которых вдруг поразит какая-нибудь сильная идея и тут же разом точно придавит их собою, иногда даже навеки. Справиться с нею они никогда не в силах, а уверуют страстно, и вот вся жизнь их проходит потом как бы в последних корчах под свалившимся на них и наполовину совсем уж раздавивших их камнем». Вполне очевидно, что подобного рода слепая вера, не приемлющая ничего критического по отношению к уверованной идее, может квалифицироваться не иначе как фанатизм.
Не из бессознательной сферы психики, а наоборот, из ограниченного сознания,
воспринимающего мир только в черной и белой красках, возникают овладевающие
массами разрушительные устремления. Не так давно в передаче «Голоса Америки» я
услышал историю одного молодого араба, получившего на родине неплохое
образование и выигравшего в лотерее грин-карту, дающую право на въезд и работу в
США. И он, и вся его семья были счастливы, надеясь, что за океаном он сможет
заработать денег и избавить себя и своих близких от нужды. Поначалу материальные
надежды оправдались: на его заработки родители смогли построить хороший дом,
приобрели необходимые вещи. Однако образование юноши оказалось, увы,
недостаточным, чтобы получить постоянную работу, на которую он рассчитывал.
Чувство второсортности и обиды побудили его в конечном итоге вернуться на родину
Вернуться с ощущением озлобленности на отвергнувший его, как ему казалось,
западный мир. История достаточно банальная, хотя вполне может иметь и
продолжение. Наиболее вероятный вариант такого самоощущения приниженности –
примкнуть к лагерю воинствующих исламистов, винящих во всех бедах современную
западную цивилизацию. Ложно понятые «страдания» народных масс, борьба за их
социальное и национальное освобождение выступают в этом случае в качестве
аргумента, оправдывающего необходимость борьбы. Так возникают очень опасные
мифы, происходит мифологизация сознания. Из числа такой молодежи с ограниченным
сознанием, к тому же в силу разных обстоятельств приобретших комплекс
ущербности, и вербуются фанатики, готовые использовать любые средства для
революционного насильственного уничтожения традиционных институтов общества.
Даже если речь идет о мусульманской стране. Недавние теракты в Египте – прямое
тому подтверждение.
Мифологизации сознания некоторой части людей, в особенности, молодежи
способствует и так называемая «индоктринация», то есть, образно выражаясь,
«промывание мозгов». Исследователи этого эффекта, изучавшие его в преступных
сообществах, сектах, казармах и т.д., отмечали в качестве начального отправного
момента этой технологии – подавление личности путем всяческих унижений. В данной
технологии используется и другой отработанный прием – сверхкомпенсация
неполноценности через приобщение к числу «избранных», призванных к «исправлению»
мира. Для подвергшихся такой манипулятивной технологии массовый миф превращается
в сверхценную личностную идею. Многие видят в себе свехчеловеков, призванных к
некому высшему предназначению. Поэтому убийство не только любого числа
противников, но и людей, которых у них нет оснований считать своими врагами,
гибель своих сторонников, да и самопожертвование их не смущает и не
останавливает. Соединение в мотивации таких людей сознательного и
бессознательного начал психики исключает какие бы то ни было сомнения и
колебания, делает индивида абсолютно невосприимчивым к критике.
Бытует мнение, что террористы-самоубийцы («шахиды») нередко жертвуют собой во
имя мести. Если это хоть в малейшей степени может быть, допустим, объяснено
применительно к палестино-израильскому конфликту, то чем провинились сотни
убитых западных обывателей, не имеющих к нему ни малейшего отношения? Вот точка
зрения российского психотерапевта А. Добровича (газета «Новые известия» от
2.07.2004г).: «Допустим, что допекла террориста лютая обида на западных
обывателей. Опять не сходится. Порой он живет среди них годами. Пользуется их
расположением, комфортом их быта, берет у них не только уроки самолетовождения,
но и уроки приветливости, иронии, широты взглядов. Сомнительно, чтобы
политкорректные европейцы и американцы хоть раз дали ему повод считать, что его
ближневосточное, скажем, происхождение делает его в каком-нибудь смысле
второсортным. Может, он впал в депрессию и решил, покончив с собой, заодно
наказать "весь подлый мир"? Но никаких свидетельств депрессии не наблюдается. Не
получается и представить его психически ненормальным, не способным
идентифицировать себя с другими, т.е. субъектом, чьи поступки мотивированы
болезненно искаженным мировосприятием». Автор приходит к выводу, что центры
исламского экстремизма вряд ли делают ставку на непредсказуемых и
неуравновешенных субъектов. Такие, как правило, подводят. Попытаемся взять эту
мысль в качестве отправной и поразмышлять над тем, на что же в таком случае
делается ставка.
Среди некоторых социально-психологических механизмов, оказывающих влияние на
психику и поведение индивидов в террористических сообществах, наиболее
значительным выступает эффект «группового» мышления. Говоря языком современной
психологии, в подобного рода объединениях неизбежно наступает деиндивидуализация
психики, т.е. все мыслят как все, одинаково. Для такого рода группы весь мир,
как правило, делится на «наших» и «не наших». Все, что происходит от «не наших»
, однозначно осуждается и признается порочным: «Они всегда не правы». Любая
информация, противоречащая такой железной установке, блокируется и не
воспринимается. Тот член группы, который проявляет наибольшую непримиримость к
противнику, становится непререкаемым лидером и приобретает харизматическую
власть. Он как бы берет на себя ответственность за любые последствия реализации
его приказов. Именно поэтому эти приказы беспрекословно выполняются, сколь бы
бесчеловечны и ужасны они ни были, будь то Лондон, Мадрид или Беслан.
Чтобы заменить многообразную картину мира выхолощенной и эмоционально
упрощенной, надо воздействовать на человека с малых лет. Заразить его
ненавистью, сила которой превышает не только инстинкт человечности, но и
инстинкт самосохранения. Необходимо затемнить его разум до такой степени, что
даже тень сомнения в правоте учителей покажется ему кощунственной. Достаточно
вспомнить не раз и не два демонстрировавшиеся по телевидению фильмы о так
называемой палестинской интифаде, чтобы даже на расстоянии почувствовать тот
заряд ненависти, который целенаправленно и методично передается палестинским
детям и подросткам по отношению к жителям близлежащего государства. Организаторы
подобной системы «образования» очень заботятся о том, чтобы процесс этот не
прекращался ни на минуту. Это ли не есть прямое зомбирование личности!
Ведь это только в своем больном воображении, являющимся результатом
зомбированного сознания, шахид за свой «праведный» поступок по отношению к
«неверным» попадает в рай. Организаторы же террористического акта – чистые
прагматики. Им необходимо главное: путем нагнетания страха доказать свою власть
над миром. Дело здесь не в зависти, не в злости, даже не в ненависти и не в
мести Западу. Дело в доказывании своей власти. В этом плане производство «живых
бомб», против которых порой силы безопасности любой страны фактически бессильны,
преступнее, чем сам акт терроризма.
Исторический опыт показывает, что эффект «группового» мышления с подобными же
механизмами может действовать и в масштабе целого общества. Именно в этом смысле
можно использовать термин, предложенный К.Юнгом, «коллективное бессознательное».
Нагнетание страха и ненависти, распространение мифа об угрозе, исходящей от
какой-либо социальной или национальной группы внутри общества или от внешнего
врага, порождает в массовой психологии деление мира на уже упомянутых «наших» и
«не наших», загоняет население страны, по крайней мере, значительную ее часть, в
рамки «группового» мышления, а распространителей этой ненависти превращает в
вождей нации.
Возникновение и развитие гитлеризма в Германии, сталинской диктатуры в бывшем
СССР, маоизма в Китае и т.д. происходило, как мне представляется, именно по
такому сценарию. Так, в бывшем СССР в период сталинизма для поддержания
населения в истерическом состянии «групповой» мысли, укрепления власти
номенклатуры и харизмы Вождя кроме постоянного внешнего противника –
«международного империализма», постоянно сменяли друг друга «враги» внутренние:
капиталисты и помещики, кулаки, специалисты-вредители, троцкисты-зиновьевцы,
космополиты-сионисты, врачи-убийцы и пр. Как только заряд ненависти к прежнему
врагу ослабевал, немедленно находился другой очередной враг. Феномен, как
говорится, проверенный историей.
А вот и яркий пример сегодняшнего дня – личность и речи президента Ирана
Ахмадинеджада. Говорят сами за себя и дела этого новоявленного «фюрера»: страна
активно поддерживает международный терроризм и столь же активно рвется к
обладанию ядерным оружием.
Не трудно убедиться, что именно подобный социально-психологический механизм
позволяет современным проповедникам агрессивного ислама выставлять Запад и,
прежде всего, США, в качестве врагов мусульманского мира, объединять ненавистью
значительную часть населения этого мира, тем самым создавать атмосферу,
вдохновляющую террористов. Ведь быть на деле диктатором и мракобесом, а мнить
себя духовным лидером нации ой как приятно!
Вот уж воистину: яблоко от яблони недалеко падает!
Александр МАЛКИН