Наш киноклуб
Осторожно: реклама!
На цветном экране увлекательная погоня. Машины разбиваются всмятку. Автомобиль,
в котором сидит главный герой, выписывая немыслимые пируэты вырывается далеко
вперед, оставляя преследователей с носом. Камера ненавязчиво наплывает на капот,
и зритель, который понимает в машинах (а кто сейчас не понимает?), может
отчетливо разглядеть, например, четыре кольца. В мозгу отпечатывается: «классная
машина АУДИ»!
Перед нами рекламный прием. Западные «рекламисты», те из них,
кто поумнее, давно перешли с прямой, навязчивой рекламы, вызывающей уже не
столько положительные, сколько отрицательные эмоции, на рекламу скрытую.
И вот тут-то для них открылись залежи возможностей.
Всем известно, что для того, чтобы снять фильм, да еще хороший,
нужны большие деньги. Ну, такая она – киноиндустрия.
Хочешь снять что-то стоящее – выкладывай баксы. А где их взять? Правильно.
У тех, кто нуждается в рекламе.
Надо сказать, исторические, например, фильмы не дают
рекламодателям развернуться как следует. То ли дело фильмы современные.
Все мы смеялись, глядя на «прекрасную няньку», которая на протяжении энного
количества серий охмуряла крутого бизнесмена и многодетного отца Шаталина. Над
текстом и диалогами сериала трудилась группа сценаристов, которые, на мой взгляд,
удачно вплетали в разговор няни Вики рекламу «Эйвона».
А помните фильм Люка Бессона – «Такси»? Весёлая
французская комедия с элементами детектива рассказывает о приключениях таксиста
и его соперничестве с отрицательными героями – немцами на Мерседесах.
И во всех этих приключениях и погонях наш герой выходит
победителем. А машина у него какая? Французская. Пежо называется. Какой
напрашивается вывод, когда смотришь на ловкого таксиста, который совершает
головокружительные трюки на своём автомобиле? Куда там, тем Мерседесам! Вот Пежо
– это машина! Надо сказать, в этом фильме реклама почти навязчивая. Тут, видимо,
оператор перестарался. Потому что Пежо показывают со всех сторон, то и дело в
кадре мчится лев, вставший на задние лапы – эмблема фирмы.
Есть реклама достаточно завуалированная. Вот, например, фильм «13-й район»,
снятый по сценарию того же Люка Бессона режиссером Пьером Морелем. Фильм – экшн,
то есть полный драк, погоней, стрельбы. И вот заходят два отрицательных
персонажа в супермаркет, останавливаются возле полок, за которыми спрятана
потайная дверь в их притон. И стоят возле этих полок пару минут – разговаривают.
Разговаривают ровно столько, сколько нам нужно для того, чтобы разглядеть на
полках Китикет и Вискас. О корме для кошек и слова не сказано, а каждая секунда,
на протяжении которой на экране красовались пакетики кошачьего корма, стоит
очень дорого. Что и даёт возможность талантливым режиссерам снимать хорошие
фильмы.
А вот догадайтесь с трех раз, что рекламируется в фильме
«Особенности национальной охоты»? Ну, чем они там занимаются,
горе-охотнички? Нет. Я не о бане, я о водке. Тема всеобщего российского пития
проходит красной нитью через весь фильм. А когда горячий финский парень с
переводчиком перетаскивают ящики с водкой на берег, камера оператора достаточно
долго показывает, что написано на этих ящиках, какая именно фирма выпустила
горячительный напиток, от которого не могут отказаться ни генерал, ни милиционер,
ни бизнесмен, ни егерь, ни даже медведь.
Надо сказать, с теле- и кино экрана можно навязывать нам не
только материальные, но и моральные ценности. Мы часто смотрели
американские фильмы, в которых злодеями оказывались исключительно негры, или,
наоборот, исключительно белые. В Америке ведь расизм и белый, и черный. У нас в
этом отношении показателен фильм «Бой с тенью», который в прошлом году прошел в
кинотеатрах, а теперь растиражирован на видеокассетах и дисках. Отношение к
этому навязыванию некой морали у меня неоднозначное. Фильм снят очень тонко, с
первого раза и не поймёшь присутствие в нём квасного патриотизма. И некоего
неприятия инородцев. А вот достоинством фильма считаю его
положительное влияние на подростков, которые взахлеб и по нескольку раз смотрели
этот фильм.
Вспомним, как Артем Колчин, главный герой,
выходит из тюрьмы. Достаёт пачку сигарет, сует одну сигарету в рот. И тут
же выбрасывает ее вместе с пачкой на снег. Да, он был в трудных условиях, но
сейчас – не собирается сдаваться. Он еще должен стать чемпионом. Какие сигареты?!
Думаю, подобная антиникотиновая пропаганда куда действеннее
нудного педагогического «Никотин – яд». А вспомните, что у Артема,
вышедшего из тюрьмы, вывалилось из сумки, упавшей на снег при встрече с
возлюбленной? Книжки. Учебники какие-то. То есть, он в тюрьме не просто сидел,
но учился!
На нас влияют со всех сторон. И цель этой статьи не в том, чтобы
мы шарахались от телевизора (хотя я и многие мои знакомые смотрят по ТВ
исключительно новости), но чтоб смотрели как бы через фильтры. Это хорошо,
а это вот навязывают через подсознание. Библия говорит: «если око твое будет
чисто, то и тело твоё будет чисто».
Кстати, на нашем телевидении фильтровать надо очень тщательно.
Ведь, оказывается, не столь страшны откровенные сцены насилия – можно
отвернуться. А вот когда ты ничего не подозреваешь, а тебе исподволь, исподтишка
навязывают, что есть, что пить, во что одеваться, как жить – это страшнее.
Скрытая реклама водки?
Елена КОСТАДИНОВА