Политический террор

 

Убита Анна Политковская

                                                   Фото с сайта «Новой газеты»

7 октября в подъезде собственного дома убита известная журналистка Анна Политковская. Она оставалась одной из немногих среди российских журналистов, кто последовательно и неустанно возражал против кровавой бани в Чечне. Журналисты и общественные организации требуют, а правоохранительные органы клянутся найти исполнителей и, главное, заказчиков преступления. Особенно пикантно звучит насчет заказчиков, так как все всё понимают. Как водится, генпрокурор взял расследование убийства под личный контроль. Для полноты фарса недостает, чтобы дело было взято и под контроль президентский.

 

Народ между тем не просто безмолвствует – народ хуже, чем безмолвствует. Народ вполне доволен жизнью и нынешней властью, если верить публикуемым рейтингам. По телевидению – какой канал ни включи – развлекательные шоу да сериалы. Даже убийство коллеги не заставило телевизионщиков вспомнить о журналистской солидарности, хотя бы из чувства самосохранения! В программе «Время» 8 октября убийству Политковской уделена ровно одна минута! После дежурных слов о трагедии, о том, что взято под контроль, что журналисты требуют расследования, пошел целый блок репортажей о Грузии, в которых режим Саакашвили сравнивали со сталинским!

 

Интеллектуалы, деятели искусств, очевидно, продолжают утешать себя тем, что массового террора в России сейчас все-таки нет. Но когда по ночам начнут приезжать «черные воронки», будет уже поздно.

 

Юшенков, Щекочихин, Политковская – кто следующий?...

 

* * *

По данным следствия, Анна Политковская была убита двумя выстрелами, в грудь и контрольным в голову. Журналистка приехала из супермаркета на своем автомобиле. Она отнесла часть пакетов в квартиру, а когда возвращалась за оставшимися, была убита при выходе из лифта. На месте преступления обнаружен пистолет Макарова и четыре гильзы. На подъезде дома Политковской установлена камера наблюдения, на которой, как сообщается, есть изображение предполагаемого убийцы.

 

Один из акционеров «Новой газеты», экс-президент СССР Михаил Горбачев выступил с заявлением, что издание будет вести собственное расследование убийства журналистки. Он сказал, что убийство Политковской – «это дикое преступление против профессионального, серьезного журналиста и мужественной женщины. Это удар по всей демократической независимой прессе, это тяжелое преступление против страны, против всех нас». Один из совладельцев «Новой газеты», депутат Госдумы РФ Александр Лебедев, объявил о вознаграждении в 25 млн. рублей за информацию о заказчиках и исполнителях убийства.

 

* * *

В воскресенье 8 октября в Москве состоялся митинг памяти Анны Политковской. Первоначально правозащитные организации планировали посвятить акцию против преследования «лиц кавказской национальности», обострившегося в связи российско-грузинским конфликтом. Участие в митинге приняли порядка трех тысяч человек. Среди пришедших на Пушкинскую площадь были председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, сопредседатель правозащитной фракции «Яблоко» Валерий Борщев, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, лидер СПС Никита Белых, лидер Республиканской партии России Владимир Рыжков. «Анна Политковская была не просто честным журналистом, она была замечательным гражданином нашей страны. У нас убивают тех людей, которые говорят правду, потому что, то, о чем писала Аня, на это нечего было возразить», – сказала Людмила Алексеева.

 

Акция памяти Анны Политковской прошла также и в Санкт-Петербурге у Соловецкого камня на Троицкой площади.

 

* * *

С 1999 года Анна Политковская, работая обозревателем «Новой газеты», неоднократно выезжала в зоны боевых действий в Чечне, в лагеря беженцев. В декабре 1999 года она организовала вывоз из-под бомбежек 89 жителей грозненского дома престарелых. За серию репортажей из Чечни в январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России». В 2002 году в Нью-Йорке ей присудили премию «За мужественную журналистику» им. Артема Боровика. Она автор книги «Путешествие в ад. Чеченский дневник». Помимо журналистской, Анна Политковская занималась и правозащитной деятельностью: она проводила расследование коррупции в Министерстве обороны и командовании Объединенных группировок федеральных войск в Чечне, помогала матерям погибших солдат в суде. Последняя ее публикация «Карательный сговор» («Новая газета», 28 сентября) была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил.

 

Из последнего опубликованного материала Анны Политковской

«Карательный сговор»

 

Наиболее серьезные нарекания со стороны гражданского населения вызывает деятельность так называемых кадыровцев. Отряды, которые условно выведены под таким названием, выросли из службы безопасности Ахмата Кадырова и до сих пор возглавляются его бывшими телохранителями. Эти самые телохранители теперь занимают все ключевые посты в Чечне. Руслан Алханов, например, является министром внутренних дел, а Адам Демильханов – вице-премьером правительства по силовым структурам.

Первоначально в эту структуру входили несколько десятков человек. В основном из числа ближайших родственников и односельчан бывшего муфтия республики
(Кадырова-старшего. Ред.). По мере укрупнения туда стали включать вышедших из подполья членов криминальных банд. И тогда, и сейчас костяк кадыровских формирований, сначала в виде «антитеррористических центров», а теперь как батальоны «Юг», «Север», 2-й полк патрульно-постовой службы милиции и т.д., кооптированных в силовые структуры РФ, составляли люди, совершившие убийства и похищения. Из них назначались командиры, им же поручалась вербовка новобранцев.

Показательна история Лемы Салманова – уроженца селения Майртуп. В ноябре 2002 г. у себя во дворе он застрелил двух односельчан, которые по договоренности пришли, чтобы забрать деньги за ранее купленный у них грузовой автомобиль. Родственники убитых объявили Леме кровную месть. Но за преступника вступились власти: его назначили командиром отряда кадыровцев в селе, а затем и формирующегося антитеррористического центра Курчалоевского района. Получив практически неограниченные возможности, он стал преследовать своих кровников и их ближайших родственников, всех тех, кто даже гипотетически когда-нибудь мог отомстить ему. Некоторые из них ушли к боевикам, другие стали прятаться у знакомых. Этих самых знакомых за предоставление убежища также подвергли репрессиям: избивали, пытали, умерщвляли. В конфликт оказались втянуты несколько семей. Его отдельные эпизоды преподносились в СМИ как борьба с «террористами». В День российской милиции в 2005 г. Лему Салманова, за полгода до этого успевшего даже застрелить своего пожилого двоюродного дядю, пытавшегося урезонить Лему, наградили правительственной медалью.

Этот человек до сих пор остается одним из влиятельных командиров в кадыровских формированиях. Хотя, казалось бы, зачем он нужен российской власти? Ведь результат его деятельности – не только трупы личных, не государства, врагов, но десятки людей, ушедших в горы, к боевикам…

Представляется, что именно в этом и проявляется суть чеченизации, изначально задуманной для того, чтобы столкнуть чеченцев, не дать затухнуть конфликту, переведя его в плоскость гражданской войны. Понятно, что при продвижении такой политики лучше всего опираться на тех, кто, преступив однажды, совершит подобное еще не раз. Отменять кровную месть в Чечне никто не собирается, преследования за преступления возможны и через много лет, что связывает с российской властью таких людей намного сильнее, чем идеологические воззрения.

 

Это фашизм. Хватит!

 

Они убили самого честного, смелого и искреннего журналиста из тех, кто еще не убит.

Неужели все происходящее еще оставляет сомнения в диагнозе? Это фашизм. Он имеет новые черты. Он больше прибегает к массовому оболваниванию, чем к массовому террору. Но он не брезгует и старыми методами. В арсенале нынешней власти запугивание, шантаж, компромат, перекупка, вербовка, избиения. И убийства. Убили Юру Щекочихина, и мы проглотили это преступление, хотя все свидетельствовало об очевидном отравлении. Потом нас испытали попыткой отравить Аню. Снова проглотили. Теперь просто убили. Проглотим?

Перед всеми, кто так или иначе в силу профессиональной или гражданской активности вынужден определять свою политическую позицию, возникает очевидный выбор всего из двух вариантов. Первый: становиться пособниками очевидных фашистов. Второй: объединяться и сбрасывать эту фашистскую мразь. Отсидеться не удастся.

Я обращаюсь к моим бывшим коллегам, которые продолжают по тем или иным причинам работать в Кремле или в правительстве. Вы уверены, что еще остаются какие-либо разумные аргументы для продолжения работы в этом месте, в это время, с этими людьми?

Я обращаюсь к лидерам партий, которые в той или иной степени связывают свое политическое будущее и будущее своих партий с переговорами за Кремлевскими стенами. Вы уверены, что Ваши убеждения совместимы с тем прагматизмом, которым Вы обычно обосновываете избрание метода наименьшего сопротивления? Нет ли у Вас ощущения, что Ваш прагматизм становится не менее преступным, чем действия тех, с кем Вы ведете «консультации»? Никита Юрьевич, Геннадий Андреевич, Григорий Алексеевич и некоторые другие, Вы разве забыли историю? Разве Вы не помните, что маховик репрессий, только дай ему раскрутиться, перемалывает всех? Да дело и не в этом. Не омерзительно ли Вам продолжать клянчить у них политические подачки?

Я обращаюсь к членам партий СПС, КПРФ, Яблоко и других. Вы понимаете, что циничный «прагматизм» Ваших лидеров уже давно стал преступен и хоронит эти партии?

Я обращаюсь к лидерам и членам неполитических общественных организаций. Вы действительно думали, что власть остановится в своей атаке на общество, начатой в начале 2005 года? У Вас еще сохраняются иллюзии? Вы еще полагаете, что можете договориться с фашистами? Вы думаете, что существуют хоть какие-то рациональные основания для того, чтобы продолжать эти попытки? Саша, Юра, Генри Маркович, Людмила Михайловна, дорогие мои. Вы все еще думаете, что можно ждать и отступать?

Да, многие из Вас, часто искренне, думают примерно так: «Нет, нельзя все рвать. Пока еще есть шанс сделать что-то полезное, сотрудничая с властью, надо пользоваться любой возможностью». Друзья мои, напрягите память и сопоставьте, скажем, за последние два года, свои достижения от реализации подобной стратегии, и достижения власти, которая с энтузиазмом позволяет Вам применять ее. Вы не видите разницы между приобретениями и потерями? Не в свободе маневра – в человеческих жизнях. Вашу стратегию власть превращает в Вашу слабость и свою силу.

Хватит. Совершенно ясно, что отступать некуда. Я понимаю, что каждому из Вас трудно принимать решение, нарушающее привычные защитные механизмы, привычные способы приспособления ко всей этой мерзости, привычный образ жизни, наконец.

Поймите! Речь идет не об образе жизни, а о жизни как таковой. О Вашей жизни, о жизни нашей Родины. Не принимайте решений в одиночку. Вы же знаете, шантаж, вербовка, убийство в подъезде применимо к нам, пока мы поодиночке. Они сильны нашей разрозненностью и уступчивостью, нашим «прагматизмом».

Сделаем решающий шаг вместе. Вместе мы – сила, которую эти серые не преодолеют.

Георгий САТАРОВ,

сопредседатель Всероссийского Гражданского Конгресса, бывший советник президента Ельцина

Это преступление вписывается в планы тех, кто стремится оставить Владимира Путина на третий срок. Отрезать возможность плавного ухода, повязать кровью - вот их чудовищный план. Они готовы на все, чтобы остаться у власти. На что готовы мы, чтобы спасти страну?

Гарри Каспаров

ОБЗОР ПРЕССЫ:

Washington Post. Это издание 9 октября в редакционной статье «Убийство в Москве» пишет: «Скорее всего, убийца Политковской не будет установлен ... Однако и без всякого расследования ясно, кто виноват в этих смертях: виновата атмосфера жестокости, установившаяся при Путине ... Важнейшим из качеств сделалась лояльность Путину, а любой оппонент считается врагом и подлежит разорению и тюремному заключению, если не хуже. В то же время уродливый национализм процветает, не ощущая противодействия.

 

Сейчас мы видим, что такой же подход применяется и во внешней политике. Независимая Грузия, расположенная к югу от России, по мнению Путина, не проявила достаточной лояльности – она хочет быть демократической страной и поддерживать нормальные связи с Западом. Поэтому царь начал отвратительную кампанию по запугиванию этой страны и сотен тысяч этнических грузин, живущих в России. Это опасный момент.

 

Со своей стороны, администрация Буша отвечает лишь тихими возражениями, которые до недавнего времени шли в одном ряду с абсурдными заявлениями, что Россия в целом движется в верном направлении. Франция и Германия, зависимые от поставок природного газа из России, заняли еще более трусливую позицию. На фоне этой аморальной расчетливости мужество небольших стран, таких как Грузия, и одиноких героев, таких как Анна Политковская, высвечивается еще ярче».

 

Tagesspiegel. Клаудиа фон Зальцен в статье «С убийством в багаже» пишет о предстоящем визите Путина в Германию: «Владимир Путин едет с визитом к Ангеле Меркель – ему придется многое ей объяснить ... Что же это за страна, где журналистов и банкиров, которые ведут борьбу с коррупцией, убивают перед собственным домом или на улице? Путинская «управляемая демократия» выказывает свое истинное лицо. А что же сам Путин? В воскресенье он предпочел отмолчаться по поводу убийства, а не осудить его. Внешнеполитический имидж России также близок к катастрофе. Шпионская афера в Грузии стала для Кремля долгожданным поводом расквитаться с впавшим в немилость руководством Тбилиси. Москва наказала Грузию прежде всего за ее натовские амбиции. Такая политика Кремля обнажает имперские устремления России, напоминающие о временах, которые, казалось бы, канули в Лету. Украина на собственном опыте убедилась, как Москва может превратить свою энергетическую мощь в политическое оружие.

 

Германия никуда не денется от тесного и длительного сотрудничеств с Россией, и не только из-за зависимости от энергоресурсов. Изоляция Москвы исключается сама по себе. Однако путь назад, к «тактике дружеских объятий» времен Шредера, закрыт. Германо-российские отношения меньше всего нуждаются сегодня в дружеских похлопываниях по плечу. Диалог, в котором любая критика изначально становится жертвой самоцензуры, ничего не стоит».

 

The Wall Street Journal. Гарри Каспаров в статье «Анна Политковская» пишет: «...в субботу, в 54-й день рождения президента Владимира Путина, Анна Политковская была убита. Киллеры не пытались скрыть суть преступления, не пытались представить его чем-то отличным от политического убийства. Даже российские политики, которые всегда выступали против репортажей Политковской и старались принизить их значение, называют происшедшее политическим убийством. Но что это значит в стране, где всем управляет один человек? Этот жестокий эпизод нельзя понимать в отрыве от недавних событий в России. Власть имущие видят надвигающийся кризис, кремлевская вертикаль власти начинает осыпаться. Структура власти, созданная в России Путиным, оказалась очень выгодна для его друзей и сторонников. Доходы выкачиваются из всех регионов страны. Бизнес и политика объединились в общем стремлении до конца обескровить ее ...

 

В рассуждениях о том, кто именно заказал убийство Анны Политковской, мало проку. Система, потворствовавшая этому убийству, логика, сделавшая его политически выгодным власть предержащим, – вот истинное обличье путинской России. Той же самой России, что председательствует в "большой восьмерке", и того же российского лидера, которому Жак Ширак вручил Большой крест Почетного легиона. Убийством Анны Политковской силы коррупции и репрессий в России отчетливо показали, что не остановятся ни перед чем, чтобы сохранить власть. Для моей страны это откровенно плохая новость. Но то, что эти силы продолжают получать поддержку лидеров свободного мира, равнозначно катастрофе для любой страны».

Лента.ру