Политика
НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ
5 ноября иракский трибунал приговорил бывшего президента Ирака Саддама Хусейна к смертной казни через повешение за преступления против человечности. Он признан виновным в убийстве 148 шиитов в деревне Дуджейл. Приговор суда будет автоматически рассмотрен апелляционной инстанцией. Если она не найдет оснований для отмены приговора, он будет приведен в исполнение в течение 30 дней.
Мировое сообщество, а точнее, Запад, увяз в двойных стандартах – тут кое-кто, не будем называть его имени, совершенно прав. Этот зловредный Запад наказывает одних диктаторов и сквозь пальцы смотрит на других, в лучшем случае по-отечески журя их время от времени, а иных и не журя даже, а, как лучших друзей, похлопывая по плечу или награждая орденами. Логика его пристрастий и антипатий (Запада) порой совершенно непонятна. Ну, в самом деле: Хусейна свергли, с Ахмадинежадом и Ким Чен Иром панькаются, как с дитями неразумными; Милошевича отдали под международный трибунал, а тот самый кое-кто, которого мы уже упоминали, совершивший и продолжающий совершать те же деяния, что и Милошевич, является лучшим другом всех западных лидеров.
Согласившись с тем, что Запад ведет себя цинично, отметим все же, что возмездие стало настигать иных диктаторов при жизни. Пусть выборочно, что, конечно, плохо, но все-таки при жизни. Причем, то, что никто из них не знает, кто окажется в списке следующим, должно бы создавать среди этой разношерстной публики некоторую нервозность. А также то, что Саддама приговорили к смерти за преступление, совершенное 24 года назад! То есть без срока давности. Ан нет, история ничему не учит их, и они продолжают как ни в чем не бывало строить ядерные реакторы, проводить испытания ядерных бомб, укреплять вертикали власти. А ведь Саддам, 24 года назад проводя свои зачистки, тоже никак не предполагал подобного финала. А время сейчас движется значительно быстрее и, думается, двадцати четырех лет для призвания к ответу иных диктаторов, не потребуется.
Но обратимся к конкретно приговору Саддаму. У бывшего экс-диктатора длинный послужной список преступлений против человечности, в которых его обвиняют. Но доказать юридически вину Хусейна во многих этих случаях нелегко – видимо, потому, что лично он не убивал (вспомним Сталина – он тоже лично никого не расстреливал). Поэтому на процессе первым рассматривалось дело, в котором вину Саддама было проще доказать. Это дело об убийстве в 1982 году 148 шиитов, жителей деревни Дуджейл (Dujail), после покушения, совершенного на Хусейна.
Тогда уже полтора года шла ирано-иракская война, и Саддам Хусейн стал ездить по городам и весям, чтобы поднять дух нации. Заехал он и в деревню Дуджейл. Пообщался с жителями, а на выезде из деревни попал в засаду – кортеж президента обстреляли. Охрана тут же застрелила нападавших, а Саддам, вместо того, чтоб ехать в Багдад, вернулся в деревню. Согнав всех жителей на площадь перед мечетью, иракский президент пообещал вырвать с корнем жалкую кучку предателей, которые хотели нанести удар в спину, в то время, когда страна напрягает все силы в борьбе с внешним врагом.
На суде Саддам Хусейн заявил, что он только отдал распоряжение о проведении расследования, но не приказывал убивать жителей.
Кроме Саддама, по делу проходили еще семь его соратников. К высшей мере наказания приговорены еще двое: брат Хусейна, бывший глава иракской разведки Барзан аль-Тикрити (Barzan al-Tikriti), а также бывший председатель Иракского революционного суда Авад Хамед аль-Бандер (Awad Hamed al-Bander). Бывший вице-президент Ирака Таха Яссин Рамадан (Taha Yassin Ramadan) приговорен к пожизненному заключению. Трое обвиняемых получили по 15 лет лишения свободы. Еще один подсудимый – Мохаммед Аззави аль-Али (Mohammed Azzawi al-Ali), бывший функционер партии «Баас», оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики назвал решение суда «приговором всему темному периоду правления» Хусейна. «Его казнь частично успокоит жертв», – сказал он.
В шиитских районах страны жители с радостью восприняли приговор экс-диктатору. В Багдаде, несмотря на введенный накануне оглашения приговора комендантский час, люди, ликуя, высыпали на улицы. Началась стрельба в воздух. По сообщению иракской полиции, шальной пулей в Багдаде убило женщину. В Тикрите, родном городе Саддама Хусейна, наоборот, около тысячи человек вышли на улицы с портретами своего кумира, обещая отомстить за него.
Остается надеяться, что этот приговор бывшему диктатору действительно подведет черту под трагическим прошлым Ирака и хоть чему-то научит всех нынешних и потенциальных дикторов.