Политика

 

Как Вовка валяет ваньку

 

В 9-м номере нашей газеты за этот год вместе с интервью, которое Виктор Шендерович дал нашей газете, был помещен отрывок из его книги «Здесь было НТВ», в котором рассказывалось об аудиенции, данной команде прежнего НТВ президентом Путиным в январе 2001-го года. В частности, Виктор Шендерович описывал, как, подменяя суть «дела его формальной стороной», президент России «изящно» отвечал на неприятные, казалось бы, для него вопросы. Например, на просьбу президенту, как гаранту Конституции, поинтересоваться у Генпрокурора Устинова, почему арестованного накануне финансового директора «Медиа-МОСТа», не убийцу и не насильника, без всякого приговора суда держат в Бутырках на строгом режиме, было сказано, что «прокуратура в России – по Конституции – институт, оказывается, совершенно независимый». Автору же просьбы с упреком было замечено: «Виктор Анатольевич, вы что же, хотите, чтобы мы вернулись к телефонному праву?» После еще ряда подобных «кульбитов» Виктор Шендерович делает вывод о том, что «президент просто валяет с нами ваньку».

 

Именно это определение я вспоминал, наблюдая за встречей Путина и госпожи Меркель в Дрездене, и потом, во время неофициального саммита Россия – ЕС в Финляндии. Накануне визита Путина в Дрезден (это было сразу после убийства Политковской) мировая пресса была переполнена предположениями о том, что президенту России придется давать объяснения канцлеру Германии. Так, Tagesspiegel в статье с характерным названием «С убийством в багаже» (выдержку из этой статьи мы приводили в прошлом номере нашей газеты в колонке «Убийство Политковской в зеркале прессы») писала: «Владимир Путин едет с визитом к Ангеле Меркель – ему придется многое ей объяснить». И далее: «...путь назад, к „тактике дружеских объятий“ времен Шредера, закрыт. Германо-российские отношения меньше всего нуждаются сегодня в дружеских похлопываниях по плечу». Такие же настроения были характерны для прессы и накануне лахтинского саммита. Интернет-издание NEWSru.com пишет о том, что только из-за Путина рванула в Лахти «такая армада прессы со всего континента». Так как «репортеры готовились к политической корриде, где респектабельная Европа будет терзать хозяина Кремля».

 

А что же мы увидели на деле? А ни фига – извините за резкость. В Дрездене – все те же «дружеские похлопывания по плечу», обмен дежурными улыбками и, судя по всему, никаких «неудобных» вопросов. Нет, президент России не смог отмолчаться, он прямо назвал убийство Анны Политковской «омерзительным преступлением». Но для тех, кто хоть что-то понимает в кремлевских нравах, это и есть лучшее свидетельство того, что президент валяет ваньку. На этот раз не с какими-то журналистами, а с мировыми лидерами. А что, прошли годы, мировые лидеры всем свои поведением за это время ясно дали понять Владимиру Владимировичу, что с ними так – можно. Вот только замечу, что даже простые обыватели разобрались что к чему – на плакатах, которые держали демонстранты в Дрездене в день приезда Путина, было написано: «Убийца!»

Неужели канцлер Германии глупее простых бюргеров (ведь невозможно же допустить, что ее позиция диктуется беспринципностью)?

 

Спустя десять дней на саммите ЕС – Россия в Лахти президент Путин предупредил мировых лидеров о том, что ситуация вокруг конфликта Грузии с Южной Осетией и Абхазией движется к кровопролитию. Разумеется, по вине Грузии. «К нашему великому сожалению и крайнему беспокойству, – заявил он, – ситуация развивается в направлении возможного кровопролития. Грузинское руководство сегодняшнее стремится к восстановлению территориальной целостности военным путем, о чем практически в открытую заявляет». И опять президент России свалял с мировыми лидерами ваньку, потому что более иезуитского заявления трудно себе представить. Ведь именно присутствие и политика России в Южной Осетии и Абхазии и создает напряженность в этих регионах. Отстаивая всеми методами, включая военные (в Чечне) целостность своей огромной страны, Россия отказывает в стремлении к целостности маленькой Грузии. Она обвиняет грузинское руководство в провоцировании военного столкновения (а что, простите, означает «практически в открытую заявляет» – так заявляет или нет?), сама между тем устроив невиданную для цивилизованной страны кровавую баню в Чечне. Заявление, которое сделал Путин в Финляндии, и есть самая настоящая провокация. Бедному Саакашвили пришлось выступить и доказывать, что он не верблюд. Вот почему он еще, в связи с более ранними высказываниями российского президента, не попытался оправдаться и убедить мировое сообщество, что он вовсе не исповедует методы Лаврентия Берии?

 

«Нам с вами надо предотвратить кровопролитие в этом регионе», – подытожил Владимир Путин свое выступление по поводу Грузии. Избави бог от такого «миротворца»!

 

В советское время Запад имел мужество оказывать давление на СССР, хотя тоже был энергетически зависим от него, а в военном отношении Советский Союз с его мощным ВПК был намного опаснее, чем нынешняя Россия. И на этого монстра, эту «империю зла», Запад оказывал давление, такое, что всесильное и бесконтрольное КГБ не решилось убить Солженицына или Сахарова. Теперь Запад предательски молчит. В России уничтожается демократия, в Чечне проводится политика геноцида, неугодных и несогласных или сажают или отстреливают – но президент России все как будто ни при чем; наоборот, он в первых рядах осуждает очередное убийство и поручает прокуратуре взять «под особый контроль». И мировые лидеры с удовольствием позволяют валять с ними ваньку – они похлопывают российского коллегу по плечу, вручают высшие награды своих стран и заявляют о том, что «Россия в целом движется в верном направлении» (определение из статьи «Убийство в Москве» в газете Washington Post 10 октября).

 

В связи с убийством Анны Политковской я уже от нескольких людей слышал такое мнение: это убийство Путину невыгодно прежде всего потому, что именно на него будут думать в первую очередь; он мол, не так глуп, чтоб подставляться подобным образом. Прежде всего замечу, что эти «адвокаты» тем самым невольно признают, что почему-то именно на Путина подозрение должно пасть в первую очередь. Если же говорить по существу их доводов, то это могло бы быть верно в условиях страны с нормально функционирующей политической системой, когда президент ответственен перед обществом. Когда же президент позволяет себе валять ваньку не только со своей страной, но и с мировым сообществом, то какое ему дело, что мировое сообщество об этом подумает? Да начихать ему на это! И мировые лидеры каждый раз – как и сейчас в Дрездене и в Финляндии – поощряют российского президента в таком поведении. На общественное же мнение в России ему тем более начихать, потому что оно попросту отсутствует.

 

По этому поводу можно сокрушаться сколь угодно долго, но это отсутствие хоть как-то объяснимо той зачисткой общества, которое Путин назвал установлением «управляемой демократии». Предательское же поведение Запада нельзя оправдать ничем, и потому оно более всего удручает. Гарри Каспаров в своей статье «Анна Политковская» в издании «The Wall Street Journal» назвал катастрофой для страны то, что «силы коррупции и репрессий в России ... продолжают получать поддержку лидеров свободного мира».

 

В.Зайдман