Интервью перед гастролями
Накануне своих гастролей в Германии, Виктор Шендерович еще раз дал интервью нашей газете. Буквально месяц назад на канале RTV-i начала выходить в эфир его авторская программа «Новые времена», поэтому первые вопросы были об этой передаче.
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ:
«Струсивший сатирик – это профнепригодность»
– Виктор Анатольевич! С октября на канале RTV-i выходит ваша передача «Новые времена». Как она создавалась, где проходят ее съемки?
– Cнимается программа в Москве. Идея «подключить» Чарли Чарлина к нашей социальной сатире крутилась в голове давно, но удалось запустить программу только что…
– Принимают ли RTV-i в Москве, России? Если нет, то не глас ли, ваша передача, вопиющего в пустыне? Хотя, судя по реакции российской общественности на последние события, а точнее, отсутствию реакции, в любом случае это – глас...
– В Москве смотрят в основном по интернету. Насчет же гласа в пустыне… Ну да, не НТВ. Но, как говорится, делай что должно, и пусть будет что будет…
– Название «Новые времена» дано сознательно с тем, чтобы вызвать ассоциацию с передачей Познера «Времена»? Что вы вообще можете сказать об этой передаче, в частности, об актуальной теме, обсуждавшейся 15 октября (после убийства Политковской) – что-то о курении и распитии спиртного в общественных местах?
– Насчет названия – Познер тут не при чем, это, разумеется, отсылка к Чаплину. А комментировать работу коллег, признаться, большой охоты нету.
– Есть ли разница в подготовке передачи «Итого» в ельцинские времена и теперь, во времена новые? Не включается ли чувство самосохранения? Нам, честно говоря, после первых передач просто страшно за вас стало.
– Технологическая разница между «Итого» и новой программой – довольно несущественная; что же до самосохранения, то струсивший сатирик – это профнепригодность. Самосохраняюсь тем, что стараюсь не лгать.
– Была ли, и если да, то какая, реакция властей на первые эфиры? Есть ли вероятность того, что власти устроят очередной «спор хозяйствующих субъектов» или все-таки RTV-i находится вне поля действия рычагов «управляемой демократии»?
– Да нет на нас никакой реакции! Мы же маргиналы, – зачем им скандальное закрытие канала, который не оказывает никакого влияния на электорат? Увы…
– Передача «Новые времена» является, по сути, преемницей «Итого» и «Плавленного сырка». Не собирается ли RTV-i возродить «Куклы» или ей подобную передачу?
– Не стоит входить второй раз в ту же реку. «Куклы» были, и слава Богу, что запомниись. Когда – при другом общественном строе – на федеральных каналах найдется место сатире, что-нибуль придумаем еще…
– Наша беседа проходит на фоне трагических, просто удручающих событий в России. Поэтому не могу не задать нескольких вопросов, связанных с ними. Как вы думаете, можно ли считать убийство Политковской таким же знаковым событием, каким было убийство Кирова в 1934-м году?
– Думаю, эта аналогия не точна. Но символичной эта смерть стала – и сам демонстративный расстрел в центре Москвы оппозиционной журналистки, и полуобморорчное молчание общества в ответ на это.
– Какое еще преступление должна совершить российская власть, чтобы общественность «воспряла ото сна»? Или власть уже может без всяких последствий проводить репрессии по образцу сталинских?
– Думаю, ничто бы не помешало и массовым репрессия – народ к этому празднику готов всегда. Просто это не нужно власти. Кроме того, для массовых репрессий нужна идеология, а идеологии, слава Богу, у них никакой нет, одни хватательно-жевательные рефлексы.
– 25 октября состоялась очередная «прямая» линия президента России с народом. Какой вопрос вы бы задали Путину, если бы знали, что он дойдет до него?
– А я и задал – через сайт ej.ru: «Каким образом Вы планируете обеспечить свое непреследование по закону после ухода от власти?»
– Можно ли осуждать российских журналистов за их соглашательскую позицию (которую, по крайней мере, можно объяснить элементарным страхом), если мировые лидеры, Запад закрывают глаза на происходящее в России? Ведь даже в брежневские времена Запад по-другому реагировал на нарушения прав человека в СССР.
– Можно и должно. Это наша страна, и если российское общество не готово постоять за свои интересы, почему это должны делать Ширак и Буш?
– После убийства Политковской журналистика в России – честная журналистика – стала как никогда опасной. Это с одной стороны. С другой стороны, рейтинги Путина высоки. Так стоит ли метать бисер? Может, пусть имеют правительство, которое заслуживают и которое хотят? Нет ли у вас теперь желания плюнуть на все и уехать?
– Уеду непременно! 24 ноября, в Германию, на встречу с русскоговорящими и думающими – в Нюрнберге и Франкфурте. Но 27-го вернусь в Россию. Здесь интереснее. И потом, как по другому поводу сказано у Довлатова – это уже не любовь, а судьба…
Интервью взял Вадим ЗАЙДМАН