Виктор ШЕНДЕРОВИЧ

 

Разговор народа с президентом.

Подготовительный этап

почти документальная сценка

 

Действующие лица: консультант, Маша, его помощница, мальчик, действие происходит в 5 часах езды от Москвы.

Маша, входя: Только что звонили из аппарата. Они хотят старушку с вопросом про пенсии.

Консультант: Старушку уже репетируют.

Маша: И солдата с благодарностью.

Консультант: Маша, солдаты стоят в чистом поле уже три дня. Все страшно благодарны.

Маша: А еще они хотят мальчика.

Консультант: Солдаты?!

Маша: Нет, Москва. Они хотят мальчика, десяти-одиннадцати лет, смышленого, славянской внешности, чтоб он спросил президента что-нибудь трогательное.

Консультант: Маша, я не идиот.

Маша: А мальчика я привела.

Консультант: Вот умница. Надеюсь, он сирота?

Маша: Нет, но можно организовать. Ну, в смысле, найти другого...

Консультант: Не надо другого – времени нет. Давай этого.

Вводят мальчика.

Консультант: Орел! Тебя как звать?

Мальчик: Андрюшей...

Консультант: Андрюша? Завтра с тобой будет разговаривать президент. Знаешь, кто у нас президент?

Мальчик: Путин.

Консультант: Правильно. А звать как?

Мальчик: Андрюшей...

Консультант: Маша, вы кого привели?

Маша: Мальчика, славянской внешности:

Консультант: Нам надо смышленого мальчика, смышленого...

Маша: Ой, вы остальных не видели...

Консультант: Понял... Андрюша, собери мозги в кучку... президента зовут Владимир Владимирович. Завтра он будет говорить с тобой по тарелке.

Мальчик: По тарелкам не говорят.

Консультант: Андрюша, я тебе ногти вырву, хочешь?

Мальчик: Нет!

Консультант: Тогда ничего не говори – просто слушай. Завтра с тобой будет говорить президент. Ты поздороваешься с ним и спросишь… Что он спросит, Маша?..

Маша: Который час?

Консультант: Маша, вам надо немного поспать.

Маша: А-а, поспать!.. Холод собачий, воды горячей нет, ничего больше нет, пятый день в этой шапке Николая Ильича, больше не могу.

Уходит с рыданиями.

Консультант: Так. Тебя как зовут?

Мальчик: Андрюшей.

Консультант: Ну да, Андрюша. Ну, ты понял: завтра с тобой будет разговаривать президент. Ты спросишь у него что-нибудь трогательное. Спросишь?

Мальчик: Дядь, можно я уйду...

Консультант: Стоять. Ты спросишь его: кем вы хотели стать в детстве? Нет, про это не надо. Ты ничего не будешь спрашивать, ты скажешь: я хочу заниматься спортом, а у нас в деревне ни одного спортивного кружка. Он ответит: Андрюша, спортивный кружок у вас в деревне будет завтра. Дзюдо и горные лыжи.

Мальчик: А откуда вы знаете, что он ответит?

Консультант: Андрюша, я тебе ногти вырву. Не перебивай меня, просто слушай. Он скажет про лыжи. Ты скажешь: большое спасибо. Потом президент пошутит и попросит тебя передать привет папе с мамой.

Мальчик: Правда?

Консультант: Когда я врал, Андрюша?

Мальчик: А можно, папа ему потом позвонит?

Консультант: У вас тут что, телефон есть?

Мальчик: Да, есть, на почте...

Консультант: Отлично. Потом папа пускай идет на почту. И звонит.

Мальчик: А по какому телефону?

Консультант: А вот это, Андрюша, без разницы. Президент все слышит.

 

Мутко

 

Для начала – цитата: официальная, длинноватая, но необходимая.

 

«В минувшую пятницу на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Президент Российского футбольного союза Виталий Мутко выразил претензии в адрес судейства в стыковом отборочном матче нашей молодежной сборной в Португалии. Судейство главного арбитра голландца Питера Финка руководитель российского футбола назвал предвзятым: „Португальская сторона проявила неуважение к нашей делегации, исполнив старый гимн на традиционной церемонии, – подчеркнул Мутко. – После этого уже в начале матча в наши ворота судья „ставит“ пенальти, а немногим спустя удаляет нашего игрока. В результате 20-летние ребята были психологически сломлены».

 

…Вот вы, небось, не смотрели тот матч. А я, футболом на всю голову ударенный, смотрел. Сначала болел, потом просто сидел, огорчался… Все было ясно как день, и даже при огромном гандикапе спасти могло только чудо. Увы, португальцы были сильнее – очевидно, по всем статьям, все девяносто минут – и выиграли с нужным счетом. Досадно? Разумеется. Но по разным поводам.

 

Мне досадно, что юные португальцы играют в футбол, а наши мучаются – и я огорчаюсь. Мутко досадно, что подведомственная команда не обеспечила нужный показатель, и он ищет виноватого.

 

Виновата, как всегда, заграница. Тут к бабке не ходи. Мутко еще не родился, а она уж была виновата. То лорд Керзон, то мировая закулиса. Теперь вот судья пенальти поставил, сломил игроков психологически. Короче, заговор!

 

Господи, твоя воля! Где имение, где наводнение? Пенальти судья поставил, потому что игрок сыграл рукой в штрафной площади! Он сыграл рукой, судья поставил пенальти – что ему оставалось?

 

И уж Глинку вместо Александрова поставил точно не голландец! Зуб даю, г-н Мутко! Это совсем кто-то другой сделал! И они с тем голландцем не договаривались! Этот кто-то другой, ответственный за проигрыватель, просто не поспел мозгами за очередным поворотом идеологии в этой странной, далекой и загадочной стране России. Промашка вышла. Он не против Путина, он просто португалец... Улыбнуться бы по этому поводу, пошутить – и жить бы дальше… Но нет: неуважение, заговор!

 

«Присутствовавшие на пресс-конференции президент УЕФА Леннарт Юханссон и директор-распорядитель УЕФА Ларс-Кристер Ульссон не нашли что ответить на негодования главы РФС, переведя вопрос на другую тему», сообщил ИТАР-ТАСС.

 

Еще бы. Онемели, бедные шведы. Как немеешь всякий раз, сталкиваясь с иррациональным. Боишься неверным движением открыть ненароком какую-нибудь еще бездну.

 

…История с проигранным стыковым матчем «молодежки» – сущая мелочь, ей-богу. И не так проигрывали, в том числе португальцам. А вот психиатрические диагнозы, в которых мы раз за разом расписываемся прилюдно – дело серьезное. Регулярные истерики выдают в нас несчастных закомплексованных европейских провинциалов. Ущербных, агрессивных, неумных.

И вот, вместо того чтобы прилежно учиться – играть ли в футбол, отлаживать ли демократические механизмы, – мы десятилетиями напролет вопим, жалуемся и рвем на себе рубахи, производя, надо признать, сильное впечатление на Европу.

 

Но не футболом.

 

23.10.2006 «Ежедневный журнал»

 

Превышение лимита

 «Вопросы Президенту в виде sms-сообщений будут приниматься с 06:00 мск 25 октября на номер 0-40-40. Отправка sms из любой точки России с телефонов любого оператора связи бесплатная. Вопросы принимаются только на русском языке и объемом не более 70 знаков».

 

Я в затруднении.

Я хочу задать вопрос своему Президенту.

Я готов встать для этого в 06:00 мск, хотя это подвиг. Но что поделать: Родина прежде всего! С утра пораньше я отправлю Владимиру Владимировичу набор sms-ок, содержание которых уже зреет у меня в голове. Уже несколько дней я мечтаю доставить себе это бесплатное удовольствие...

 

Но вот незадача: попробуйте задать хоть какой-нибудь осмысленный вопрос, не превышающий семидесяти знаков!

 

Нет, можно, конечно… «Ты меня любишь?», например. «Когда включат горячую воду?» или «зачем Володька сбрил усы?»…

 

Но вот, к примеру, вопрос: «Понимаете ли вы, что совершенный Вами демонтаж демократических институтов сделал Россию незащищенной от самых опасных исторических поворотов?» – это уже 141 знак.

 

Не канает, стало быть. Не проходит по условиям задачи. Иначе бы Президент на этот вопрос ответил бы первым делом – ибо вопрос чрезвычайно важный!

 

Зная Путина В.В. как политика, стремящегося к открытому и честному диалогу с оппонентами, не сомневаюсь, что ответил бы он и на другие мои sms-ки, если бы недостаток литературного таланта не помешал мне вжать содержание вопросов в искомые 70 знаков.

 

Ну вот, например:

 

«Считаете ли вы своей победой то, что вместо бывшего полковника советской армии Масхадова, избранного народом Чечни, республикой в настоящее время, в режиме личной власти, правит отморозок, при котором Чечня имеет гораздо больше реальной независимости от РФ, чем требовал даже Джохар Дудаев?» (290 знаков).

 

Нет, можно, конечно, уместить вопрос и в семьдесят знаков, но тогда и звучать он будет брутальнее. Скажем: «Ваша политика на Кавказе – преступна и беспринципна, не так ли?»

Шестьдесят три знака. Послать, что ли?

 

Впрочем, не будем зацикливаться на Чечне, еще столько интересных вопросов, а среда все ближе… Итак:

 

«Понимаете ли вы, что Ваши заявления о „защите интересов коренного населения“ при явном пособничестве националистам со стороны назначенных Вами чиновников сделало Вас лично ответственным за разгул национализма в России?» (216 знаков).

 

«Отдаете ли Вы себе отчет в том, что внешняя политика России, ее фактическая поддержка авторитарных и просто самоубийственных для мировой цивилизации режимов является как минимум двусмысленной, а, говоря определеннее, предательской по отношению к ценностям западной демократии, которые Вы на словах проповедуете?» (311 знаков).

 

«Когда будет прекращена на федеральных телеканалах практика т.н. черных списков, присылаемых из Администрации президента прямого запрета на появление в эфире представителей оппозиции?» (186 знаков).

 

«Когда будут уволены и преданы суду сотрудники Вашей администрации, оказывавшие давление на парламент, прессу и суды? Когда будут уволены и преданы суду те из них, которые очевидно преследовали личный интерес при принятии государственных решений? Не было ли в этих решениях Вашего личного интереса, не связанного с исполнением обязанностей Президента РФ?» (353 знака).

 

«Помните ли Вы, что шли к первому президентству под флагом борьбы с коррупцией? Знаете ли Вы, что за время Вашего президентства коррупционный оборот в России увеличился в десять раз? Как Вы оцениваете эти цифры и свою личную роль в укреплении коррупции в России?» (263 знака).

 

«Отдаете ли Вы себе отчет в том, что бесконтрольное усиление карательных органов (при очевидной Вашей поддержке) уже привело к валу неправосудного ужаса по всей России?» (167 знаков).

 

«Понимаете ли, что именно Ваша кадровая политика привела к торжеству некомпетентности и коррупции в органах безопасности?» (121 знак).

 

«Осознаете ли Вы свою долю вины в массовой гибели людей в „Норд-Осте“ и Беслане? Кто именно принимал решение об использовании неизвестного газа, не поставив в известность о его формуле врачей? Кто отдавал приказ о стрельбе из огнеметов по заминированной школе в Беслане? Понимаете ли Вы, что, препятствуя выяснению истины, совершаете преступление?» (347 знаков).

 

 «Отдаете ли Вы себе отчет в том, что не являетесь демократическим лидером ни по содержанию политики, ни по способу прихода к власти и ее удержания? Понимаете ли Вы, что ни разу не выигрывали выборы в традиционном наполнении этого слова – в равной и честной борьбе?» (263 знака).

 

«Каким образом Вы планируете обеспечить свое непреследование по закону после ухода от власти?» (93 знака).

 

Но не будем понапрасну загружать космос.

 

Столько вопросов одному президенту – это, действительно, многовато для отдельного гражданина, не говоря уже о расточительной трате знаков…

 

Да и содержание, сам вижу, подкачало. Нет в нем пользы для рейтинга, ради которого и затеян весь этот сыр-бор с бесплатной связью и Центральным телевидением… – сам вижу, нет!

 

Но чу! – специально обученный народ на местах уже собирают в строгом оцеплении на холодке перед телекамерами; уже напряглись с микрофонами в руках наши дрессированные братья по разуму, ожидая отмашки…

 

Так что поставлю-ка я будильник на 06:00 мск и спрошу-ка я Владимира Владимировича: «Как ему удается поддерживать такую хорошую физическую форму?»

 

Отобью хлеб у какой-нибудь блондинки.

 

24.10.2006 «Ежедневный журнал»