В мире науки
ПОЧЕМУ ЛОМАЮТСЯ СУХИЕ МАКАРОНЫ?
12 октября Нобелевский комитет в Стокгольме к уже известному списку имен лауреатов 2006 года (по разделу «Психология и медицина» – Андре Файр (Andrew Fire) и Крэйг Мэллоу (Craig Melln), США; по физике – Джон Матер (John Mather) и Георг Смут (Georg Smoot), США; по химии – Роджер Корнберг (Roger Kornberg), США; по разделу «Экономика» – Эдмунд Фелпс (Edmund Phelps), США) прибавил имя лауреата Нобелевской премии по литературе. Этой премией награжден турецкий писатель Орхан Памук (Orhan Pamuk). 13 октября Норвежским стортингом была присуждена Нобелевская премия мира за 2006 год профессору из Бангладеш Мухеммаду Юнусу (Mohammed Yunus). С учетом присуждения премии и медали Филдса российским математикам Григорию Перельману и Андрею Окунькову (Мадрид, 22 августа 2006), присвоение самых почетных наград уходящего года можно считать законченным. Но были и анти-нобелевские премии.
О работах лауреатов по медицине, физике, химии и экономике, которые по установившейся традиции присуждаются первыми, уже говорилось в печати. Остановимся на последних сообщениях.
Основные темы творчества Орхана Памука – конфликт и противостояние между западом и востоком; он выступал за признание Турцией геноцида армян. Наверное, случайным совпадением является принятие французским парламентом в первом чтении закона об уголовном преследовании граждан, открыто отрицающих этот прискорбный исторический факт, именно в день оглашения решения Нобелевского комитета по литературе. Писателя Орхана Памука, получившего Нобелевскую премию «за открытие новых символов столкновения и сплетения культур», хорошо знают во многих странах. Его книги «Меня зовут красным», «Черная книга» и другие переведены на многие языки, в том числе и русский. А на прошлогодней Франкфуртской книжной ярмарке этот писатель получил «премию Мира».
В едва ли не самой бедной стране мира – Бангладеш – профессор экономики Мухаммад Юнус из университета города Читтагонг придумал механизм кредитования, в рамках которого самые бедные семьи получали беззалоговые займы и имели возможность открыть, пусть небольшое, но собственное дело. Как говорится в решении Нобелевского комитета, премия присуждена «за усилия в борьбе с бедностью и вклад в экономическое и социальное развитие». Награда в размере 1,4 млн. долларов США будет поделена поровну между профессором Юнусом и созданным им Grameen Bank (в переводе с языка бенгали – «Деревенский банк»).
Весомый вклад лауреатов в фундаментальные науки, тем не менее, никакой сиюминутной выгоды для людей планеты Земля не сулят. Ну, например, чем «светит» в ближайшем будущем доказанная Григорием Перельманам гипотеза Пуанкаре? А вот сиюминутная борьба за престиж налицо. Россияне, например, считают, что американцы Д.Матер и Г.Смут увели премию по физике из-под носа российских ученых Андрея Брюханова, Михаила Сажина и Игоря Струкова. Последние на несколько месяцев раньше американцев объявили на научном семинаре об открытой ими анизотропии космического излучения, что является одним из доказательств так называемой теории «большого взрыва» образования Вселенной. И не только объявили, но и послали статьи в научные журналы. Тем не менее американцы, а не россияне, носят теперь громкий титул лауреата Нобелевской премии и разделят между собой поровну 10 млн. шведских крон.
Номинировались ли имена российских ученых? Правила таковы, что об этом (как и о других кандидатах на премию) станет известно не ранее, чем через 50 лет!
Но и престиж – дело весьма личностное. Пресса полна сообщениями о том, что странный Перельман не собирается ехать ни за медалью, ни за своим миллионом. «Это не имеет никакого значения, – говорит он. – Всем понятно, если доказательство верно, то никакого другого признания заслуг не требуется».
Премию Филдса, кстати, вполне можно причислить к разряду альтернативных нобелевских премий. Ведь нобелевская премия по математике не вручается, причем, достоверные причины неизвестны. Есть две версии. Франко-американская говорит о том, что Нобель был влюблен в Софью Ковалевскую, которая предпочла ему шведского коллегу – математика Миттар-Леффлера. Шведская версия объясняет отсутствие математики в списке премируемых дисциплин тем, что Нобель не любил всё того же Миттар-Леффлера (лидера шведской математической школы того времени), но по совсем другой причине: тот всё время выпрашивал пожертвования для Стокгольмского университета. Нобель понимал, что первую же премию по математике должен получить Миттар-Леффлер, и вычеркнул математику из списка премируемых наук.
Отдельное место занимает так называемая Анти-Нобелевская премия, присуждаемая Гарвардским университетом. Её основатель Марк Абрахам (Marc Abraham) говорит: «Эта премия чествует наибольшую неразбериху, в которой большинство из нас существует большую часть своей жизни. И потому сама жизнь превращается в сплошной беспорядок». Анти-Нобелевская премия назначается уже 15 лет (с 1991 года) и носит титул «IQ-Nobelpreis» (ig – от ignoble, т.е. недостойный). В 2006 году присуждено 10 таких премий, главным критерием оценки которых служит фраза «nicht wiederholt werden koennen oder solten» (они не могут или не должны быть повторены).
Например, в области питания была премирована «научная работа» под названием «Есть ли пищевые пристрастия у кота на мусорной свалке?». Приз в области орнитологии завоевали Иван Шваб из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филипп Мэй из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (посмертно) за работу «Существует ли какой-либо орган у дятла, позволяющий ему безостановочно долбить кору дерева и при этом не испытывать никакой головной боли?» Хохлатый дятел загоняет свой клюв в ствол дерева 12 тыс. раз в день. Как выяснили Шваб и Мэй, у дятла в ходе эволюции образовались толстые губчатые черепные кости, напоминающие пенопласт. Кроме того, за миллисекунды до удара мигательная перепонка опускается на глаза дятла, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации. Премию в области акустики также получили американцы – Рэндольф Блейк, Линн Хэлперн и Джеймс Хилленбранд из университета в Тенесси. С помощью эксперимента они установили, почему людям неприятен скрип ногтей по школьной доске. В области медицины были премированы Фрэнсис Фесмайр (за исследование о том, как прервать неудержимую икоту) и группа израильских медиков, воплотивших этот метод на практике. В области физики заслуженную оценку получила работа парижан Базиля Одоли и Себастьена Нойкирх, объяснивших, почему сухие макароны ломаются более, чем на две части. В области химии было отмечено исследование группы испанских ученых из университетов Валенсии и Балеарских островов на тему, зависит ли скорость ультразвука в сыре, например, типа Cheddar-Kaese, от температур? И так далее.
Остановить дураков и наградить достойных – занятие, на наш взгляд, в равной мере полезное.
Виктор Фишман