Украина
Голодомор имел место быть
28 ноября Верховная Рада Украины после пятичасовой дискуссии приняла закон, согласно которому массовый голод на Украине в 1932-33 гг. официально признан геноцидом украинского народа, а его публичное отрицание влечент за собой административную ответственность.
Законопроект о признании голодомора геноцидом Ющенко направил в парламент еще 2 ноября. На фоне разгоревшихся споров по поводу одной из самых трагичных страниц украинской истории, президент Украины внятно заявил, что оценка гибели миллионов людей не может являться предметом дискуссии. «Я не прошу, я требую от парламента признать голодомор актом геноцида, это его прямая обязанность», – выразил свою позицию президент. Также Ющенко настаивал, чтобы за публичное отрицание факта голодомора была введена хотя бы административная ответственность – ведь во многих европейских странах за отрицание Холокоста существует ответственность уголовная. «Голодомор был геноцидом нации. Нас учили самому постыдному – научиться забыть это. Нас 75 лет учили, что нам нужно забыть фундаментальный канон православия и вытереть это из памяти», – пытался достучаться до иных сограждан и политиков президент.
В любой нормальной стране отрицать преступность массового уничтожения людей могут либо сумасшедшие, либо садисты – потенциальные убийцы. На большей же части пространства бывшего СССР, где мозги населения за десятилетия коммунистической власти оказались вывернуты наизнанку, без конца идут споры был ли сталинский режим диктаторским, был ли вообще ГУЛАГ, а на Украине вот – как оценивать голодомор. И если Ющенко можно предъявить претензии в каких-то тактических ошибках, то здесь, заняв четкую позицию, а не потакая темным инстинктам части населения, как иные из его коллег на просторах СНГ, он проявил себя как настоящий лидер нации.
И совершенно контрастно на этом фоне выглядит позиция, занятая Россией. Ее МИД уже несколько раз выражал обеспокоенность тем, что тема голодомора на Украине стала «предметом политических спекуляций», а украинские депутаты, по мнению того же МИДа, занялись не своим делом. Казалось бы, Россия сейчас, как она себя позиционирует – это новая Россия, демократическая (пусть демократия и управляемая, но зато уж такой демократии – захлебнешься, просто разгул!). Эта новая Россия другим – Грузии, например, – тычет, что там у власти обосновались наследники Лаврентия Палыча. И с какой бы стати вот этой новой демократической России, где никаких наследников, разумеется, давно нет, всполошиться по поводу того, что на Украине, наконец, черное названо черным, уничтожение миллионов человек официально признано геноцидом? К тому же и президент Украины однозначно заявил, что к нынешней России никаких претензий нет, «и народ России, и народ Украины являются жертвами. Для меня однозначно виновный в Голодоморе – это коммунистический сталинский режим». Но нет, всполошились отчего-то ребята. Что вытворяет старина Фрейд!
Впрочем, что удивляться. В России не считается геноцидом собственного народа не только гибель людей во время голода на Кубани и в Поволжье, но и гибель десятков миллионов людей за все время существования сталинского режима. Сколько бы кто ни говорил, что, мол, хватит копаться в прошлом, надо, мол, думать о сегодняшнем дне – но это все вещи взаимосвязанные, хотя и не очевидные. Как бы банально это сегодня ни звучало, но, не осудив преступления прошлого, невозможно гарантировать обществу, что эти преступления не повторятся. Без уважения относясь к памяти невинных жертв, затирая саму эту память о них, не нужно удивляться, что власть относится без уважения к согражданам сегодня. Осуждение преступного прошлого – залог того, что страна отказывается от наследства Лаврентия Палыча. Это сегодня продемонстрировала Украина.
Наша справка. Голодомором называется массовый голод на Украине, в России (в Кубани и Поволжье) и Казахстане в 30-х годах прошлого века, созданный искусственно в результате сталинской политики коллективизации. На Украине в результате голодомора погибли от 4 до 10 млн. человек (от 10 до 25 % населения), в России – около 6 млн., в Казахстане – один миллион. Кроме того, за годы советской власти Украина пережила еще два голодомора – в 1921-23 и в 1946-47 гг. Но, если первый и третий были следствием во многом гражданской и отечественной войн, то голодомор 30-х годов был вызван искусственно, став самым страшным по количеству жертв и, как полагают некоторые историки, имел целью наказать украинцев за их национальное самосознание.