Бавария

 

ДА  БУДЬ  Я  И  НЕМЦЕМ  ПРЕКЛОННЫХ  ГОДОВ…

 

Пятый том «Малой Советской энциклопедии» вышел в год смерти В.В.Маяковского и рождения дипломированного евангелического теолога и композитора Дитера Шнебеля (Dieter Schnebel). О причине такого нашего сопоставления мы расскажем ниже, а пока процитируем несколько строчек из статьи о Маяковском в упоминавшемся выше томе:

 

«…Первые вещи М. – бунт против существующего порядка вещей. Но бунт Маяковского, анархическ. и индивидуалистический, мелкобуржуазен по существу. Стиль Маяковского построен на ораторской и декламационной основе, с введением в поэзию языка разоряющихся мелкобуржуазных низов… Но и после Октября Маяковскому чуждо мироощущение пролетариата как органическая  система идей, чувств и настроений… Выпячивание своего «я», столь характерное для М., бунтаря-анархиста как пережиток прошлого, явно ощущается в его творчестве до сих пор…». Думаем, цитировать дальше нет смысла, ибо из этого отрывка становится совершенно ясно отношение власть предержащих к поэту, написавшему «Владимир Ильич Ленин» и «Стихи о советском паспорте»: не верили они ему!

 

А вот Дитер Шнебель не только верил, но и с юношеских лет был пленен образом поэта-бунтаря. Казалось бы, с какой стати?! Мальчик родился в Бадене в семье священника, учился в музыкальной школе во Фрайбурге, затем штудировал евангелическую теологию, философию и теорию музыки; в Тюбингенском университете защитил докторскую диссертацию по теме «Die Dynamik bei Schoenberg» (Арнольд Шёнберг, 1874-1951, основатель так называемой венской музыкальной школы,  разработал 12-тональный музыкальный ряд, написал много оркестровых и камерных произведений – прим. pед.). С 1973 года и до самого ухода на пенсию работал профессором по классу экспериментальной музыки в высшей музыкальной школе в Берлине. В 67 лет музыкант и дипломированный теолог написал первую мессу для евангелической церкви. А уже в 1999 году он получил Европейскую премию церковной музыки. В том же году Дитер Шнебель стал действительным членом Баварской Академии изящных искусств.

 

Стихи Владимира Маяковского и судьба поэта-бунтаря, как уже говорилось, увлекли молодого Дитера ещё с юных лет. Недаром первое светское музыкальное произведение «Глоссалия 61» он написал на стихи своего идола. Затем Дитер Шнебель написал сценарий и музыку к опере «Маяковский – танец смерти». Она впервые была направлена автором на Международный фестиваль современной музыки в Венеции в 1995 году, но по непонятным причинам не была показана. Премьера состоялась в Лейпцигской опере в марте 1998 года.

 

Во время увертюры на черном экране, занимающем всю сцену, движутся столбцы дат, мелькают соответствующие им события из жизни поэта и его друзей. Всё это напоминает колесики безостановочно движущегося часового механизма, отсчитывающего последние часы жизни не только  Владимира Маяковского, но и современной культуры и цивилизации.

 

9 января 2006 года в мюнхенском театре «Staatstheater Gaertnerplatz» была показана переработанная автором инсценировка под названием «Majakowskis Tod» (Ein Opernfragment in drei Szenen). В этом варианте уже нет танца смерти, в котором участвуют представители всех профессий и родов искусств. Продолжительность постановки уменьшена до часа с четвертью.

 

Ещё более усилен трагический кризис личности в последнем варианте постановки, которая состоялась 21 ноября 2006 года в том же мюнхенском театре. По времени это совпало с показом по первому каналу российского телевидения многосерийного художественного фильма «Есенин» (начало трансляции – 20.11.06). И в фильме «Есенин», и в трехактной постановке «Смерть Маяковского» участвуют одни и те же исторические персонажи – Маяковский, Бурлюк, Есенин. Но фильм похож на мыльную оперу, а в постановке немецкого мастера, основанной на стихах и биографии поэта, а также на материалах Лили Брик, чувствуется личная заинтересованность автора судьбой героя.

 

В первой сцене – «Последняя борьба» – поэт готовится к чтению своих стихов перед рабочей аудиторией. Он пытается отвергнуть упрек своей любовницы Норы в том, что поэзия Маяковского непонятна народу. Шум и беспорядки в зале, где он читает стихи, его полностью деморализуют. Во второй сцене – «Прощание» – поэт ведет телефонный разговор с двумя любимыми женщинами – Норой и Лилей. Он хочет доказать им и себе, что выдуманная им искусственная доктрина вождя жизнеспособна и плодотворна, в то время как на самом деле  она разрушает его нравственно и физически. Последняя сцена – «Завещание и смерть» – показывает, что у поэта уже нет никаких жизненных сил. Нора пытается доказать ему, что её профессиональные интересы выше его эмоциональных потребностей. Маяковский пишет известное нам прощальное письмо («Любовная лодка разбилась о быт…») и уничтожает оставшиеся недоработанными стихи и поэмы…

 

Нам, русскоязычным, интересна немецкая трактовка жизни нашего Владимира Владимировича Маяковского. А немецкая публика (хочется думать!) заинтересуется оригинальными текстами поэта, и выучит русский только за то, что им разговаривал Маяковский!

 

В пресс-службе театра мне сказали, что сегодня ещё не сверстаны планы будущего года, но они уверены, что постановка «Majakowskis Tod» в 2007 году будет несколько раз повторена. Так что следите за рекламой.

 

Тел. театра: 089-202411

 

Виктор ФИШМАН,

г. Мюнхен