Политика

Неадекватность и маразм режима

Мне уже приходилось писать о том, что не стоит искать в кажущихся порой алогичными действиях российской власти какой-то логики или скрытого смысла. Они, эти действия, в самом деле алогичны и не могут представлять пользы прежде всего для самой власти, с какой стороны к ним ни подъезжай. Ну какая, скажите, была польза от недавнего, мягко говоря, конфликта с Грузией? Да никакие действительные недоброжелатели России не могли бы столь подпортить ее имидж в глазах мирового сообщества, как эта антигрузинская истерия с преследованием и выселением этнических грузин!

 

В недавней передаче Евгения Киселева «Власть», идущей на канале RTVi, историк и политолог Дмитрий Фурман, анализируя действия российской власти за последний год во внешней и внутренней политике, делает вывод о неадекватности действий режима, на пустом месте создавшего вокруг России «кольцо врагов». Как ни банально это звучит, но так всегда неизбежно происходит, когда у власти нет оппозиции, это азбука демократии. Хотелось бы только заметить, что «неадекватность» – слишком уж мягкое слово для обозначения последних телодвижений путинского режима. Это несколько лет назад, когда власть арестовала Ходорковского и засадила его за решетку, ее действия еще можно было назвать неадекватными: ведь понятно было, что, несмотря ни на какие свои президентские амбиции, Ходорковский никогда не смог бы стать президентом. Олигарх, «ограбивший народ», да еще с отягчающей вину «пятой графой» – и в президенты!? Это вам не Чехия; Вацлав Гавел никогда бы не стал президентом России. Так что я умиляюсь, когда говорят, что Путин-де испугался президентских амбиций Ходорковского! Да это была просто личная месть человеку, осмелившемуся что-то там вякать, а про репутацию страны президент думал меньше всего! В прошлом номере нашей газеты в статье «Снова – эскадроны смерти?» приводилось свидетельство школьной учительницы Путина о том, что одна из основных черт ее бывшего ученика – мстительность, злопамятность. Думается, именно об этом надо помнить, объясняя слова и действия российского президента.

 

То, что происходит сегодня – та же история с Грузией, отравление Литвиненко и имена людей, которых российские СМИ и российская прокуратура «назначает» главными подозреваемыми по этому делу – это уже за гранью разумного, какое-то Зазеркалье. Сперва в отравителях Литвиненко значился Борис Абрамович. Когда же обнаружилось, что мировая общественность не спешит согласиться с этим сногсшибательным открытием российских сыщиков, нашелся другой кандидат: Леонид Невзлин. Обоснованием этих обвинений хоть сколь-нибудь правдоподобными уликами российская власть себя утруждать не стала. Такое ощущение, что она просто назначает в «отравители» поочередно всех своих врагов в безумной надежде, что, авось, кого-то из них мировая общественность и заглотнет. И вот такое поведение называть всего лишь «неадекватным»? Ведь тот же Дмитрий Фурман сказал, что реакция власти на «дело Литвиненко» «...фантастическая ... Такое выдумать нельзя. Это чистый гротеск». Адвокат же Михаила Ходорковского Юрий Шмидт просто назвал обвинение Невзлина в причастности к смерти Литвиненко издевательством. В интервью РИА Новости он заявил, что подозрения прокуратуры в причастности Невзлина к отравлению Литвиненко равносильны подозрениям в «...причастности Невзлина к убийству Кеннеди и Линкольна». Также адвокат сказал, что не удивится, «...если будут продолжаться более чудовищные обвинения».

Леонид Невзлин

Помните фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», вышедший на экраны на заре перестройки? Одного из героев фильма обвинили в том, что он собирался прорыть туннель из Бомбея в Лондон. Так это действительно был художественный прием, гротеск. А тут такой гротеск в жизни! Это уже неадекватность в степени маразма. Хотя внешне представители власти выглядят моложе советских геронтозавров, система уже маразматирует. И Дмитрий Фурман совершенно прав, говоря, что «на определенном этапе консолидации власти, сосредоточения ее в руках одного человека, на одного человека обращенной, происходит распад этой системы, и сам человек в какой-то мере становится неадекватен».

 

Вот теперь власть «шьет» новое дело Ходорковскому – вроде бы есть теоретическая возможность того, что арестанта могут помиловать как раз накануне президентских выборов, и Кремль хочет исключить всякую вероятность того, что бывший владелец ЮКОСа вдруг станет кандидатом в президенты. Собственно, это и есть вернейшее свидетельство перерастания неадекватности в маразм – думать, что у бывшего узника, сам факт отсидки которого является еще одним отягчающим вину обстоятельством вдобавок к вышеназванной пятой графе, вдруг окажется рейтинг, позволяющий ему помериться силами с официальным преемником. А, кстати, каким это образом Ходорковский вдруг может оказаться на свободе? Кого это вдруг пробьет осознание неправосудности деяний по отношению к бывшему олигарху? От кого исходит опасность? Может быть, от нового генпрокурора Юрия Чайки? Или само Басманное правосудие вдруг очнется да вспомнит, что оно – независимая ветвь власти? Ах да, речь ведь идет всего-то о помиловании... А кто, собственно говоря, в России имеет право миловать? Вообще-то вроде бы сам президент. Что же, выходит, он боится сам себя, своей тени? Вдруг помилует в каком-то бреду, потом будет кусать локти. Ну это уже просто Фрейд в активном действии...

 

Последнее время многие называют Путина «хромой уткой». Мне же, когда я наблюдаю, как он и выстроенная им система все больше вязнет в возникающих скандалах, убийствах; как им приходится выворачиваться, лгать, нести какую-то чепуху на потеху всему миру; как результат – злость на весь мир, как будто это он виноват в возникших проблемах; так вот, мне такой Путин все больше напоминает персонажа детской сказки Урфина Джюса, злого и беспощадного в минуты своего могущества, мелочного и мстительного, когда всё начинает рушиться. Тем более, что действия и высказывания путинских министров по интеллектуальному уровню как раз находятся вровень с действиями дуболомов Урфина Джюса. И полезность для имиджа России от их «дуболомных» деяний соответствующая...

 

Вадим ЗАЙДМАН

В оформлении использован рис. художника Л. Владимирского

к сказке А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»