Германия

 

Григорий КРОШИН

Генрих Гейне, Петер Хандке и… Слободан Милошевич,

или О том, как премию не дали никому

 

Это имя, Петер Хандке, вот уже больше полугода – то ежедневно, то с перерывами – не сходит со страниц европейской, в особенности немецкой, прессы. В декабрьские дни оно снова замелькало в крупных заголовках, теперь – по случаю 209-го дня рождения Генриха Гейне.

 

Дело в том, что настоящий скандал вызвало принятое ещё в начале лета решение жюри Премии имени Генриха Гейне  (учреждённой в 1972 году городским советом родины великого поэта – Дюссельдорфа), о присуждении этой почетной награды известному австрийскому писателю и драматургу Петеру Хандке.

 

Добавим, что с 2006 года Премия Гейне впервые составляет 50 000 евро (до этого – 25 000) и награждаются ею, согласно условиям,  личности, «которые своим интеллектуальным творчеством способствуют защите основных прав человека, чему посвятил свою жизнь Генрих Гейне, содействуют социальному и политическому прогрессу общества, служат взаимопониманию между народами и сплоченности всех людей». И торжественная церемония вручения этой премии происходит традиционно – раз в два года – именно 13 декабря, в день рождения Гейне, а на этот раз она задумана как финал, своеобразный заключительный аккорд мероприятий, посвящённых 150-му году со дня смерти поэта.

 

Стоит сказать, что родившийся в 1942 году в Австрии Петер Хандке буквально ворвался в литературу в 1966 году громкой премьерой своей пьесы «Поругание публики» во Франкфурте-на-Майне. Известны его пьесы: «Страх вратаря при 11-метровом ударе», «Поездка верхом по Боденскому озеру», «Неразумные вымирают» и «Короткое письмо для долгого прощания». Время от времени они идут на многих европейских сценах, в том числе во Франции, Германии. Кроме всего прочего, Петер Хандке – довольно титулованный автор, является лауреатом весьма престижных Премии Герхарта Гауптмана и Большой Австрийской государственной Премии. Однако с последним объявленным лауреатством случился казус…

 Петер Хандке

Правда, первый тревожный звонок, возвестивший о возможном скандале, раздался ещё до объявления решения дюссельдорфского жюри. И совсем не в Германии, а во Франции, где «в эмиграции», вблизи Парижа, живет и творит нынче Петер Хандке. Итак, в Париже в конце апреля было объявлено, что новая пьеса Петера Хандке «Поездка в стране звука, или Искусство вопроса» удалена из репертуарного плана 2007 года знаменитого театра «Comedie Francaise» («Комеди Франсез»). Дирекция театра обосновала это решение вовсе не удовлетворившим её качеством пьесы и не прочими художественными либо техническими причинами, а… участием Петера Хандке в похоронах югославского экс-президента Слободана Милошевича и его просербской речью на траурной церемонии.

 

Однако возникший тогда довольно громкий шум вокруг Хандке и его заявлений, сделанных перед могилой сербского диктатора и жестко раскритикованных европейской общественностью, как показали дальнейшие события, оставили абсолютно холодными членов жюри Премии Гейне. Они, несмотря ни на что, избирают в качестве лауреата Премии 2006 года именно этого писателя: «Упрямо, как Генрих Гейне, он следует по пути к открытой правде. Он принципиально отстаивает свой поэтический взгляд на мир, идущий подчас против общего мнения и общепринятых ритуалов», – сказано в решении жюри.

 

Что касается «идущего против общего мнения», это действительно так. Немецкий критик Йенс Дирксен вспоминает: «Когда Петер Хандке в 1996 году в своей книге «Зимнее путешествие, или Справедливость для Сербии» напоминал миру о том, что «в Балканском конфликте правда не выглядит черно-белым клише», он был провоцирующей персоной для тогдашнего общественного мнения. И упорство, с которым Петер Хандке отстаивает до сих пор свою любовь к Сербии, отдаёт явным донкихотством из романа Сервантеса, который Гейне перевёл с испанского на немецкий».

 

Кстати, семь лет назад Петер Хандке публично отказался от присуждённой ему Премии Бюхнера, которой его наградили в 1973 году, – в знак протеста против НАТОвских бомбардировок Белграда. То есть жюри Премии Гейне, безусловно, отдавало себе отчёт в том, на какой риск оно идет, присуждая Премию этого года Петеру Хандке.

 

И грянул скандал. В германской, а потом и во всей европейской прессе все эти полгода не утихают страсти вокруг, казалось бы, сугубо литературного (или шире – культурного) события. Превратившегося в итоге, однако, в чисто политическое.

 

С каждым днём давление на дюссельдорфское жюри росло. Все больше критических голосов со всех сторон, вплоть до Берлина, требовали «ни в коем случае не награждать Петера Хандке столь уважаемой премией». Мгновенно к кампании, осуждающей жюри (или чужака Хандке?..), подключились политики. Фриц Кун, глава «зелёных» в немецком бундестаге решительно потребовал с телеэкрана: «Городской совет Дюссельдорфа должен отменить это решение». В самом горсовете спорная тема обсуждалась во всех без исключения фракциях: социал-демократы, «зелёные» и либералы объявили, что намерены солидарно голосовать против кандидатуры Хандке. (По Положению о Премии Гейне, именно за городским Советом, выделяющим деньги на премирование – те самые 50 тысяч евро – остаётся последнее, решающее слово, но до сих пор это было всегда лишь чистой формальностью). Также два члена жюри – Кристоф Штёльцль (партия христианских демократов) и член партии «зелёных» Марит фон Алефельд отмежевались от принятого решения.

 

Иначе видит проблему член жюри обер-бургомистр Дюссельдорфа Иоахим Эрвин: «Я считаю невозможным согласиться с тем, чтобы городской совет аннулировал решение жюри, это была бы настоящая цензура».

 

Между прочим, сразу после объявления решения жюри Эрвин встречался с будущим  лауреатом на его второй родине, под Парижем. Петер Хандке заявил ему, что принял бы награждение «с радостью». Ему, сказал австрийский писатель, почётно получить эту награду вслед за немецким поэтом и сатириком Робертом Гернхардтом, предыдущим лауреатом Премии Гейне. (А до Гернхардта лауреатами Премии Гейне в разные годы были писательница Эльфрида Елинек, бывший президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер, писатель Макс Фриш, гэдээровский бард-диссидент Вольф Бирман, поэт Ханс Магнус Энценсбергер и др.).

 

Решение жюри одобрил и социал-демократ Ханс-Ульрих Клозе: «Я нахожу, что Хандке – это прежде всего поэт, имеющий свои определённые политические взгляды, с которыми можно спорить или соглашаться. Но премией отмечены не его политические взгляды, а литературные заслуги». Министр науки земли Северный Рейн-Вестфалия Андреас Пинкварт считает: «Мы должны поступить так, как действуют в демократическом обществе: не сталкивать писателя со сцены из-за его политических убеждений, как это произошло во Франции».

 

Тем временем в атаку на Хандке бросились и европейские парламентарии. Так, для председателя одного из комитетов ЕС Эльмара Брока, «просто непостижимо, что в год, когда Хандке держит надгробную речь по Милошевичу, он награждается Премией Гейне!»… Ему вторит уполномоченный ЕС по Юго-Восточной Европе Эргард Бузека: «Я считаю решение жюри весьма проблематичным. Оно оскорбляет вместе с тем и многих мертвецов»…

 

Наивысшего градуса кампания против кандидатуры Хандке достигла в мнении премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Юргена Рюттгерса: «Премии недостоин тот, кто ставит под сомнение – или хотя бы с чем-то сравнивает – жертвы Холокоста». (Основанием для такого вердикта главе земельного правительства послужила цитируемая газетами фраза Хандке, якобы сказанная им на похоронах Милошевича: «Жертвы среди сербов ещё страшнее, чем среди евреев»…)

 

«Если решение жюри будет большинством горсовета отменено, то в этом году не будет вообще Премии Гейне, – заявил обер-бургомистр Дюссельдорфа Иоахим Эрвин. – Нельзя же избирать лауреата в порядке возмещения выбывшего»…

 

Как в воду смотрел городской голова: после сильных протестов предоставление Премии Генриха Гейне австрийскому писателю, поэту и драматургу Петеру Хандке отменено из-за его просербской позиции.

 

В знак протеста против такого решения горсовета из жюри Премии Генриха Гейне демонстративно вышли авторитетная критикесса Зигрид Лёффлер и французский литературовед профессор Жан-Пьер Лефебвре: «Мы не хотим больше быть членами жюри, которое не отстаивает своё решение. Мы не можем находиться в распоряжении у города, который сначала приглашает в жюри независимых членов, а затем дезавуирует их политически».  

 

Узнав о позиции дюссельдорфского горсовета, Петер Хандке в письме к обер-бургомистру Эрвину сам отказался от Премии Гейне: «Не тратьте, дорогой господин Эрвин, драгоценное время на заседание горсовета по поводу решения о Премии. Лучше устройте для всех Ваших чиновников на это время пикник на Рейне. А я отказываюсь от Премии, не желая больше подвергать себя оскорблениям со стороны политиков».

 

Между тем пришло сообщение из Берлина: актёры театра «Берлинский ансамбль» Кэт Райхель и Рольф Беккер выступили с инициативой учредить альтернативную Премию Гейне и вручить её Петеру Хандке, для чего призвали общественность собрать те самые 50 000 евро. Берлинские инициаторы повторили свой упрёк в адрес Дюссельдорфского горсовета в том, что речь в случае отмены решения жюри идёт о «наступлении на свободу искусства». Однако Хандке в письме берлинцам говорит: «Пожалуйста, не надо мне присуждать никакой премии, и альтернативной в том числе. Но возможные премиальные деньги следовало бы отдать сербским анклавам, которые, как справедливо подчеркивали берлинские инициаторы, «окружены колючей проволокой и должны защищаться танками»... Актёры ответили, что попытаются принять это предложение. И сообщили, что до сих пор пожертвованиями в счёт альтернативной берлинской премии собрано уже более 18 700 евро...

 

Словом, история с Премией Гейне завершена ничем. День рождения – 13 декабря – классика позади, Премия Гейне в 2006 году не присуждена никому. Впрочем…  

 

Вот самая свежая информация: дюссельдорфский писатель Петер Ямин накануне дня рождения Гейне выпустил в свет свою книгу «Скандал вокруг Хандке, или Как дебаты по поводу Премии Гейне обнажили наше культурное общество», в которой автором делается вывод о том, что, во-первых, «Положение о Премии не предусматривает отказа от неё и, стало быть, лауреатом остаётся Петер Хандке, с чем его и поздравляем», а во-вторых, события показали, что «Дюссельдорф явно недостоин учреждать Премию имени Генриха Гейне».

 

Вот так-то.

г. Дюссельдорф