Германия

 

Скандал вокруг турецко-подданного

 

28 января «Deutsche Welle» предпослала своему обзору на русском языке немецкой прессы заголовок: «Скандал с "бременским талибом" может вызвать политическое землетрясение» и подзаголовочек: «Главная тема немецкой печати – скандал вокруг министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и других членов правительства бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера в связи с делом Мурата Курназа».

 

Приводится, в частности, мнение по этому делу еженедельника «Die Zeit»: «Уже давно в Германии подозревали, что целый ряд министров и высокопоставленных чиновников в период с 2002 по 2005 годы не предпринимали ничего, что могло бы способствовать освобождению Мурата Курназа… Теперь появилось новое подозрение, еще более серьезное, что они со всем бюрократическим пылом препятствовали его освобождению». И если последнее подозрение подтвердится, «это окончательно погубит репутацию бывших министров внутренних дел Отто Шили и иностранных дел – Йошки Фишера. Другие участники этого дела, ныне занимающие высокие посты, должны будут сделать соответствующие выводы», то есть, очевидно, подать в отставку.

 

И далее в статье говорится: «Еще более тяжелым последствием этого скандала станет то, что он вызовет сильнейшее политическое землетрясение и ввергнет ныне правящую в Германии большую коалицию в экзистенциальный кризис – как раз в тот момент, когда официальный Берлин руководит судьбами Европейского Союза и председательствует в "группе восьми" ведущих индустриально развитых стран мира и России. То есть в то время, когда важную роль играет министр иностранных дел и необходима стабильность, это спровоцирует глубокий моральный кризис и надолго станет символом циничной и человеконенавистнической политики».

 

Боже мой, что эти бесчеловечные министры такого могли натворить, что чуть ли не существование ЕС поставили под угрозу!?

 

Скандал разгорается, 31 января «Deutsche Welle» дает уже обзор мировой прессы по этому же поводу. Итальянская «Corriere della Sera» сообщает: «Тень бывшего заключенного Гуантанамо нависла над Штайнмайером, под угрозой оказалась его карьера, в коалиции возникла трещина». Австрийская «Die Presse» высказывает мнение, что Штайнмайеру «следовало бы принести извинения Курназу… Этот случай может привести к отставке Штайнмайера». С этим мнением солидаризуется другое австрийское издание – «Der Standard»: «Действия Штайнмайера по урегулированию возникшего кризиса можно охарактеризовать как малоубедительные… Чем скорее будет внесена ясность в это дело, тем лучше. Тактика проволочек негативно отражается не только на репутации самого Штайнмайера, но и на правительстве в целом».

 

В 1948 году, если помните, был Берлинский кризис, в 1962 году – Карибский, и вот – новый кризис. Но, слава богу, речь идет уже только о судьбе министра и, возможно, правительства Германии, ЕС, видимо, уже вне опасности. Но кто же такой Мурат Курназ, и чем перед ним так страшно провинились министр иностранных дел Германии и германское правительство?

 

Ответ я нашел в обзоре той же «Deutsche Welle» от 25 августа 2006 года. Там говорится: «Вернувшийся из "мест отдаленных" турецкий гражданин Мурат Курназ с 2002 года до недавнего времени содержался в американском военном лагере в Гуантанамо-Бей по обвинению в причастности к деятельности исламистских террористических организаций – прежде всего, движения "Талибан"». И ставится закономерный вопрос: «Почему турецкий гражданин, обвинения в отношении которого не были доказаны, был доставлен из Гуантанамо в Германию, а не в Турцию? И почему, собственно, вокруг этого дела – такая шумиха?»

 

Оказывается: «Гражданин Турции Мурат Курназ родился и постоянно проживал в Германии». Ну, конечно, турок, родившийся и всю жизнь проживший в Германии, имеет право выбрать турецкое гражданство. Но должно ли правительство Германии в таком случае нести полную и единоличную ответственность за его судьбу? Не логичнее ли ожидать этого от турецкого правительства? Мы к этому вопросу еще вернемся.

 

А пока продолжим чтение: «В 2001 году – как раз в то время, когда были совершены теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне – у юноши проявился интерес ко всему, что касается ислама, но это, как он утверждает, никак не было связано с террористами. Мурат Курназ отправился с друзьями в путешествие по Пакистану. В дороге было запланировано много интересных встреч, кроме того, ребята хотели всерьез изучать Коран».

 

Ну, случайное совпадение. А если даже и не совсем случайное – захотелось, скажем, ребятам разобраться, есть ли в Коране нечто, что могло сделать их единоверцев террористами-смертниками – в этом тоже еще нет криминала. А в Европе разве Коран как следует изучишь? Другое дело – Пакистан. Тамошних учащихся медресе не зря зовут талибами, что по-арабски означает «ищущие знания». Так что ничего странного в том, что ребята из Германии решили искать углубленные знания Корана именно там.

 

Но Курназу почему-то не поверили: «В ноябре 2001 года на путешественника из Германии обратили внимание пакистанские стражи правопорядка». Его арестовали, переправили в США, где он предстал перед военным трибуналом: «Американцев интересовали его контакты с активными членами экстремистских объединений, причастными к организации терактов 11 сентября. Обвинение утверждало также, что в Пакистан Курназ отправился для того, чтобы потом поехать в соседний Афганистан и там пройти курс подготовки в одном из тренировочных лагерей террористов». Однако, «доказать вину не удалось».

 

Возмутительно, эти американцы хватают невинных людей!.. Вечером 6 февраля по одному из немецких каналов эта тема обсуждалась на неком подобии круглого стола (она сейчас обсуждается едва ли не на всех каналах). И один из участников сказал примерно следующее: это сейчас мы знаем, что за Курназом не было никакой вины или, по крайней мере, что его вина не доказана. Но тогда, когда прошло всего две недели после 11 сентября и становилось ясно, что многие из террористов прибыли в США из Германии, молодой мусульманин, родившийся в Германии, но выбравший турецкое гражданство и прибывший зачем-то в самое гнездо террора, естественно, вызвал подозрения. Если он хотел поглубже изучить Коран, он не мог сделать это в «родной» Турции или, например, в относительно «либеральном» Марокко? Никто из присутствующих на это не возразил.

 

Но помните, я обещал вернуться к вопросу о том, какому правительству, по логике вещей, в первую очередь следовало заинтересоваться судьбой гражданина Турции? Вопрос этот, оказывается, интересовал не меня одного. В том же обзоре «Deutsche Welle» от 25 августа 2006 года сообщается: «По словам Бернхарда Доке – немецкого адвоката бывшего заключенного, родственники узника предполагали сначала, что Курназа из Гуантанамо отправят в Турцию. Но Анкара, судя по всему, интереса не проявила и переговоров об освобождении юноши не вела».

 

Поведение Анкары у адвоката никаких особых эмоций не вызывает, свое возмущение он изливает на немецкие власти: «Немецкая сторона тоже подключилась не сразу, поскольку немецкие чиновники тоже весьма долго интересовались связями заключенного и хотели получить от него какую-то информацию, которая облегчила бы им поиски ячеек террористических объединений… Ему было 19 лет, когда он покинул Германию, и он не один месяц провел в чудовищных условиях Гуантанамо, где его пытали. Длительное время от немецкой стороны не поступало никаких заявлений. Не было даже высказано сочувствия родственникам, не говоря уже о поддержке наших многолетних усилий на юридическом уровне».

 

Что касается родственников, то их, на мой взгляд, стоило бы сначала спросить, что же они в столь критический момент отпустили мальчика в столь критический район.

Несмотря на возмущение адвоката, тогда, в августе, «Deutsche Welle» подавала развитие событий, как большой успех и заслугу немецкой стороны: «То, что Германии удалось вернуть в Бремен 24-летнего заключенного Гуантанамо Мурата Курназа, расценивается федеральным правительством как большой успех. "МИД и ведомство федерального канцлера объединились в достижении общей цели – освободить господина Курназа – и вели в этой связи переговоры с американской стороной, причем на самых разных уровнях, – заявил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. – И мы достигли успеха. Поддержку нам оказывали различные инстанции, в частности, министерство внутренних дел Германии". Свое изначальное невмешательство Германия объясняет разными причинами… Однако как только федеральное правительство подключилось к решению проблемы, результат был достигнут: заключенный освобожден».

 

А вот самый примечательный момент: «Более того, нынешнее федеральное правительство, как было заявлено журналистам в пятницу 25 августа, не несет ответственности за действия прошлого кабинета, который, видимо, был менее активен».

 

Но дошлый адвокат, видимо, продолжал раскручивать сюжет, а журналистам только того и надо было. И всего через несколько месяцев, как мы видели выше, тон «Deutsche Welle» стал совсем другим. Свалить все на «прошлый кабинет» не получилось уже хотя бы потому, что кое-кто из нынешнего кабинета был и в прошлом не последней спицей в колеснице, и первый (и самый виновный!) из них – глава нынешнего германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, бывший в кабинете Шредера главой ведомства канцлера.

 

Вот о чем, со ссылкой на немецкий еженедельник «Stern», сообщается в уже цитированном выше обзоре «Deutsche Welle» от 28 января 2007 года: «29 октября 2002 года проходит заседание руководителей служб безопасности Германии  под руководством Штайнмайера… Участники заседания во главе с Штайнмайером едины во мнении: Мурат Курназ пусть лучше остается там, где он есть… Штайнмайер и его доверенные лица оставляют Курназа на произвол судьбы – и шокируют тем самым американцев. После выговора со стороны руководителя разведки США в Мюнхене, один высокопоставленный чиновник немецкой разведки докладывает 9 ноября 2002 года главе Федеральной разведывательной службы Ханнингу: отказ Германии рассердил американцев. Они хотели освободить Курназа – и именно поэтому предоставили немецким разведчикам возможность посетить Курназа в Гуантанамо».

 

Словом, выяснилось, что Штайнмайер и другие немецкие официальные лица совсем не были счастливы снова увидеть турецкого гражданина Мурата Курназа на земле Германии, и по этой причине означенный еще около четырех лет оставался в совсем не курортном заведении Гуантанамо. Но заметим: не только подавляющее большинство немецких журналистов, но и американцы считают, что позаботиться о нем должны были именно немецкие, а отнюдь не турецкие власти!

 

И вот, как написала «Die Zeit» (см. выше), это поведение немецких политиков «спровоцирует глубокий моральный кризис и надолго станет символом циничной и человеконенавистнической политики». За Штайнмайером (и некоторыми другими) есть грешок: пытались замести следы своего первоначального нежелания выручать Курназа. Ну, так и обвиняли бы их в неискренности. Но обвинение в «человеконенавистничестве» – явный перебор.

 

Возможно, во мне говорит «совок», но я думаю, что лучше: например, российские СМИ, которые почти единодушно повторяют вслед за Генеральной прокуратурой, что Литвиненко отравили Березовский или Невзлин, или же СМИ типа немецких, которые всей сворой набрасываются на собственных политиков за малейшее упущение. То же самое происходит сейчас в Израиле: президент страны Моше Кацав чуть ли не плачет – почему израильские СМИ верят любой б…ди, но не ему.

 

Я, конечно, все же отдам предпочтение немецким (или израильским) СМИ, но… нельзя ли без крайностей? Неплохо бы все же меру знать. Штайнмайер имел основания считать, что о турецком гражданине должно в первую очередь позаботиться турецкое правительство.

 

Известно: когда ярлык фашиста приклеивали направо и налево, это помогало подлинным фашистам творить свои мерзости. Столько в мире подлинно человеконенавистнических деяний, и навешивать этот ярлык политикам за не слишком большие провинности – это лишь помогает действительным мерзавцам затушевывать свои античеловеческие преступления. И еще: западная пресса много пишет о «пытках» в Гуантанамо, а потом оказывается, что вину тех, кого «пытали», «доказать не удалось». Наивные люди, когда действительно пытают, «доказать удается» все, что угодно…

 

В дальнейшем мы надеемся рассказать о в чем-то похожей, но во многом и отличной «одиссее» жителя Нового Ульма ливанца по происхождению Каледа аль-Масри. От также стал жертвой не слишком профессиональной работы американских спецслужб, но, будучи гражданином Германии, имел полное право на защиту с ее стороны и получил ее, хотя, может быть, и с некоторым опозданием: выданы ордера на арест 13 предполагаемых агентов американских спецслужб, подозреваемых в похищении в 2003 году аль-Масри с дальнейшей его отправкой в афганскую тюрьму, где он провел пять месяцев. Эта история еще далека от завершения.

 

И. Зайдман